Interested Article - Афина Лемния

«Афина Лемния» , Лемносская Афина — бронзовая статуя богини Афины , созданная знаменитым греческим скульптором Фидием в 450—440 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.

Согласно Павсанию , скульптура была изготовлена гражданами Афин , жившими на острове Лемнос , с целью преподнесения в дар родному городу, благодаря чему и получила такое прозвание. Вероятно, стояла где-то неподалёку от Пропилей .

Описания античных авторов

«На Акрополе также находятся две другие посвятительные статуи — Перикла , сына Ксантиппа, и самая любопытная из всех работ Фидия — скульптура Афины, называемая Лемнийской по происхождению тех, кто посвятил её».

(4) « Лукин : Из всех работ Фидия, какую ты ценишь выше всего?
Полистрат : Что, если не Лемния, которую он считал достойной подписать своим именем? Или Амазонка, опирающаяся на копье?»
(6) «От Книдской создатель Пантеи пускай возьмет одну только голову… пусть позволит остаться волосам, лбу и прекрасной линии чела остаться такими, как их задумал Пракситель , и ясный притягательный взгляд должен оставаться таким, как создал Пракситель. Но линия щёк и носа — пусть будут от алкаменовской » " , и её руки, изящные руки с длинными тонкими пальцами. А весь очерк лица, его мягкость и соразмерный нос — должны быть от «Лемнийской Афины» Фидия, которому мы также будем обязаны губам и шее, которую следует взять от «Амазонки» ".
  • Гимериос (Oratio 68.4):

«Фидий не всегда ваял образы Зевса, и не всегда отливал Афину, облачённую в бронзовый доспех, но он обратил своё искусство к другим богам и украсил щеки Девы розовым румянцем, скрытым обычно шлемом, что закрывал красоту богини».

Сохранившиеся копии и реконструкции

До сих пор не ясно, являются ли сохранившиеся фрагменты римских копий повторением именно «Афины Лемнии» . Традиционно к её типу относят:

  • Две полные реконструкции (A и B) на основе двух торсов , поступивших в 1728 г. из коллекции Чиджи, Рим (Staatliche Museum, Albertinum, Дрезден)
  • Голова Паладжи ( Археологический музей Болоньи , Италия)
  • Голова из Байи (Археологический музей деи Кампи Флегреи, Поццуоли, Италия) .

Эти две реконструкции были выполнены в 1891 году выдающимся немецким археологом и знатоком античного искусства Адольфом Фуртвенглером на основе находившихся в дрезденском музее двух торсов и отдельной головы, а также ещё одной головы из Палаццо Паладжи в Болонье. Позднее в Байи была найдена ещё одна голова этого типа. Реконструкция Фуртвенглера экспонируется в дрезденском Альбертинуме . Обе реконструкции и атрибуции голов на их основе до настоящего времени дискуссионны.

Таким образом, «Афина Лемния» оказывается изображением богини, носящей необычную, перекинутую через плечо эгиду с головой Горгоны Медузы , с непокрытой головой, без щита, держащей шлем в вытянутой правой руке, а левой — опирающейся на копьё.

Идентификация Фуртвёнглером дрезденских мраморов и головы Паладжи как копий оригинальной «Афины Лемнии» основывается на изображении на гемме и описаниях статуи, оставленных античными источниками .

Его умозаключения критикуются. Хартсуик показал, что голова Паладжи не могла быть частью дрезденского торса B, что использованная им гемма могла относится к новому времени, а не к античности, и что описания античных авторов весьма расплывчаты. В свою очередь, опровергаются и некоторые из утверждений Хардвика: например, что голова дрезденской реконструкции А чужеродна, и что голова Паладжи относится к адриановскому времени. Стюарт подытоживает: «Так что, хотя реконструкция смотрится цельно и вполне по-фидиевски, гипотеза и датировка (451—448) Фуртвёнглера остаются неподтвержденными» .

Интересные факты

  • Пока была известна только одна болонская голова Лемнии, её принимали за изображение юноши. И лишь находка второй головы (с торсом) позволила идентифицировать её как изображение богини .

См. также

Примечания

  1. 13 июня 2008 года.
  2. Furtwängler, «Meisterwerken der griechischen Plastik», (Leipzig-Berlin) 1893.
  3. Stewart, Andrew. One Hundred Greek Sculptors: Their Careers and Extant Works
  4. [lib.ru/TEXTBOOKS/ART/vipper.txt Б. Р. Виппер. Введение в историческое изучение искусства] . Дата обращения: 16 ноября 2007. 13 февраля 2008 года.

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Афина Лемния