Interested Article - Инсайт

Аллегория инсайта

Инса́йт ( англ. insight ), озаре́ние — внезапное осознанное нахождение решения какой-либо задачи, ставшее результатом продолжительной бессознательной мыслительной деятельности (см. эврика ) . В психотерапии инсайтом обозначают сопровождающееся прозрением и катарсисом осознание человеком причин своего состояния или проблемы .

Появлению инсайтов (озарений) способствует смена деятельности человека, а также жизненных стереотипов. Кроме того, для активизации сознания существуют специальные технологии, такие как деловые игры и метод мозгового штурма . Озарение активно применяется в психодраме .

В психологии

Понятие инсайта является неотъемлемой частью гештальтпсихологии . Впервые этот термин был применён в 1925 году Вольфгангом Кёлером . В опытах Кёлера с человекообразными обезьянами , когда им предлагались задачи, которые могли быть решены лишь опосредствованно, было показано, что обезьяны после нескольких безрезультатных проб прекращали активные действия и принимались просто разглядывать предметы вокруг себя, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению.

В дальнейшем это понятие использовалось Карлом Дункером и Максом Вертгеймером в качестве свойства человеческого мышления, при котором решение достигается путём умозрительного постижения целого, а не в результате подробного анализа.

В терминах Я. А. Пономарева инсайт представляет собой результат работы интуитивных, неосознаваемых, древних процессов поиска решения .

Кроме того, психологи употребляют этот термин для описания такого явления, при котором человек испытывает инсайт, скорее относящееся к категории воспоминаний, но отличное от последнего тем, что формируется не просто мысленный образ, но также и различные ощущения различных модальностей , присущих данному воспоминанию.

Также этот термин может использоваться в значении внелогическое прозрение . В некоторых медитативных практиках, а также при приёме сильнодействующих препаратов, человек способен получить некоторые сведения в отношении свойств предметов или материалов в отсутствие каких бы то ни было достоверных сведений о нём [ источник не указан 1059 дней ] .

Впрочем, были проведены прямые эксперименты , результат которых «был признан сильным аргументом против существования инсайта» .

В психоанализе

В более точном и широком смысле слова, психоанализ под инсайтом понимает способность личности менять мотивы собственного поведения, оперативно осознавать собственную психодинамику и понимать смыслы символического поведения. :55

Аналитики традиционно различают два типа инсайта:

  • Умственный инсайт , понимаемый как способность субъекта в целом верно оценивать собственное поведение и понимать свою психопатологию от начала и в процессе её развития. Чаще всего умственный инсайт относят к области обсессивной защиты личности, поскольку он позволяет субъекту понимать и эффективно держать под контролем те беспокоящие его стороны собственной личности, по отношению к которым он чувствует отчуждение.
  • Эмоциональный инсайт , понимаемый как способность ощутить и адекватно осознать значение собственного бессознательного и его символических проявлений. В отличие от умственного инсайта, эмоциональный является, скорее, свидетельством свободы от отчуждения и нахождения субъекта в свободном контакте с собственным бессознательным.

Инсайт является весьма важной способностью личности, необходимой не только для практики, но и для теории психоанализа. Нередко даже сама по себе цель психоаналитического лечения определяется как «получение необходимого инсайта», хотя сам Фрейд не использовал в точности подобной формулировки, предпочитая другую: что целью психоаналитического лечения является превратить бессознательное в сознательное. :56 Впрочем, оба определения в равной степени исходят из той предпосылки, что сознание обладает ярко выраженной интегративной функцией в отношении всей структуры личности и способно выступить в качестве компенсирующего и объединяющего фактора.

В концепции аналитической психологии Карла Юнга , инсайт может рассматриваться как проявление интуиции , одной из четырёх основных психологических функций, определяющей отношение человека к самому себе и окружающему миру и, как следствие, к способу принятия им жизненно важных решений. Достаточно интересный и даже, отчасти, курьёзный пример толкования понятия инсайта Карл Юнг дал в 1909 году применительно к самому себе. В течение предыдущих двух лет, со всё возрастающим напряжением его заботила проблема собственной супружеской неверности , когда молодой психоаналитик никак не мог совместить собственную строгую протестантскую мораль и острое желание иметь несколько сексуальных партнёров. И наконец, словно вспышка вдохновения , к нему пришло долгожданное освобождение от мучившей проблемы. Об этом моменте можно прочитать в дневнике его молодой русской пациентки , с которой Юнг имел длительную интимную связь :

«Он хотел показать мне, что мы друг для друга совершенно чужие люди, и что снова искать встречи с ним будет для меня унизительно. Однако я решила снова пойти в следующую пятницу, но держаться сугубо профессионально . Дьявол шептал мне другое, но я больше не слушала его. Я сидела там в глубокой депрессии . Тут появился он, сияя от удовольствия, и начал очень эмоционально рассказывать мне о Гроссе, об инсайте, которого он недавно достиг (то есть, о полигамии ); он больше не желает подавлять своё чувство ко мне, он признаёт, что я для него первая и самая дорогая женщина, за исключением, конечно, жены , и т. д. и т. д., и что он хочет всё рассказать о себе».

Из дневника Сабины Шпильрейн , 1909 год .

Впоследствии следы именно этого инсайта будет нетрудно обнаружить как в истории жизни Юнга и его запутанных отношений с Фрейдом , так и в многочисленных попытках Карла Юнга соединить «чистый» психоанализ с дионисийскими ритуалами в духе позднего ницшеанства .

В психиатрии

Термин «инсайт» во врачебной практике психиатров означает способность пациента отчётливо понимать, что существующие у него нарушения собственного интеллекта и чувств не только субъективны, но и объективны, то есть, свидетельствуют о факте психического расстройства.

Инсайт является одним из диагностических признаков, свидетельствующих о сохранности личности. Так, утрата инсайта свойственна для психоза , а его наличие свидетельствует скорее о невротическом расстройстве :55 .

В науке и творчестве

Случайность некоторых научных и творческих озарений получила название серендипности . Исследования показывают, что такая «случайность» на самом деле является результатом скрытой (подсознательной) работы мозга .

Примечания

  1. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М. : Высшая школа, 1984. — С. 46. — 174 с.
  2. Конюхов Н. И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. — М. , 1992.
  3. Байковский Ю. В., Самойлов Н. Г., Алёшичева А. В. Экстремальная психология. Словарь терминов. — М. : АГСПА, 2018.
  4. Багадирова С. К., Юрина А. А. Материалы к курсу «Психология личности» (раздел «Теории личности»): учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1. — Майкоп: Директ-Медиа, 2011. — С. 146. — 165 с. — ISBN 978-5-91692-071-0 .
  5. Головин С.Ю. // Словарь практического психолога. — Мн. : Харвест, 1998.
  6. .
  7. Владимиров И. Ю., Павлищак О. В. от 31 марта 2020 на Wayback Machine / Под ред. А. Л. Журавлёва , Д. В. Ушакова , М. А. Холодной . — М.: Издательство « Институт психологии РАН », 2015. — 303 с. — С. 48—64
  8. Weisberg R. W., Alba J. W. An examination of the alleged role of «fixation» in the solution of several «insight» problems // Journal of Experimental Psychology: General. 1981. Vol. 110. — P. 169—192.
  9. Задачи, эвристики, инсайт и другие непонятные вещи // Логос. 2014. № 1. — С. 97-108.
  10. Чарльз Райкрофт. Критический словарь психоанализа. — СПб. : Восточно-Европейский институт психоанализа , 1995. — 250 с.
  11. Эткинд А. М. Эрос невозможного, история психоанализа в России. — СПб. : , 1993. — С. 180. — 464 с. — 20 000 экз. ISBN 5-87775-001-1 .
  12. A.Carotenuto. A Secret Symmetry. Sabina Spielrein between Freud and Jung . London: Routledge , 1980, p.107-108
  13. , с. 247.

Литература

  • // Большая российская энциклопедия. Том 11. — М. , 2008. — С. 405.
  • Бескова И. А. // «Психология и психотехника», № 9 (24), 2010 — С. 36—47 — ISSN
  • Компанцева Л. Ф. // Хрестоматия теолингвистики. Сборник статей — Ульяновск, 2019 — С. 316—328
  • Кристиан Буш. Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность = The Serendipity Mindset: The Art and Science of Creating Good Luck. — М. : Альпина Паблишер , 2022. — 454 с. — ISBN 978-5-9614-2637-3 .
Источник —

Same as Инсайт