Принцесса Клевская (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
Принцесса ( ивр. פרינסס ) — израильский драматический фильм 2014 года режиссёра и сценариста . Тема фильма — взросление девочки-подростка, её отношения с отчимом и сверстником-двойником, приобретающие сексуальный оттенок по мере развития сюжета. Фильм разделил главный приз Иерусалимского международного кинофестиваля 2014 года и завоевал ряд наград на других международных фестивалях, а также был номинирован на три премии « Офир ».
12-летняя Адар живёт в Тель-Авиве с матерью Альмой и её партнёром Михаэлем. Альма, врач, постоянно работает, а в часы, проводимые дома, уделяет не дочери, а партнёру. Девочкой в отсутствие матери занимается Михаэль , бывший учитель, работающий дома как художник- акварелист . Поначалу у Адар складываются с ним хорошие отношения, но по мере того как девочка растёт, его интерес к ней становится более сексуальным. Она чувствует это, и между ней и Михаэлем возникает отчуждение . Выходом для Адар становится общение со встреченным на улице мальчиком Аланом, сыном репатриантов из России , в Израиле оставшимся без родителей. Алан живёт на улице, по-видимому, зарабатывает на жизнь сексуальными услугами и внешне очень похож на саму Адар, что у критиков вызвало рассуждения на тему того, существует ли он в реальности или появился только в фантазиях одинокой девочки .
Альма и Михаэль соглашаются на просьбу Адар разрешить Алану жить у них дома , и они с Адар растут вместе; их отношения формируются как смесь дружбы брата и сестры и зарождающегося подросткового влечения. Однако Михаэль проводит всё больше времени с мальчиком, и Адар начинает подозревать, что между ними возникла гомосексуальная связь. Она рассказывает о своих подозрениях Альме, и та в ужасе выгоняет из дома обоих. Разочаровавшись в детских мечтах, Адар вплотную занимается учёбой .
Актёр | Роль |
---|---|
Шира Хаас | Адар |
Альма | |
Михаэль | |
Адар Зохар-Ханец | Алан |
Шимон Мимран | биологический отец Адар |
Ариэль Вейцман | мальчик с улицы |
Амитай Яиш-Бен Узилио | учитель Адар |
На сайте Rotten Tomatoes «Принцесса» имеет среднюю оценку 82/100 на основе 11 профессиональных рецензий . Рассматривая картину, кинокритики отмечают двусмысленность происходящего: режиссёр намеренно строит сюжет так, что зрителю остаётся догадываться, развиваются ли события в реальности или в преломлённом восприятии и фантазиях 12-летней главной героини . В особенности это касается фигуры Алана, который может быть просто проявлением скрытых, более рискованных и разрушительных сторон личности самой Адар (сходство между ними подчёркивает покупка одинаковых футболок, после чего двух персонажей становится ещё легче перепутать ). Сомнения вызывают также сцены, когда ребёнок приходит спать в постель к матери, когда та занимается сексом и ни у кого этот приход не вызывает возражений. Отмечается также факт, что Михаэль часто обращается к Адар как к «принцу» (используя существительное мужского, а не женского рода) . Не только Алан, но и Михаэль, возможно, фигура нереальная: в сцене, когда Адар встречает своего биологического отца, тот выглядит чрезвычайно заурядно и никаких сексуальных ассоциаций не вызывает .
Критики обращают особое внимание на сексуальный аспект сюжета. С самого начала фильма Альма и Михаэль не скрывают взаимного влечения как дома, так и на людях, ходят в нижнем белье и занимаются шумным сексом, не заботясь о том, слышит ли их ребёнок. Отношения Михаэля и Адар в целом колеблются на грани обычных активных игр взрослого с маленьким ребёнком и сексуальных приставаний (главную героиню играет 16-летняя актриса Шира Хаас , и хотя ей удаётся хорошо передать наивность и непосредственность ребёнка, её тело уже имеет все признаки полового созревания) . Расслабленно-сексуальная атмосфера начала фильма обманчива, и постепенно становится всё яснее проблематичность отношений взрослого мужчины и девочки , а с появлением Алана — и её то ли друга, то ли альтер-эго (в последнем случае он носит функцию подменяющего жертвоприношения ). Сама жёсткая сцена происходит ближе к концу ленты, когда Михаэль откровенно насилует Адар .
В отзывах положительно оценивается музыка композитора Ишая Адара , звучащая почти во всех сценах и, по выражению Меира Шницера (« Маарив »), придающая им плотность и глубину, как контрабас в джаз-банде . Также положительных отзывов удостоилась операторская работа Радека Ладчука , создающая, по определению критика Hollywood Reporter , пугающие и двусмысленные образы . В то же время режиссура Тали Шалом-Эзер вызвала у журналистов менее одобрительную реакцию: в « Гаарец » её упрекают в неполном использовании фигуры Алана , а в «Маариве» — в недостаточной объёмности образов взрослых персонажей, которым режиссёр не оставила морального выбора . В Hollywood Reporter ставится под сомнение необходимость и уместность сцены изнасилования ребёнка .