Interested Article - Рейнес, Ицхак Яаков

Ицхак Яаков (Исаак Яков , Ицхок-Яков ) Рейнес ( Райнес ; 27 октября 1839 , Карлин , Минская губерния 20 августа 1915 , Лида , Виленская губерния ) — российский раввин , основатель религиозно-сионистского движения « Мизрахи », один из авторов программы поселения евреев в Эрец-Исраэль , один из авторов созыва конференции по учреждению Всемирной сионистской организации (1902).

Биография

Ицхок-Яков Рейнес родился в пригороде Пинска Карлине в 1839 году. Посещал иешивы в Ейшишках и в Воложине , где и прошёл смиху . Раввином впервые стал в 1867, сначала в Шавкянах (Ковенская губерния, ныне Шаукены, Литва), а с 1969 года — в Свенцянах .

За 16 лет пребывания в Свенцянах Рейнес разработал план реформы преподавания Талмуда , который был изложен в двухтомном труде «Хотем Тохнит» иврита «Завершающий план», 1880—1881). Свои идеи, в которых главное место уделялось логическому анализу источников, противопоставляемому распространённой в те годы методике пилпула , он изложил на съезде представителей еврейских общин в Петербурге в 1882 году. Хотя в своей работе Рейнес опирался на такой авторитет еврейской мысли как Маймонид («Милот ха-хигайон», с иврита «Термины логики») , ультраортодоксальные раввины сочли его предложения слишком радикальными, и его планы реформы не получили поддержки на съезде .

Несмотря на неудачу на съезде, Рейнес поставил перед собой задачу доказать жизнеспособность своей программы и открыл в Свенцянах показательную иешиву, где помимо традиционного еврейского образования преподавались также общеобразовательные предметы и обучение в которой было рассчитано на 10 лет . Конечной целью было получение студентом образования — как религиозного, так и светского — которого было бы достаточно не только для смихи, но и для получения государственной лицензии раввина . Однако уже через четыре года из-за резкого противодействия ультраортодоксов иешива была закрыта, а сам Рейнес ненадолго перебрался в Манчестер, уже через три года вернувшись в Россию. С 1885 года он в течение 30 лет занимал место раввина в Лиде .

Одновременно с разработкой программы реформ еврейского образования раввин Рейнес проявлял интерес к еврейской политической мысли. Он стал участником движения « Ховевей Цион » сразу после его вознкновения и вместе с Шмуэлем Могилевером пропаганировал возвращение евреев в Эрец-Исраэль , в рамках которого сельскохозяйственный производительный труд будет сочетаться с изучением Торы . Идеи политического сионизма , продвигаемые Теодором Герцлем , нашли активную поддержку Рейнеса, который стал делегатом первых сионистских конгрессов . В 1898 году он выпустил книгу «Ора ве-симха» (с иврита «Свет и радость»), рассматривающую тему празника Пурим с точки зрения сионизма, а в 1902 году — книгу «Новый свет над Сионом », включавшую полемику с раввинами, отвергавшими идеи сионизма .

Поддерживая политическую программу светских сионистских лидеров, раввин Рейнес в то же время выступал против их культурной программы, отвергая любое вмешательство политических кругов в религиозные вопросы . Когда в ходе 5-го сионистского конгресса произошло усиление светских фракций в сионистском движении, это вызвало у него опасения возможного разрыва между сионизмом и иудаизмом . В 1902 году Рейнес инициировал созыв в Вильне раввинской конференции, на которой было принято решение о создании религиозной фракции « Мизрахи » в составе Всемирной сионистской организации . В 1903 году, также по инициативе Рейнеса, начал издаваться первый печатный орган движения — «Ха-Мизрах» (редактором которого стал ), а на следующий год в Пресбурге на учредительном съезде движения «Мизрахи» Рейнес был провозглашён его лидером .

В 1905 году при поддержке барона Гинцбурга и деятелей движения «Мизрахи» Рейнес снова основал экспериментальную иешиву, на сей раз в Лиде. В шестилетнюю программу обучения в новой иешиве помимо религиозных дисциплин было включено преподавание иврита и общеобразовательных предметов в рамках программы уездного училища ; позже программа была пополнена преподаванием основ коммерции. Идеологическая основа новой системы преподавания изложена Рейнесом в трудах «Коль Яаков» (с иврита «Глас Иакова», 1908) и «Мишкенот Яаков» (с иврита «Обитель Иакова», 1910) . Рейнес отстаивал точку зрения, что знание языка страны проживания и математики обязательно для нормального выполнения обязанностей раввина; он также выступал за получение общего образования еврейскими девушками .

Несмотря на центральную роль Земли Израильской в религиозно-политической доктрине «Мизрахи», сам Рейнес в 1903 году поддержал в качестве временного решения задач политического сионизма Угандийский план , предполагавший скорейшее создание еврейского национального очага за её пределами, исходя из постулата «Без народа Израиля нет и Сиона» . В целом Рейнес был ближе к той части сионистских идеологов, которые предпочитали решать непосредственные практические задачи (вывод евреев из галута ), чем к эсхатологическому пониманию сионизма в духе другого идеолога религиозного сионизма Авраама Ицхака Кука . После 10-го сионистского конгресса в 1911 году часть членов движения «Мизрахи» покинула Всемирную сионистскую организацию . Рейнес, однако, не одобрил этого раскола, и верная ему часть «Мизрахи» продолжала сотрудничать со светскими сионистами до его смерти в 1915 году .

Работы

Рукописное наследие раввина Яакова Рейнеса составляет около 100 томов, однако большая часть его не была издана . Среди изданных галахических работ Рейнеса:

Семья

Отец Ицхака Яакова Рейнеса, рабби Шломо Нафтали Рейнес, жил в Палестине , владел типографией в городе Цфат , но уехал оттуда, потеряв семью и имущество во время землетрясения 1837 года .

Сын, Моше Рейнес (1870—1891) — публицист, писал на иврите ; опубликовал ряд работ на общественно-политическую тематику, включая очерк по истории русской еврейской культуры «Руах ха-зман» (с иврита «Дух времени») .

Память

В 1924 году в честь Яакова Рейнеса было названо поселение в Палестине , просуществовавшее до 1948 года. С 1972 года это же название носит район Иерусалима . В 1927 году новый мошав в Изреельской долине был назван также в честь Рейнеса .

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  3. // Российская еврейская энциклопедия / Главный редактор Г. Г. Брановер . — Москва: Российская академия естественных наук, Российско-израильский знциклопедический центр «ЭПОС».
  4. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  5. Peter Wiernik. // Jewish Encyclopedia (англ.) . — 1906.
  6. Исраэла Хельзнер, Матия Кам. (ивр.) . Лексикон израильской культуры . Центр образовательных технологий. Дата обращения: 16 октября 2018. 17 октября 2018 года.

Ссылки

Источник —

Same as Рейнес, Ицхак Яаков