Interested Article - Гиньон, Жан-Пьер

Жан-Пьер Гиньон ( фр. Jean-Pierre Guignon , при рождении Джованни Пьетро Гиньоне , итал. Giovanni Pietro Ghignone ; 10 февраля 1702 , Турин 30 января 1774 , Версаль ) — французский скрипач -виртуоз, композитор и музыкальный педагог итальянского происхождения, придворный капельмейстер Людовика XV .

Биография

Родился в Турине в семье купца Микеле Анджело Гиньоне и Марии Роджер, учился игре на скрипке у Дж. Б. Сомиса , рано проявив себя как талантливый исполнитель . В апреле-мае 1725 года дебютировал в Париже в рамках только что основанных Духовных концертов , где участвовал в соревновании итальянских и французских исполнителей; соперником Гиньоне был . В 1727 году выступал с большим успехом в Ренне вместе с гамбистом Антуаном Форкре , а в 1728 году на возобновлённых Духовных концертах привлёк публику исполнением музыки Вивальди .

В 1730 году поступил на службу к принцу Кариньяно Виктору Амадею Савойскому . В том же году впервые выступил перед монаршей четой Франции и произвёл благоприятное впечатление. Это спустя три года привело к поступлению итальянца на постоянную службу к королю Людовику XV . В 1731 году женился, однако брак распался менее чем через год .

В середине 1730-х годов начал публиковаться как композитор, издав два сборника — опус 1 XII sonate a violino solo e basso и опус 2 VI sonates à deux violoncelles, basses de viole ou bassons ; работы Гиньона издавались парижским печатником Леклерком. Свой опус 2 посвятил губернатору Лиона герцогу де Вильруа, перед которым с успехом выступал в Лионе в 1736 году . В 1737—1738 годах в Париже участвовал в исполнении Парижских квартетов Телемана . Вскоре после этого вместе со скрипачом посетил Италию, по всей видимости, с концертным турне .

6 мая 1741 года принял французское подданство, после чего получил должность королевского управляющего менестрелями, музыкантами и танцорами ( фр. Royal maître des ménétriers et joueurs d'instruments tant hauts que bas et communauté des maîtres à dancer ), никем не занимавшуюся с 1695 года. Гиньон стал последним обладателем этой средневековой должности, что принесло ему прозвище «последний король скрипачей». Среди полномочий, которые он получил с этим постом, было право инспектировать кандидатов в гильдии музыкантов и танцоров. Толкование Гиньоном своих новых прав привело к многочисленным конфликтам . В частности, в 1746 году он своей властью отстранил от должности учителя музыки дофина композитора Жана-Жозефа де Мондонвиля , а в 1747 году разработал новый устав, регламентирующий участие исполнителей-инструменталистов в публичных концертах, который был отвергнут Парижским парламентом . Конфликты вокруг отправления Гиньоном своих обязанностей привели к тому, что ему пришлось подать в отставку с поста королевского управляющего менестрелями в 1750 году. В том же году полномочия, связанные с этой должностью, были кардинально урезаны, а в 1773 году она была полностью упразднена. Скверный характер Гиньона проявлялся и вне исполняемой им должности — так, уже в 1730-е годы его интриги заставили покинуть двор Ане и Жана-Мари Леклера , в 1725 году он участвовал в нападении на ещё одного музыканта, а в 1758 году оказался вовлечён в судебный процесс по финансовому вопросу .

Обязанности начальника королевских музыкантов Гиньон совмещал с продолжением концертной деятельности. Так, в 1744 году они с Мондонвилем совершили концертное турне по Франции, в ходе которого выступали в Дюнкерке , Лионе и других городах. Их выступления имели успех у широкой публики и прогрессивных критиков, но удостоились отрицательных отзывов от консерваторов. В равной степени успешными были их выступления в Лионе и на следующий год . После отставки с поста начальника королевских музыкантов в 1750 году, обеспечив себе пенсию в размере 1100 ливров в год, Гиньон уже не давал публичных концертов, но продолжал выступать при дворе и в светских салонах. Позже он много времени посвящал преподаванию музыки, и в числе его учеников числились представители высшей французской знати. В 1762 году Гиньон полностью оставил двор и последние годы жизни прожил в достатке в Версале, где и был в итоге разбит параличом и умер в январе 1774 года .

Творческое наследие

Музыкальный словарь Гроува называет Гиньона одним из величайших скрипачей-виртуозов своего времени, не уступавшим или даже превосходившим таких исполнителей как Ане, Леклер, Мондонвиль, Гийемен. В то же время, согласно этому изданию, таланты Гиньона как композитора не достигали того же уровня, что у его современников . Биографический словарь итальянцев , напротив, пишет, что он внёс значительный вклад в развитие французской камерной музыки, которую адаптировал к более передовой итальянской скрипичной технике. Он, в частности, способствовал переходу сонаты от четырёхчастной формы к трёхчастной, приблизив её к итальянской увертюре, в рамках которой медленная часть обрамляется двумя быстрыми. В жанре концерта (в том числе и в кончерто гроссо ) Гиньон ориентировался на стиль Вивальди и Альбинони , уделяя больше внимания сольным партиям .

Среди сочинений Гиньона, вышедших в типографии Леклерка, помимо вышеупомянутых :

  • Six sonates à deux violons, flûte allemande et violon et toutes sortes d’instruments egaux (ок. 1739);
  • Six sonates en trio (ок. 1741);
  • Six duos à deux violons (1742);
  • Six sonates à violon seul et basse (1742—1744);
  • Pièces de differents auteurs amplifiées et doublées (ок. 1745);
  • Nouvelles variations de divers airs et Les folies d’Espagne amplifiées (1746);
  • Six trios .

В рукописях известны также сонаты для скрипки соло с басом Ми мажор и Фа мажор; 2 концерта в тональностях Соль мажор и До мажор (1750), большая симфония для двух горнов , симфонические мессы и другие .

Примечания

  1. Jean-Pierre Guignon //
  2. Deutsche Nationalbibliothek Record #103796738 // (нем.) — 2012—2016.
  3. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  4. Rossella Pelagalli. // Dizionario biografico degli italiani (итал.) / Direttore: Mario Caravale, vicedirettore: Giuseppe Pignatelli. — Roma: Istituto della Enciclopedia italiana , 2000. — Vol. 53 : «Gelati — Ghisalberti».
  5. Neal Zaslaw. (англ.) . Grove Music Online (2001). Дата обращения: 18 июля 2022.
Источник —

Same as Гиньон, Жан-Пьер