Обращением
интервала
называется результат перемены мест составляющих его
тонов
, когда основание становится вершиной, а вершина — основанием интервала
. Исходный простой интервал и его обращение способны дополнять друг друга до
октавы
. Обращение составных интервалов рационально рассматривать как обращение соответствующих им простых интервалов: независимо от количества дополнительных
октав
основные закономерности обращения простых интервалов не изменяются
. Закономерности эти следующие:
Все интервалы разделяются на две группы взаимнообратимых интервалов
. Прима обращается в октаву, октава — в приму; секунда — в септиму, септима — в секунду; терция — в сексту, секста — в терцию; кварта — в квинту, квинта — в кварту.
Сумма
тоновых
величин взаимнообратимых интервалов равна шести (тоновой величине
октавы
), а сумма
ступеневых
величин — девяти
. Несоответствие числа «9» с обозначением октавы объясняется тем, что одну ступень при суммировании приходится считать дважды, так как она является основанием одного и вершиной другого интервала
.
У взаимнообратимых интервалов идентичная степень
консонантности
.
При обращении определённых видов интервалов чистые интервалы обращаются в чистые, большие — в малые (и наоборот), увеличенные — в уменьшённые (и наоборот), дважды увеличенные — в дважды уменьшённые (и наоборот). Таким образом, при обращении всех интервалов, кроме чистых, образуются интервалы противоположных видов
.
Здесь может располагаться
отдельный раздел.
Помогите Википедии, написав его.
(
31 мая 2015
)
Исторические сведения
Первую систему аккордовых обращений составил
Жан-Филипп Рамо
в 1722 году
. Осмыслив практику
генерал-баса
, Ж.-Ф. Рамо установил родство трезвучий с их обращениями
.
Обращения трезвучий и септаккордов
Расположение всех звуков по
терциям
всегда образует
основной вид
аккорда терцового строения
. В таком расположении нижний (басовый) голос содержит
основной тон
аккорда (от
нем.
Grundton), то есть звук, по отношению которому определяются остальные (терция, квинта, септима и т.д.). Комбинация звуков (терцового) аккорда, при которой основной тон не является нижним по
тесситуре
, называется его
обращением
.
первое обращение —
секстаккорд
(обозначают «
6
») — обращение с терцовым тоном в нижнем голосе
;
второе обращение
—
квартсекстаккорд
(обозначают «
6
4
») — обращение с квинтовым тоном в нижнем голосе и
квартой
в основании
.
Между крайними звуками в секст- квартсекстаккордах обнаруживается интервал
сексты
(в то время как крайние звуки трезвучия в основном виде образуют
квинту
).
первое обращение —
квинтсекстаккорд
(обозначают «
6
5
») — обращение с терцовым тоном в нижнем голосе;
второе обращение —
терцквартаккорд
(обозначают «
4
3
») — обращение с квинтовым тоном в нижнем голосе;
третье обращение —
секундаккорд
(обозначают «
2
») — обращение с септимовым тоном в нижнем голосе и
секундой
в основании.
Во всех обращениях септаккорда обнаруживается
секунда
(как результат обращения
септимы
между крайними звуками септаккорда, находящегося в основном виде), вершина которой содержит
основной тон
.
В каждом из трёх обращений септаккорда интервалом между крайними звуками выступает
секста
(а в основном виде —
септима
).
В обращении мелодии все шаги меняют направление: шаг на интервал вверх (вниз) заменяется шагом на интервал вниз (вверх); например, вместо шага на терцию вверх выполняется шаг на терцию вниз, вместо квинты вниз — квинта вверх и так далее. Это нередко применяется в
фугах
и фугообразных
жигах
.
Примечания
Алексеев Б., Мясоедов А.
Глава IV. ИНТЕРВАЛЫ
//
. — Москва: Издательство «Музыка», 1986. — С. 76. — 240 с. —
38 000 экз.
29 марта 2023 года.
↑
Коллектив авторов.
Теория музыки. Учебник для музыкальных училищ и старших классов специальных музыкальных школ / Общая редакция Т. С. Бершадской. — Издательство «Композитор • Санкт-Петербург», 2003. — С. 60—62. —
ISBN 5-7379-0177-7
.
↑
Способин И. В.
Элементарная теория музыки. — Москва: Кифара, 1996. — С. 64—67. — 208 с. — ISBN — ББК 85.90.
↑
, с. 93.
(неопр.)
. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона. — Во всех учебниках гармонии, генерал-баса и композиции, которые появились со времени Рамо, изложено учение об обращениях аккордов, для обозначения которых применяются цифры под басом, называемым цифрованным басом или генерал-басом. Дата обращения: 9 мая 2010.
25 августа 2011 года.
Абызова Е.Н.
Гармония: учебник. —
М.
: Музыка, 2008. — С. 9. — 383 с. —
2000 экз.
—
ISBN 978-5-7140-0967-9
.
Алексеев Б. К., Мясоедов А. Н.
§ 68. Основной вид аккорда
//
. —
М.
: Музыка, 1986. — С. 142. — 240 с. —
38 000 экз.
2 апреля 2023 года.
↑
, с. 98.
↑
Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев.
(неопр.)
7not.ru. Дата обращения: 9 мая 2010.
3 сентября 2011 года.
↑
(неопр.)
.
Большая российская энциклопедия
. Дата обращения: 2 апреля 2023.
2 апреля 2023 года.