Interested Article - Бароха, Пио

Пи́о Баро́ха-и-Не́си ( исп. Pío Baroja y Nessi , баск. Pío Ynocencio Baroja Nessi ; 28 декабря 1872 , Сан-Себастьян 30 октября 1956 , Мадрид ) — испанский писатель, одна из ключевых фигур « поколения 1898 года ». Автор почти 100 романов, в которых часто центральной фигурой является «сильная личность», противостоящая жизненным обстоятельствам.

Биография

Родился в Сан-Себастьяне в семье басков — горного инженера Серафино Барохи и Кармен Несси. Третий сын в семье после Дарио (умер в 1894 году от туберкулёза ) и Рикардо; в 1882 году родилась младшая сестра Кармен. В 1879 году Серафино Бароха с домочадцами перебрался в Мадрид , с 1881 по 1886 год семья проживала в Памплоне , откуда затем вернулась в столицу. Пио, окончивший среднюю школу в Памплоне, в 1887 году начал обучение на врача, которое окончил в 1891 году уже в Валенсии — на новом месте жительства семьи. Хотя Пио Бароха родился во время карлистского мятежа , собственных воспоминаний об этом периоде у него не сохранилось и картину первых лет своего детства он составлял на основе воспоминаний членов семьи; в то же время он сохранил в памяти картину публичной казни, свидетелем которой стал, проживая в Памплоне .

В 1893 году защитил докторскую диссертацию в Мадриде. С августа 1894 по сентябрь 1895 года работал врачом в Сестоне в Стране Басков , но затем вернулся в Мадрид, где сменил брата Рикардо в качестве управляющего пекарней, принадлежавшей их тёте Хуане Несси . Работал также журналистом , в 1898 году некоторое время пытался играть на бирже ценных бумаг, но затем принял решение сосредоточиться на литературном творчестве, полностью отказавшись от прочих способов заработка в 1902 году .

Бароха часто причисляется к так называемому « поколению 98 года », хотя с другими писателями из этого поколения у него сложились непростые личные отношения, а стиль их произведений значительно разнится. Со многими из них он познакомился в ранний, журналистский период творчества, в редакциях альманаха Revista Nueva и газет El Globo (где публиковался как театральный критик), El Liberal , El País и El Pueblo Vasco . Первой изданной книгой Барохи стали в 1900 году демонстрирующие влияние Эдгара По , Достоевского и Бальзака «Мрач­ные жиз­ни» ( исп. Vidas Sombras ) — сборник очерков, хроник и рассказов . В том же году вышел его первый роман «Дом Аисгорри» ( исп. La casa de Aizgorri ) , по стилю напоминавший творчество Метерлинка и Ибсена . С 1901 по 1904 год, всё ещё в поисках собственного стиля, выпустил ряд других удачных работ, из которых наиболее заметной был изданный в 1902 году роман «Путь совершенства» ( англ. Camino de perfección ). Уже в этом произведении появляется характерный для Барохи трагический образ «героя нашего времени» — неврастеничного художника, чей характер раскрывается в условиях трудностей и препятствий на пути паломника из Испании в Левант .

С 1903 года в творчестве Барохи начинается наиболее продуктивный период, который открыла изданная в 1903—1904 годах трилогия «Борьба за существование» ( исп. La lucha por la vida ). Хотя в стиле вошедших в неё романов ощущается влияние русских классиков, важную роль сыграло также личное знакомство Барохи с бытом мадридского дна. В этот период писатель, будучи резко критично настроен против современных ему общественных порядков, исповедовал либерально-прогрессистские взгляды, не разделяя идей демократии или вооружённой борьбы против существующего строя. Результатом стало некоторое количество подчёркнуто аполитичных произведений .

В 1911 году умер Серафино Бароха, и Пио оказался неформальным главой семьи, расширившейся после свадьбы его сестры Кармен в 1913 году. Её мужем стал Рафаэль Каро Раххио, в будущем издатель произведений Пио Барохи. Писатель приобрёл особняк на окраине Вера-де-Бидасоа , который перестроил и обставил по собственному вкусу и превратил в летний дом для всей семьи. В это же время он начал интересоваться историей своего предка Эухенио де Авиранеты, ставшего прототипом героя его будущего цикла «Воспоминания человека действия», первые два романа которого вышли уже в 1913 году .

Во время Первой мировой войны Бароха, в отличие от большинства испанских интеллектуалов, проявил себя как германофил; эти взгляды нашли отражение в ряде изданных с 1917 по 1920 год полемических очерков и дневников писателя. Свет на некоторые идеологические взгляды Барохи пролили произведения 1920-х годов: «Извращённая чувственность» ( исп. La sensualidad pervertida — добровольный выбор холостяцкого образа жизни), «Легенда о Хауне де Альсате» ( исп. La leyenda de Jaun de Alzate — представление о баскской культуре как антикатолической и в целом антихристианской) и трилогия «Агонии нашего времени» ( исп. Agonías de nuestro tiempo — антисемитизм, неприятие интернационализма и современного искусства) .

Не будучи идейным монархистом, Бароха в то же время не приветствовал возвращение республиканского строя в 1931 году, ответив на это событие уже на следующий год критической трилогией «Тёмная чаща». Несмотря на разногласия с республиканскими властями, в 1936 году он стал членом Академии испанского языка . Когда на следующий год начался военный мятеж Франко , любопытство писателя привело его к конфликту с Гражданской гвардией в Сантестебане , который мог дорого ему обойтись. В этих условиях Бароха предпочёл покинуть страну и уехать во Францию. Больше года он прожил в Париже , зарабатывая на жизнь как корреспондент буэнос-айресской газеты La Nación . Тяжёлое экономическое положение семьи заставило его затем вернуться в Испанию. Чтобы уверить новую власть в лояльности, в 1938 году писатель издал сборник своих недавних статей под названием «Коммунисты, евреи и прочие» ( исп. Comunistas, judíos y demás ralea ). Хотя в борьбе Франко и республиканских властей Бароха был скорее на стороне первого, новый курс вызывал у него опасения за судьбы либеральной буржуазии. Это нашло отражение в изданном в Чили на следующий год сборнике очерков «Вчера и сегодня» ( исп. Ayer y hoy ). Планы трилогии о гражданской войне «Сатурналии» полностью воплотить в жизнь ему не удалось — первый из романов, которые должны были её составить, «Бродячий певец» ( исп. El cantor vagabundo ), увидел свет только в 1950 году .

После 1939 года Бароха не подвергался прямым преследованиям властей, но и не допускался в их ближний круг. Его произведения этого периода, согласно Испанскому биографическому словарю, были явно слабее его более раннего творчества. Критики отрицательно восприняли, в частности, намеренно вульгарный и натуралистический любовный роман «Песни пригородов» ( исп. Canciones del suburbio , 1944). Многотомные мемуары «С последнего поворота дороги» ( исп. Desde la última vuelta del camino ), начавшие выходить в журнальном варианте ещё в 1941 году, а завершённые в 1949 году, демонстрировали постепенное угасание творческих способностей, связанное в том числе с развившимся у писателя атеросклерозом . Пио Бароха, до самого конца жизни продолжавший заботы о семье, умер в октябре 1956 года в Мадриде .

Творчество

За творческую карьеру Бароха создал почти 100 романов, в том числе 11 циклов-трилогий, освещающих социальные проблемы современной ему Испании. Са́мой известной из этих трилогий Британская энциклопедия называет «Борьбу за существование», посвящённую нищенской жизни беднейших районов Мадрида . Другие заметные трилогии — «Фантастическая жизнь» ( исп. La vida fantástica , 1901—1906), «Земля басков» ( исп. Tierra vasca , 1900—1909), «Города» ( исп. Las ciudades , 1920), «Агония нашего времени» (1926), «Раса» ( исп. La raza , 1931—1932) , «Тём­ная ча­ща» ( исп. La selva oscura , 1932) . Наиболее масштабный творческий проект Барохи — цикл «Воспоминания человека действия» ( исп. Memorias de un hombre de acción , 1913—1928), включавший 22 книги — 14 романов и 8 сборников произведений меньших жанров. Общая тема произведений этого цикла — противостояние бунтаря и испанского общества XIX века .

С точки зрения самого писателя, его творчество включает два периода, разделяемые 1914 годом, — «вре­мя жес­то­кой за­паль­чи­во­сти и от­ча­ян­ной тос­ки» и «эпо­ху ис­то­риз­ма, кри­ти­ки и иро­нии». Большая российская энциклопедия выделяет в первом периоде творчества произведения «По­хо­ж­де­ния, изо­бре­те­ния и мис­ти­фи­ка­ции Силь­ве­ст­ра Па­ра­док­са» ( исп. Aventuras, inventos y mis­ti­ficaciones de Silvestre Paradox , 1901), «Го­род ту­ма­нов» ( исп. La ciudad de la ni­eb­la , 1909) и «Дре­во по­зна­ния» ( исп. El arbol de la cienci , 1911), а во втором — цикл «Воспоминания человека действия» .

Сам будучи нонконформистом и бунтарём, Бароха часто выводит людей со сходным складом характера в своих произведениях, среди которых «Древо познания» считается по существу автобиографическим . Идеологически его творчество, фокусирующееся на образах сильных личностей, противостоящих жизненным обстоятельствам, формировалось под влиянием Ницше и Шопенгауэра , на его художественные особенности оказала воздействие проза Достоевского. В его романах подвергаются острой критике все основные общественные институты современной писателю Испании, в том числе и католическая церковь (хотя в раннем творчестве, в особенности в «Пути совершенства», сильны мотивы религиозного мистицизма ). Писатель с недоверием относился к демократическим преобразованиям, его неприятие революции 1931 года нашло отражение в трилогии «Тёмная чаща». При этом он никогда открыто не поддерживал и режим Франко , а в последние годы жизни, в том числе в мемуарах «С последнего поворота дороги» (1944—1949), проявил себя как противник официозного нарратива в испанской литературе . Антиклерикализм Барохи, его подчёркнутый нонконформизм и глубокий пессимизм произведений не позволили ему достичь подлинной популярности у широкой публики, хотя позднейшие источники называют его самым выдающимся романистом своего поколения. Его резкий, лаконичный, лишённый украшений стиль, как считают критики, оказал заметное влияние на творчество Хемингуэя .

Публикации на русском языке

  • Собрание сочинений. М., 1911—1912. Т.1-2.
  • Древо познания. СПб., 1912.
  • Сорная трава. Л., 1927.
  • Алая заря. М., 1964.
  • Унамуно М. Туман. Авель Санчес. Валье-Инклан Р. Тиран Бандерас. Бароха П. Салакаин Отважный. Вечера в Буэн-Ретиро. М., 1973.

Примечания

  1. (исп.) . Diccionario Biográfico Español . Real Academia de la Historia. Дата обращения: 6 января 2023. 17 ноября 2022 года.
  2. / Бурмистрова Л. М. // «Банкетная кампания» 1904 — Большой Иргиз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 63. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 3). — ISBN 5-85270-331-1 .
  3. (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 6 января 2023.
  4. Ясный В. К. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков . — М. : Советская энциклопедия , 1962—1978.
  5. Державин К. // Литературная энциклопедия : в 11 т. — [ М. ], 1929—1939.

Литература

  • Baroja P. Aquí París. — Madrid, 1998.
  • Cabrera V., Gonzales del V. L. Novela española contemporanea. — Madrid, 1978.
  • Carabias J. Como yo los he visto. — Madrid, 1999.
  • Castillo-Puche J. L. Azorín y Baroja. Dos maestros del 98. — Madrid, 1998.
  • Laín-Entralgo P. La generación del 98. — Madrid, 1997.
  • Ortega y Gasset J. Ensayos sobre la generación del 98. — Madrid, 1989.
  • Shaw D. La generación del 98. — Madrid, 1989.
  • Державин К. // Литературная энциклопедия : в 11 т. — [ М. ], 1929—1939.
  • Ясный В. К. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков . — М. : Советская энциклопедия , 1962—1978.
  • Волкова Г. И. Baroja Pio // Учебный испанско-русский лингвострановедческий словарь-справочник. — М. : Высш. шк. , 2006. — С. 79. — 656 с. — ISBN 5-06-004248-0 .
  • Села К. Х. Апельсины — зимние плоды. — М. , 1965.
Источник —

Same as Бароха, Пио