Interested Article - Эриксон, Артур

Артур Чарльз Эриксон ( англ. Arthur Charles Erickson ; 14 июня 1924 , Ванкувер 20 мая 2009 , там же) — канадский архитектор-модернист . Автор проектов кампусов Университета Саймона Фрейзера и Летбриджского университета , павильонов Всемирных выставок 1967 и 1970 годов , Банка Канады , посольства Канады в Вашингтоне и других зданий и архитектурных комплексов. Компаньон ордена Канады , лауреат премии Молсона , премии Огюста Пере и золотых медалей Королевского архитектурного института Канады и Американского института архитекторов .

Биография

Артур Эриксон родился в 1924 году в Ванкувере в семье Оскара и Миртл Эриксон; позже у него появился младший брат. Миртл Эриксон была знатоком канадского искусства; сам Артур начал рисовать в 13 лет, и три года спустя две его абстрактные акварели удостоились почётного упоминания жюри на выставке в Ванкуверской картинной галерее. Живопись юноши вызвала интерес у члена « Группы семи » .

В 1942 году поступил в Университет Британской Колумбии , но менее чем через год присоединился к резерву армии Канады и начал интенсивную подготовку на курсах японского языка. В 1943 году был направлен в разведывательный корпус армии и переброшен в Индию, где включён в команду войсковой вещательной установки. Позже переведён в Малайю с целью подготовки к заброске в тыл противника, однако эта операция не состоялась ввиду завершения войны . Вернувшись в Канаду в 1946 году, возобновил учёбу в Университете Британской Колумбии, где изучал экономику, историю и японский язык, готовясь стать дипломатом, антропологом или археологом .

Карьерные планы Эриксона изменились, когда ему на глаза попалась фотография студии Фрэнка Ллойда Райта « » в журнале Fortune . Молодой человек был настолько впечатлён творческими возможностями, которые открывала архитектура, что решил стать архитектором. Поступив в 1946 году в Макгиллский университет , Эриксон окончил его архитектурное отделение с отличием через четыре года. Получив стипендию как лучший студент отделения, он отказался от приглашения Райта провести год в его студии в качестве ученика и вместо этого на протяжении трёх лет изучал искусство в разных странах, прежде чем вернуться в Ванкувер .

Кампус Университета Саймона Фрейзера , вид сверху

В 1953 году начал частную практику в Ванкувере совместно с Джеффри Мэсси . Одновременно начал преподавать в Университете Британской Колумбии, в штат которого входил почти 10 лет . Важным успехом архитектурной фирмы Эриксона и Мэсси стала победа, одержанная в 1963 году в конкурсе на проект кампуса Университета Саймона Фрейзера . Эта победа принесла им международное признание и серию заказов на значительные проекты, включавшие тематические павильоны на Всемирной выставке 1967 года в Монреале , высотное офисное здание MacMillan Bloedel (Ванкувер, 1969), павильон Канады на Всемирной выставке 1970 года в Осаке , проект кампуса Летбриджского университета (1971) и здание Музея антропологии Университета Британской Колумбии (1971—1977) .

После того, как распалось сотрудничество с Мэсси, Эриксон в 1972 году основал собственную фирму . Среди его работ в этот период были комплекс зданий провинциального правительства и суда Британской Колумбии, включавший новую картинную галерею Ванкувера (строительство начато в 1973 году), здание Банка Канады ( Оттава , 1980), концертный зал Рой-Томсон-Холл ( Торонто , 1982) и здание посольства Канады в Вашингтоне (1989) . Филиалы фирмы Эриксона в дальнейшем открылись в Торонто, Лос-Анджелесе и Абу-Даби . Однако в бизнесе он был не столь успешен, как в искусстве, и к концу 1980-х годов фирма погрязла в долгах. Эриксон был вынужден закрыть её отделения в 1989 и 1991 годах , а в 1992 году объявил о банкротстве .

Музей стекла, Такома

После этого Эриксон сотрудничал с архитектурными фирмами Дона Стэнли и Ника Милковича — своего бывшего студента . Важным произведением этого периода его творческой карьеры стал Музей стекла в Такоме (штат Вашингтон, 2002), главным элементом которого был 27-метровый стальной конус . Совместно с Милковичем в конце карьеры Эриксон также спроектировал жилой комплекс «Портленд-отель» в центре Ванкувера .

В последние годы жизни архитектор страдал от болезни Паркинсона и болезни Альцгеймера , за два месяца до смерти перебравшись из собственного дома в Пойнт-Грее (Британская Колумбия) в дом престарелых с постоянным уходом в Ванкувере. Умер там же в мае 2009 года, пережив своего партнёра Франсиско Крипача .

Творчество

Робсон-Сквер

В 1972 году Эриксон удостоился от американского журнала Time титула «Главный архитектор Канады» ( англ. Canada’s Master Architect ) . Канадская энциклопедия называет его ярким представителем модернизма . Творческий стиль архитектора, возрождавший основные идеи модернизма, формировался в послевоенные годы, в период между отчётом комиссии Мэсси , в 1951 году задавшим направление развития канадской культуры в этот период, и празднествами в честь столетия Канадской конфедерации в 1967 году. Эриксон распространил подход архитектурного модернизма на ландшафтную архитектуру и сферу градостроительного проектирования , изложив своё художественное видение в двух монографиях. Ряд его проектов, среди которых ванкуверский правительственный комплекс Робсон-Сквер и университетские кампусы , представляют собой мегастроения, которые критик Тревор Бодди определяет как «город в одном здании» .

На протяжении карьеры Эриксона многие его проекты демонстрируют общую черту — широкий и высокий главный вход простой формы (горизонтальная балка на вертикальных колоннах). Это рассматривается одновременно как наследие древнегреческой архитектуры и как отсылка к мотиву гостеприимства и убежища в архитектурной традиции индейцев Западного побережья . Простая структура и неброские цвета помогают зданиям Эриксона лучше интегрироваться в окружающий ландшафт . Древнегреческие мотивы, наводящие на воспоминания об афинском Акрополе , присутствуют уже в первом проекте Эриксона и Джеффри Мэсси, получившем широкую известность, — кампусе Университета Саймона Фрейзера . Этот комплекс, расположенный на вершине холма в Бернаби , решён в основном в горизонтальном плане, используя естественную вертикаль холма как компонент дизайна . Этот проект также демонстрирует адаптацию творческого стиля архитекторов к условиям окружающей среды. В него включена огромная крытая плаза , освещаемая через прозрачную крышу — элемент, учитывающий прохладный, дождливый климат Британской Колумбии . Другим примером адаптации к окружению (в этом случае более ранней архитектуре соседних зданий) стало здание посольства Канады в Вашингтоне , дизайн которого включает элементы неоклассицистского стиля, характерного для исторических зданий столицы США. С другой стороны, критика идей модернизма со стороны критиков- постмодернистов на определённом этапе творчества Эриксона привела его к попыткам переосмыслить собственный стиль и ряду неудачных работ, включавшему нереализованный проект Чикагской публичной библиотеки 1988 года .

Награды и звания

Творческие достижения Артура Эриксона отмечены рядом общественных и государственных наград. В 1971 году он был удостоен премии Королевского банка Канады , а в 1984 году — Чикагской архитектурной премии, которую разделил с Филипом Джонсоном и . В том же году Эриксону была присуждена золотая мелаль Королевского архитектурного института Канады, а в 1986 году — золотая медаль Американского института архитекторов . Он также был лауреатом премии Молсона от Совета Канады по искусству и премии Огюста Пере от Международного союза архитекторов . В 1973 году он был произведён в офицеры ордена Канады , а в 1981 году — в компаньоны ордена Канады (высшая степень этой награды) . Эриксон — обладатель почётных учёных степеней от Макгиллского университета (1975) и Летбриджского университета (1981) .

Примечания

  1. Erickson, Arthur, 1924-2009 //
  2. Arthur Erickson // (англ.)
  3. (англ.) — 2020.
  4. Michael McMordie. (англ.) . The Canadian Encyclopedia (20 сентября 2016). Дата обращения: 16 июня 2022. 16 июня 2022 года.
  5. Sandra Martin. (англ.) . The Globe and Mail (21 мая 2009). Дата обращения: 17 июня 2022. 20 декабря 2016 года.
  6. (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 17 июня 2022.
  7. (англ.) // Society for the Study of Architecture in Canada Annual Conference: Infrastructures and/et Institutions — Settings for Life/Cadres de vie / Chairs: Michelangelo Sabatino & Linda Fraser. — 13. — P. 47—52 . 28 января 2022 года.
  8. (англ.) . The Governor General of Canada . Дата обращения: 18 июня 2022. 10 января 2022 года.
  9. David Covo. (англ.) . McGill Reporter (28 мая 2009). Дата обращения: 18 июня 2022. 20 мая 2022 года.
  10. (англ.) . University of Lethbridge . Дата обращения: 18 июня 2022.

Ссылки

  • — официальный сайт Артура Эриксона (англ.)
  • (англ.) . Дата обращения: 16 июня 2022.
Источник —

Same as Эриксон, Артур