Interested Article - Мошава
- 2020-08-20
- 1
Мошава́ ( ивр. מוֹשָׁבָה , букв. «колония, поселение») — разновидность еврейских сельскохозяйственных поселений в Палестине . Первые мошавот (в том числе Петах-Тиква ) были основаны ещё до начала Первой алии , но в основном этот тип поселений сформировался в годы Первой алии и до начала Второй . В дальнейшем мошава как тип сельскохозяйственного поселения была вытеснена кибуцем и мошавом , ряд старых мошавот со временем превратились в города.
Основание и развитие
Первой мошавой на территории Эрец-Исраэль стала Петах-Тиква , основанная в 1878 году группой переселенцев из Иерусалима . Основание Петах-Тиквы относится к периоду до начала Первой алии , но массовое создание еврейских сельскохозяйственных поселений началось с прибытием еврейских поселенцев из движений « Ховевей Цион » и « Билу ». Уже в первый год Первой алии, в 1882 году, были заложены Зихрон-Яаков , Ришон-ле-Цион и Рош-Пинна , чуть позже — Экрон ( Мазкерет-Батья ), Йесуд-ха-Маала , Нес-Циона и Гедера . Строительство мошав продолжалось в 1890-е годы, когда были основаны Реховот , Хадера , Беэр-Товия и Метула . К мошава́м, созданным пионерами Первой алии, относятся также , Мишмар-ха-Ярден (разрушен в ходе войны 1947—1949 годов ), Маханаим (впоследствии оставлен жителями и возрождён как одноимённый кибуц ), Явнеэль , Кфар-Тавор , Кинерет и другие .
Создание первых мошав оказалось сопряжено с серьёзными трудностями как финансового, так и общехозяйственного характера, а отсутствие навыков сельской работы у их основателей приводило к нерентабельности и упадку. Попытки копировать отраслевую структуру окружающих арабских деревень заканчивались неудачей. В итоге для спасения мошав бароном Эдмоном Ротшильдом была создана структура финансовой поддержки, в которую за период с 1883 по 1899 год им было вложено 3,6 млн фунтов стерлингов . На деньги благотворителя нанимались арабские рабочие из окрестных деревень и охранники- черкесы , отраслевая структура копировалась с французских сельскохозяйственных колоний в Алжире и включала виноградарство, табаководство, садоводство, плантации цитрусовых и ароматических культур. Эта структура оказалась не совсем подходящей для палестинских условий и в дальнейшем была модифицирована .
Связи еврейских поселений с иностранным капиталом вызывали опасения у османских властей в Палестине , которые рассматривали их как форпосты французского колониализма. Принимались законы, ограничивающие еврейскую иммиграцию в Палестину, а на местах представители власти ставили бюрократические препоны покупке земель евреями, строительству домов и рытью колодцев. В результате этого отношения властей несколько мошав пришлось переносить с одного места на другое, вместо постоянных домов возводились лёгкие, не приспособленные для жилья времянки, а сами колонисты были часто вынуждены жить в близлежащих городах .
Зависимость поселений от администраторов благотворительной организации Ротшильда и использование наёмного труда вызывали широкую критику и в еврейских кругах ( см. ), и в 1900 году управление средствами, которые барон направлял в Палестину, было передано Еврейскому колонизационному обществу (ЕКО ). Под управлением ЕКО мошавы́ постепенно обрели рентабельность и финансовую самостоятельность .
Критика и дальнейшая судьба
Распределение труда в мошава́х критиковалось сторонниками идеологии еврейского труда , составившими костяк Второй алии ; по их мнению, использование наёмной рабочей силы противоречило идеям сионизма , включавшим развитие Палестины с помощью созидательного еврейского труда. Кроме того, такое положение способствовало высокой безработице среди палестинских евреев, поскольку труд арабских работников стоил дешевле. Возражения вызывал также факт, что охрана еврейских поселений осуществлялась наёмниками-черкесами, а не самими евреями. Тем не менее мошава оставалась единственной формой еврейских сельскохозяйственных поселений в Палестине до 1907 года, когда начали возникать создаваемые членами Второй алии коллективные хозяйства — кибуцы и моша́вы , и к началу Первой мировой войны в Палестине насчитывалось свыше сорока мошав. Идеологический конфликт между мошава́ми и социалистическими коллективными хозяйствами сохранялся на протяжении десятилетий, и впоследствии население мошав в основном поддерживало сионистов-ревизионистов .
Сельское хозяйство в структуре экономики части мошав постепенно отошло на задний план, и они превратились в полноценные города. Такую трансформацию прошли Петах-Тиква (сохранившая тем не менее за собой прозвище «мать мошавот» ), Ришон-ле-Цион, Герцлия , Нес-Циона, Нетания , Раанана , Реховот и Хадера, частично сохранившие историческую одноэтажную застройку с приусадебными участками. Другие мошавы́ сохранили сельскохозяйственный статус, со временем став местными советами . В 1980-е годы в Израиле насчитывалось 46 мошав с общим населением 16 тыс. человек. Некоторые из мошав входили в .
Примечания
- ↑ — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Aharonson, Ran. . — Rowman & Littlefield, 2000. — (Geographical perspectives on the human past). — ISBN 978-0-7425-0914-6 .
- R. Aaronsohn. = Settlement in Eretz Israel — A Colonialist Enterprise? "Critical" Scholarship and Historical Geography // Israel Studies . — 1996. — Т. 1, вып. 2. — С. 214-229.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
Литература
- R. Aaronsohn. = Settlement in Eretz Israel — A Colonialist Enterprise? "Critical" Scholarship and Historical Geography // Israel Studies . — 1996. — Т. 1, вып. 2. — С. 214-229.
Ссылки
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- 2020-08-20
- 1