Interested Article - Безответные вопросы

Буддизм
Практика
Дхамма

Безответные вопросы , или бесполезные вопросы , авьяката ( пали , санскр. авьякрита ) , — метафизические вопросы в буддизме , в ответ на которые Будда хранил «благородное молчание» или пояснял, почему отказывается отвечать на них .

Описание

Согласно «Чуламалункья сутре», монах Малункьяпутта, выполнявший практику медитации , задал себе такие вопросы :

  1. Вечна ли вселенная ?
  2. Или она не вечна?
  3. Конечна ли вселенная?
  4. Бесконечна ли вселенная?
  5. Джива и тело — одно и то же?
  6. Или джива — это одно, а тело — другое?
  7. Существует ли Татхагата после смерти?
  8. Или он не существует после смерти?
  9. Или он одновременно существует и не существует после смерти?
  10. Или он одновременно ни существует, ни не существует после смерти?

Монах решил, что если не получит ответа на эти вопросы от Будды , то вернётся к жизни мирянина. После этого Малункьяпутта пришёл к Будде и задал ему эти вопросы, также говоря, что ему не нравится то, что учитель обходит эти вопросы стороной .

В ответ на это Гаутама Будда указал, что он не давал обещания разъяснять эти вопросы, а Малункьяпутта не давал обещания о том, что Будда разъяснит эти вопросы после практики Дхармы . Также Будда приводит следующую аналогию для решения Малункьяпутты уйти из монахов и оставить учение, если он не узнает ответа :

Это подобно, о Малункьяпутта, человеку, который, будучи раненым отравленной стрелой, и к которому родственники и друзья привели врача, скажет: «Я не позволю вытащить эту стрелу, пока не узнаю, кто меня ранил: кшатрий это, брахман, вайшья или шудра?» Затем он скажет: «Я не позволю вытащить эту стрелу, пока не узнаю, кто меня ранил, как его зовут, из какой он семьи?». <…> Затем он скажет: «Я не позволю вытащить эту стрелу, пока не узнаю, была ли это обычная стрела или какая-то необычная?»

После этого Будда говорит, что «жизнь в соответствии с Дхармой, о Малункьяпутта, не зависит от мнения, что Вселенная вечна» и перечисляет те вопросы, которые он не объяснил, и в заключение говорит, что причиной отсутствия объяснений является отсутствие пользы от таких объяснений .

Общее количество вопросов, названных «авьякрита», согласно разным данным, менялось от четырёх до шестнадцати. Традиционными считаются десять вопросов .

Трактовка

Буддолог В. Г. Лысенко отмечала, что Будда давал ответ лишь на те вопросы, которые могут помочь «конкретному человеку в его конкретной ситуации». Будда отказывался от общих вопросов и связанных с ними категорических ответов, требуя проводить анализ любого вопроса. В этой связи Лысенко, сравнивая Будду с Иисусом, находит, что для Будды Нагорная проповедь была бы «совершенно невозможной вещью» .

Проанализировав ответы Будды на подобные вопросы, Лысенко выделила пять вариантов ответов Будды :

  1. Молчание. Различные представители буддийских школ и исследователи по-разному трактовали «благородное молчание Будды» и часто использовали его как причину считать, что Будда молча поддерживал именно их позицию . В махаянской традиции в целом «благородное молчание» соответствует «высшему уровню понимания» последователя, на котором промежуточная «словесная оболочка» уже отброшена .
  2. « Не ведёт к нирване ». Будда, в соответствии с доктриной искусных средств , давал различные ответы разным спрашивающим на одни и те же вопросы . В частности, таким образом Будда отвечал на вопросы Малункьяпутты, но не на вопросы Ваччхагхоты .
  3. « Нерелевантно ». В частности, такой ответ Будда дал Ваччхагхоте на вопрос о том, что происходит с Татхагатой или его душой после смерти. Поясняя ответ, Будда сравнивает этот вопрос с вопросом «В какую сторону ушёл погасший огонь?». Ваччхагхота соглашается с нерелевантностью вопроса, говоря, что огонь просто исчезает, когда заканчивается топливо. Будда в свою очередь говорит, что пять скандх Татхагаты исчезают аналогичным образом и отмечает ошибочность мнения о том, что «Татхагата есть нечто устойчивое» .
  4. « Некорректно ». Это, в частности, относилось к вопросам, в которых отделялось качество от первоэлемента, создавшего это качество. Например, это относилось к вопросу «Что такое распад и смерть и кого суть (то есть кто претерпевает) распад и смерть?», на который Будда ответил, что считает этот вопрос равнозначным по сути вопросу «Распад и смерть — это одно, а то, что они принадлежат кому-то — другое» .
  5. « Не имеет меры ». Такой ответ давался Буддой на вопросы о «запредельном» или нирване .

Примечания

  1. , с. 168.
  2. , с. 168—169.
  3. , с. 166.
  4. , с. 167—168.
  5. , с. 141.
  6. , с. 174.
  7. , с. 169.
  8. , с. 31.
  9. , с. 171.
  10. , с. 173.
  11. , с. 172—173.

Литература

  • Лысенко В. Г. Тема 10. Отношение Будды к метафизическим вопросам // . — М. : ИФ РАН , 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9 .
  • Дьяков А. В. , Колесников А. С., Аникеева Е. Н., Лысенко В. Г. // Хора. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. — Курск, 2010. — № 1/2 (11/12) . — С. 124—149 . — ISSN .
Источник —

Same as Безответные вопросы