Вейцман, Хаим
- 1 year ago
- 0
- 0
Хаим Хефер ( ивр. חיים חפר , фамилия при рождении Файнер ; 29 октября 1925 , Сосновец , Польша — 18 сентября 2012 , Тель-Авив ) — израильский поэт-песенник и журналист. Один из создателей ансамбля « Пальмаха » « », автор текстов песен популярных израильских мюзиклов , лауреат Премии Израиля в области песенного искусства на иврите и премии имени Соколова в области журналистики.
Хаим Файнер родился в октябре 1925 года («Энциклопедия первопроходцев и строителей ишува » указывает в качестве даты рождения 29 октября , однако есть данные, что сам Хефер отмечал свой день рождения 28 октября ) в Польше в семье Иссахара и Ревекки Файнер. Получил традиционное еврейское образование , в 1936 году с семьёй иммигрировал в подмандатную Палестину , где осел в Раанане . Там окончил среднюю школу, позже учился в Еврейском университете в Иерусалиме и изучал режиссёрское искусство в Англии .
В 1943 году Хаим вступил в ряды еврейской организации « Пальмах ». Проходил службу на базах «Пальмаха» в Дафне , Айелет-ха-Шахар , Тель-Йосефе , а затем в штабе бригады. Участвовал в операциях по нелегальной доставке еврейских иммигрантов в Палестину , в боевой операции «Ночь мостов» в 1946 году и в Войне за независимость Израиля .
Совместно с режиссёром Ш. Бунимом Хефер основал « » — ансамбль «Пальмаха», ставший первым военным ансамблем Израиля . В дальнейшем вёл сатирическую колонку в журнале «Ципор ха-Нефеш», а с 1964 года — колонку в газете « Едиот Ахронот », где публиковал сатирические тексты, написанные рифмованной прозой ( макамы ). Одновременно Хефер работал как поэт-песенник , сочиняя тексты для ревю и мюзиклов , а также для отдельных исполнителей, в том числе Саши Аргова , Йорама Гаона и Яфы Яркони . В 1975—1978 годах Хефер занимал должность атташе по культуре при консульстве Израиля в Лос-Анджелесе .
В 1962 году Хаим Хефер женился на Рут Леви-Морахи, от этого брака у него родилась дочь Мирьям . Хефер умер в сентябре 2012 года, в возрасте 86 лет, в медицинском центре им. Сураски ( Тель-Авив ) после тяжёлой продолжительной болезни и был похоронен на кладбище деревни художников Эйн-Ход . По его собственной просьбе, по нему не читались поминальные молитвы .
С самого начала деятельности ансамбля «Чизбатрон» Хаим Хефер был одним из его ведущих авторов. Уже в 1949 году его песни вошли в сборник песен «Чизбатрона» . Два персональных сборника песен — «Лёгкая амуниция» ( ивр. תחמושת קלה — Тахмошет кала ) и «Слова на мелодии» ( ивр. מלים למנגינות — Милим ла-мангинот ) — были изданы в 1956 и 1962 годах соответственно . Многие стихи Хефера были положены на музыку композиторами Сашей Арговом и , а всего на его слова было написано свыше тысячи песен .
В 1944 году Хаим Хефер написал текст к маршу Василия Агапкина «Прощание славянки», известный как «Между гор» ( ивр. בין הרים — «Бейн харим») [ источник не указан 320 дней ] .
В 1950-е годы процветал творческий союз Хефера с Даном Бен-Амоцем . В 1956 году они вместе издали сборник юмористических рассказов о жизни «Пальмаха» «Мешок брехни» ( ивр. ילקוט הכזבים — Ялкут ха-кзавим ) , выдержавший в дальнейшем многочисленные переиздания . В 1959 году к 50-летию Тель-Авива ими же был сочинён текст эстрадно-сатирического ревю «Маленький Тель-Авив». Премьера состоялась на праздновании юбилея города, в дальнейшем спектакль шёл в открытом авторами кабаре «Хамам», располагавшемся в здании старой турецкой бани в Яффо, и в театре « Габима » . Перу Хефера принадлежат тексты песен в популярных в Израиле мюзиклах «Казаблан» (1967) и «Ай лайк Майк» (1968) и постановках театра « Камери » и театральных трупп «Ли-ла-ло» и «Ха-Мататэ» . В переводах Хефера на иврит в Израиле шли пьесы Клиффорда Одетса («Деревенская девушка»), Бернарда Шоу («Миллионерша») и Шолом-Алейхема ("Сендер Бланк и его семейка) . Он также был автором сценария документальных фильмов .
Как журналист Хефер использовал в своей колонке в газете « Едиот Ахронот » жанр рифмованного прозаического фельетона — макамы . Три сборника его макам вышли в 1968 («Орден борцов»), 1978 («Пятничные тетради») и 1998 годах («(Почти) ни одного плохого слова») .
За свою журналистскую деятельность Хефер был удостоен премии имени Соколова ; его творчество как поэта и драматурга принесло ему премию Союза композиторов, поэтов и издателей Израиля (АКУМ) , а в 1983 году ему была присуждена Премия Израиля в области песенного искусства на иврите .
Хефер, выросший в годы борьбы еврейства ишува за государственную независимость, был ведущим поэтом-песенником этой эпохи и болезненно переживал смену культурной парадигмы Израиля, в ходе которой центральное место в ней стал занимать стиль мизрахи . Хефер писал в своей колонке в «Едиот Ахронот», что в израильском обществе героизм был вытеснен гедонизмом и что им управляют десятки тысяч адвокатов и менял. В 2002 году его резкие выпады против искусства марокканской и других восточных еврейских общин Израиля вызвали волну критики в его адрес, и в конечном итоге он был вынужден принести извинения, написав после этого песню для известной исполнительницы стиля мизрахи .