Interested Article - Расмуссен, Карл Оге
- 2020-03-27
- 1
Карл Оге Расмуссен ( дат. Karl Aage Rasmussen ; род. 13 декабря 1947 ) — датский композитор, музыкальный теоретик и историк музыки, представитель течения «музыка о музыке». Основатель и художественный директор ряда коллективов классической музыки и фестиваля новой музыки NUMUS, профессор .
Биография
Родился в семье наборщика и учительницы шитья. Музыкой впервые занялся по настоянию родителей, когда семья приобрела пианино, но уже с семи или восьми лет увлёкся сочинением музыки. Позже начал брать уроки фортепиано и композиции у Эдмунда Хансена — преподавателя Королевской Датской консерватории и руководителя полупрофессионального городского оркестра — и уроки скрипки у Эмиля Тельманьи . Окончил , где учился композиции у Пера Нёргора и . С 1969 года стал преподавателем в этой же академии (в 1998—2007 годах профессор) .
Основатель и руководитель ансамбля новой музыки The Elsinore Players (1975—1986) , в 1986 году основал театральный коллектив Danish Piano Theatre, с 1991 по 1997 год художественный директор музыкального коллектива Esbjerg Ensemble, в 1997—2002 годах художественный директор Athelas Sinfonietta Copenhagen . В 1978 году основал и до 2002 года оставался директором фестиваля новой музыки NUMUS .
Творчество
Первое значительное оркестровое произведение — «Симфония для юных влюблённых» (1967), в дальнейшем создал многочисленные произведения для камерного оркестра и виртуозные пьесы для отдельных инструментов (серия Encores ) . В 1970-е годы работал в технике «музыка о музыке» ( дат. musik på musik ), заключающейся в разбивке классических произведений на компоненты, которые затем собираются в новые структуры в зависимости от контекста . К работам этого творческого периода относятся сочинения «Genklang» (с датск. — «Резонанс», 1972), «Anfang und Ende» (1973). «Berio Mask» (1977). Вначале Расмуссен использовал элементы, достаточно большие для того, чтобы быть узнанными как уже звучавшие ранее, но в дальнейшем сократил продолжительность используемых музыкальных фраз, в некоторых случаях всего до 4 нот. Крайней формой повторного использования музыкальных идей музыковед Йеан Кристенсен называет сочинение «Contrafactum» — свободную переработку в стиле Стравинского свободной обработки Шёнбергом концерта соль минор для виолончели с оркестром .
В более поздних работах, таких как «Симфония времени» (1982), композитор уделяет основное внимание передаче ощущений времени, движения и взаимосвязанности . В концерте «Sinking Through the Dream Mirror» (1993) использована фрактальная техника Автор двух опер — «Иеффай» (1976—1977) и «Гибель „Титаника“» (для последней сам написал либретто на основе поэмы Х. М. Энценсбергера ). Кроме того, написал мюзикл для радио «Йонас» на тексты (1978—1980) и «театральную концертную пьесу» «Маяковский» (1977—1978, с либретто, основанным на пьесе самого́ Маяковского ) .
Автор биографий Гленна Гульда (2001), Роберта Шумана (2004), Святослава Рихтера (2007), Джорджа Гершвина (2013). Также выпустил книги по темам музыки и её взаимосвязи с обществом:
- «Можете ли вы услышать время» ( дат. Kan man høre tiden , 1998);
- «Если у мира есть звук» ( дат. Har verden en klang , 2000);
- «Творческая ложь» ( дат. Den kreative løgn , 2001) .
С 1986 года часть времени проживал за пределами Дании, в Риме
Примечания
- Karl Aage Rasmussen // (фр.)
- .
- ↑ , p. 80.
- ↑ Henrik Palsmar, Thomas Hjort Jensen. (дат.) . Den Store Danske Encyklopædi (7 мая 2020). Дата обращения: 1 августа 2022. 28 января 2022 года.
- ↑ (англ.) . Karl Aage Rasmussen (10 августа 2008). Дата обращения: январь 2022. 2 июля 2022 года.
- , pp. 80—81.
- , p. 81.
- , p. 84.
Литература
- Anders Beyer. // The Voice of Music: Conversations with Composers of Our Time (англ.) . — Routledge Revivals, 2019. — ISBN 9781351745147 .
- Jean Christensen. // New Music of the Nordic Countries (англ.) / Edited by John D. White. — Pendragon Press, 2002. — P. 80—83. — ISBN 1-57647-019-9 .
- 2020-03-27
- 1