Interested Article - Посейдон с мыса Артемисион

«Посейдон с мыса Артемисион» или «Бог с мыса Артемисион» — бронзовый подлинник античной греческой статуи V в. до н. э., найденный в 1926 году ныряльщиками за губками в Эгейском море у мыса Артемисион (на северо-востоке острова Эвбея ) вместе со «Всадником с мыса Артемисион» в районе кораблекрушения и поднятый на поверхность в 1928 году . Статуя изображает неустановленного бога, предположительно Посейдона или же Зевса , замахивающегося, чтобы метнуть не сохранившееся до наших дней оружие: копье, трезубец (атрибут Посейдона) или молнию (атрибут Зевса Керавновола — «Мечущего молнии»). Статуя входит в число редких бронзовых подлинников, дошедших до наших дней.

Находка

Это были остатки кораблекрушения римского судна начала I века н. э. Греческий флот начал исследовательскую операцию и извлёк ряд бронзовых фрагментов, но прекратил дальнейшие работы после гибели одного из пловцов от декомпрессии. Остатки корабля находятся на глубине 40 метров и более не исследовались . В 1926 году было найдено место кораблекрушения и извлечена левая рука статуи. Все остальное было поднято в 1928 году .

Посейдон или Зевс

«Додонский Зевс» держит в руках молнию, выполненую в виде сплющенного продолговатого диска

Наиболее популярной была версия о том, что статуя изображает Посейдона; но установить это невозможно, так как оружие, которое было в руках у бога, потеряно. Проблема с идентификацией статуи как морского владыки состоит в том, что если бы он держал трезубец , то это оружие загораживало бы лицо и нарушало линию профиля. Иконографические параллели с монетами и вазописью той же эпохи показывают, что подобная композиция крайне маловероятна. Впрочем, трезубец мог быть очень коротким, что решило бы проблему. С другой стороны, сохранился обширный ряд бронзовых статуэток меньшего размера (начиная с конца VII века до н. э.), которые повторяют ту же самую позу и представляют Зевса с молнией . Так что в наши дни принято считать, что, скорее всего, это изображение Зевса; впрочем, мнения остаются разделёнными.

Описание

У статуи пустые глазницы, которые изначально были инкрустированы, возможно, слоновой костью, брови были выполнены из серебра, губы и соски из меди. В число возможных авторов статуи записывают Агелада , Каламида или Мирона .

Примечания

  1. (англ.) — 2013.
  2. . Дата обращения: 15 ноября 2009. Архивировано из 19 ноября 2008 года.

Литература

  • Mylonas in American Journal of Archeology 48 (1944) pp 143ff. A case for the subject as Zeus.
  • Mattusch, Carol C. 1988. Greek Bronze Statuary: From the Beginnings Through the Fifth Century B.C. (Ithaca:Cornell University Press) pp. 150–53.
  • Gisela M.A. Richter, reviewing H. G. Beyen, La Statue d’Artemision in American Journal of Archaeology 35 .2 (April 1931), pp. 242–243; C. A. Robinson, Jr., «The Zeus Ithomatas of Ageladas», American Journal of Archaeology 49 .2 (April 1945, pp. 121–127) p. 127, note 40.
  • Karouzos, «Ho Poseidon tou Artemisiou» Deltion 13 (1930-31) pp 41–104, and «The find from the sea off Artemision», Journal of the Hellenic Society 49 (1929).
  • John Boardman, «Greek art and architecture», in J. Boardman, J. Griffin and O. Murray, eds. Greece and the Hellenistic World ( Oxford History of the Classical World , vol. I), 1988, illus. p. 284.

Ссылки

  • от 26 апреля 2013 на Wayback Machine - Акимова Л.И. Искусство Древней Греции: Классика. - СПб.: Азбука-классика, 2007
Источник —

Same as Посейдон с мыса Артемисион