Interested Article - Горчаков, Сергей Петрович
- 2021-07-25
- 1
Сергей Петрович Горчаков (настоящая фамилия Цвейфель ; 10 февраля 1905 , Москва — 4 июля 1976 , там же) — российский дирижёр и музыкальный педагог.
Окончил Московскую консерваторию ( 1929 ), ученик Константина Сараджева . Работал с духовыми оркестрами, в 1939 — 1952 гг. дирижёр Симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения , возглавлявшегося в это время Николаем Головановым . Среди значительных записей Горчакова с этим коллективом — Концерт для фортепиано с оркестром № 20 Вольфганга Амадея Моцарта и Фантазия для фортепиано, хора и оркестра Людвига ван Бетховена с Марией Юдиной , Фантазия на темы Рябинина Антона Аренского с Марией Гринберг , его же фортепианный концерт с Григорием Гинзбургом , скрипичный концерт Сергея Ляпунова с Юлианом Ситковецким .
Кандидат искусствоведения (Московская консерватория, 1958 , диссертация «Об особенностях переложений фортепианных произведений для духового оркестра»), на основе диссертации выпустил книгу «Практическое руководство по инструментовке для духового оркестра. Переложение фортепианных произведений» ( 1962 ). В 1952-73 гг. преподавал на военно-дирижёрском факультете Московской консерватории дирижирование (духовым оркестром), инструментовку и чтение партитур. С 1973 г. работал на кафедре оркестрового дирижирования ГМПИ им. Гнесиных (профессор с 1975).
Горчаков известен оркестровкой знаменитого фортепианного цикла Модеста Мусоргского « Картинки с выставки », осуществлённой им в 1954 г. Заметно уступая в популярности самой известной оркестровке Мориса Равеля , версия Горчакова имеет, однако, своих поклонников — прежде всего, Курта Мазура , впервые исполнившего её за пределами СССР в 1968 г., записавшего её на пластинку в 1991 г. Эта версия, как отмечают специалисты, «ровнее и мрачнее» , она «полна русской мощи и мужественного величия» ( ) . К числу весьма немногочисленных аудиозаписей «Картинок» в редакции Горчакова (помимо Мазура) относятся записи под управлением дирижёров К. А. Симеонова (1980) и К. А. Риккенбахера (2000).
Горчаков перевёл на русский язык «Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке» Гектора Берлиоза (с дополнениями Рихарда Штрауса ; т. 1—2. Москва, 1972).
Среди учеников — Е. Аксёнов, Ю. Лагутин, И. Раевский, В. Скоторенко.
Примечания
- от 16 января 2018 на Wayback Machine // The New York Times , October 6, 1992.
- от 7 ноября 2017 на Wayback Machine // The New York Times , November 29, 1987.
Сочинения
- Практическое руководство по инструментовке для духового оркестра. Переложение фортепианных произведений. Москва, 1962.
- Основы дирижерской техники (с соавторами). Москва, 1963.
- Учебник инструментовки для духового оркестра (с соавторами). Москва, 1967.
- Инструментовка для духового оркестра. Учебное пособие (с соавторами). Москва, 1978.
Литература
- Аксёнов Е. С. Горчаков // Московская консерватория от истоков до наших дней 1866—2006. Москва, 2007, с.134. ISBN 978-5-89598-196-2 .
- 2021-07-25
- 1