Грамматика эсперанто
- 1 year ago
- 0
- 0
«Внутренняя грамматика» ( ивр. הדקדוק הפנימי ) — израильский художественный фильм- драма режиссёра Нира Бергмана 2010 года по роману Давида Гроссмана «Учебник внутренней грамматики». Лауреат приза им. Хаджаджа (Гран-при Иерусалимского кинофестиваля ) и Большого приза «Сакура Токио» Токийского кинофестиваля .
Аарон Кляйнфельд — вожак мальчишеской компании, растущий в Иерусалиме в небогатой семье рабочего- репатрианта из Польши в конце 1960-х годов (накануне Шестидневной войны ). Не по годам развитый умственно и тонко чувствующий Аарон (отец, переживший советский лагерь, даже боится за него, рассказывая, что в тяжёлых условиях интеллектуалы и творческие личности погибают первыми) физически отстаёт в развитии и с завистью наблюдает за тем, как мужают его сверстники. Ему приходится пережить разочарование в отце, увлёкшемся соседкой (которую Аарон подозревает в шпионаже) и вступить в заранее проигранную борьбу с лучшим приятелем за самую красивую девочку в классе.
Вокруг главного героя постепенно исчезают близкие люди — старшая сестра уходит в армию, бабушку отправляют в дом престарелых, друзья уезжают в молодёжный лагерь (куда его не взяли из-за физической неразвитости). Всё больше оттесняемый на обочину повседневной жизни, отчаявшись в своём стремлении «быть, как все», мальчик постепенно замыкается в себе, придумывая для собственных мыслей особую «внутреннюю грамматику». Убеждённый в том, что он никогда не вырастет, Аарон описывает своё состояние как нескончаемый Present continuous и повторяет про себя: I am jumping. I am running. I am Aharoning …
В целом фильм был удостоен положительных отзывов. Критики отмечают, что тема картины, вслед за положенным в её основу романом, перекликается с историей Питера Пэна и «Жестяным барабаном» Гюнтера Грасса , однако обозреватель израильского журнала «Пнай плюс» обращает внимание, что там, где Фолькер Шлёндорф в своей экранизации романа Грасса и Давид Гроссман в «Учебнике внутренней грамматики» развивают мистические, сказочные мотивы, Нир Бергман решает проблему в реалистическом, хотя и поэтическом, ключе .
Критиками отмечается блестящая, тонкая и продуманная работа исполнителя главной роли — Рои Эльсберга . В то же время сценарий получил критический отзыв в газете Forward, где была отмечена неудача Бергмана как сценариста в попытке «запихать» слишком много сюжетных линий из романа в час и 45 минут экранного времени; в итоге многие из них остались лишь схематически намечены, но при этом слишком много времени уделено соседке Эдне Блюм, старающейся «влюбить» в себя отца Аарона .