Афина Варвакион
- 1 year ago
- 0
- 0
«Афина Лемния» , Лемносская Афина — бронзовая статуя богини Афины , созданная знаменитым греческим скульптором Фидием в 450—440 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.
Согласно Павсанию , скульптура была изготовлена гражданами Афин , жившими на острове Лемнос , с целью преподнесения в дар родному городу, благодаря чему и получила такое прозвание. Вероятно, стояла где-то неподалёку от Пропилей .
«На Акрополе также находятся две другие посвятительные статуи — Перикла , сына Ксантиппа, и самая любопытная из всех работ Фидия — скульптура Афины, называемая Лемнийской по происхождению тех, кто посвятил её».
«Фидий не всегда ваял образы Зевса, и не всегда отливал Афину, облачённую в бронзовый доспех, но он обратил своё искусство к другим богам и украсил щеки Девы розовым румянцем, скрытым обычно шлемом, что закрывал красоту богини».
До сих пор не ясно, являются ли сохранившиеся фрагменты римских копий повторением именно «Афины Лемнии» . Традиционно к её типу относят:
Эти две реконструкции были выполнены в 1891 году выдающимся немецким археологом и знатоком античного искусства Адольфом Фуртвенглером на основе находившихся в дрезденском музее двух торсов и отдельной головы, а также ещё одной головы из Палаццо Паладжи в Болонье. Позднее в Байи была найдена ещё одна голова этого типа. Реконструкция Фуртвенглера экспонируется в дрезденском Альбертинуме . Обе реконструкции и атрибуции голов на их основе до настоящего времени дискуссионны.
Таким образом, «Афина Лемния» оказывается изображением богини, носящей необычную, перекинутую через плечо эгиду с головой Горгоны Медузы , с непокрытой головой, без щита, держащей шлем в вытянутой правой руке, а левой — опирающейся на копьё.
Идентификация Фуртвёнглером дрезденских мраморов и головы Паладжи как копий оригинальной «Афины Лемнии» основывается на изображении на гемме и описаниях статуи, оставленных античными источниками .
Его умозаключения критикуются. Хартсуик показал, что голова Паладжи не могла быть частью дрезденского торса B, что использованная им гемма могла относится к новому времени, а не к античности, и что описания античных авторов весьма расплывчаты. В свою очередь, опровергаются и некоторые из утверждений Хардвика: например, что голова дрезденской реконструкции А чужеродна, и что голова Паладжи относится к адриановскому времени. Стюарт подытоживает: «Так что, хотя реконструкция смотрится цельно и вполне по-фидиевски, гипотеза и датировка (451—448) Фуртвёнглера остаются неподтвержденными» .