Interested Article - Домус
- 2020-10-30
- 1
В Древнем Риме существовало два типа италийского дома:
- домус ( лат. domus ) — дом-особняк одного рода.
- инсула — многоэтажный городской жилой дом, где живёт множество семей.
Разница между ними в общих чертах такова: «Домус — особняк, в котором живёт одна семья, инсула — многоквартирный дом, заселённый множеством не связанных между собой семей; домус в основе своей одноэтажное строение, инсула — многоэтажное; домус как резиденция одной семьи представляет собой автономное архитектурное целое, имеющее самостоятельные выходы на улицу, в инсуле резиденция каждой семьи несамостоятельна, включена в сложный архитектурный комплекс и не имеет отдельных выходов на улицу; домус типичен для старого республиканского Рима, инсула распространяется преимущественно в эпоху ранней империи» .
Домус
Италийский городской особняк развился из деревенской усадьбы, собиравшей под одной крышей множество полезных помещений . Ранние италийские особняки представляли собой прямоугольные в плане здания с помещениями, сгруппированными вокруг атриума с небольшим садиком, называемым hortus , в задней части.
Со временем под влиянием греческой архитектуры образовался классический древнеримский особняк. Внутреннее устройство помпейских домов (известны по раскопкам) и римских (восстанавливаются по т. н. Капитолийскому плану ) демонстрируют сходные типовые черты .
Это было прямоугольное сооружение, которое тянулось вдоль двора, а на улицу выходило глухими торцевыми стенами: «он представлял собой каменную стену, побеленную известью, прорезанную лишь узкой дверью да, в верхней части, несколькими редко расставленными маленькими окошечками; над стеной виднелась крыша из красных черепиц» . Он делился на две части: с одной группой помещений — официальной, группировавшейся вокруг атриума, и второй, семейной — вокруг перистиля (более крупного сада, развившегося из hortus). Два этих крупных помещения были прекрасно приспособлены для средиземноморского климата. Они находились под открытым небом, позволяя свежему воздуху циркулировать в коридорах и комнатах. В отличие от греческого в римском доме все помещения располагаются в стройном порядке по сторонам от главной оси. Лучшие образцы домуса сохранились в Помпеях («Дом Пансы», « Дом Фавна », «Дом Веттиев»).
Помещения
-
Вестибул
(
лат.
vestibulum
) — вход, прихожая, преддверие, площадка между линией фасада и наружной дверью дома, откуда через дверь входили в переднюю
- остий ( лат. ostium ) — передняя.
- Таберна ( лат. taberna , от слова «табула» — доска) — такие комнаты могли примыкать к атриуму, но при этом иметь свой собственный вход снаружи и не иметь прохода внутрь. Обычно их занимали под мастерские, склады или лавки, которые хозяин либо использовал сам, либо — чаще — сдавал внаём. Они использовались как торговые лавки, могли иметь кирпичный прилавок перед входом, и внутри делиться перегородкой ещё на какое-то небольшое внутреннее помещение, а перекрытиями — на два этажа небольшой высоты наподобие антресолей. Верхний этаж звался pergula . Эти помещения были бедными, возможно, в них могли жить бедные и верные клиенты . Также эти помещения могли использоваться как простые склады. Кроме того, в помещениях по бокам от входа могли размещаться конюшни.
-
Атриум
(
лат.
atrium
, от ater — «закопчённый», «чёрный», то есть помещение, почерневшее от копоти) — крытый двор со световым колодцем (комплювий) над бассейном (имплювий)
. За имплювием, несколько поодаль, складывали очаг с таким расчётом, чтобы огонь не заливало дождевой водой, а дым вытягивало наружу, позднее очаг из этой комнаты исчез. Изначально атриум был местом сна матери семейства. Напротив входа в дом была глубокая ниша для её кровати, смотревшая на атрий с глубокой нишей —
lectus adversus
(«ложе против дверей»). Римляне сохраняли эту нишу как знак святости брака. Ткацкий станок стоял в атрии в старозаветных семьях до конца республики. Здесь хранились ценности рода: тяжёлый сундук с семейными ценностями (денежный ящик), стол типа жертвенника (
картибул
;
Варрон
вспоминал, что в его детстве они ещё встречались), и шкаф (ниши) для хранения восковых масок (
imagines
) и бюстов предков, а также изображений добрых духов-покровителей —
ларов
и
пенатов
(позже отдельное святилище —
ларарий
). Затем атриум превратился в публичную, приёмную часть дома, парадный зал. Был наиболее богато обставленной частью дома. Сохранившиеся карнизные кольца свидетельствуют, что этот зал делили в случае необходимости занавесями и портьерами на отдельные пространства. Существовали различные типы атриума
:
- atrium tuscanium («этрусский») — без колонн. Отверстие в кровле образовывалось только стропилами. Хотя строить такую систему было дорого, судя по всему, это был наиболее распространённый тип атриума в империи
- atrium tetrastylum («четырёхколонный») — четыре колонны, по одной на каждом угле имплювия
- atrium corinthium («коринфский») — сходен с предыдущим, но комплювий больше по размеру, и количество колонн увеличивается до 12-16
- atrium displuviatum (дословно «имеющий сток для дождевой воды») — размер комплювия очень сокращён, благодаря чему он представляет собой узкую щель, а наклон кровли устроен так, чтобы дождевая вода стекала с неё наружу
- atrium testudinatum («сводчатый»)
- Имплювий ( лат. impluvium — дословно: «водосток») — водоем в атриуме, куда собиралась дождевая вода через световой колодец ( комплювий ). Под имплювием устраивалась цистерна для хранения запасов воды, оттуда доставали воду через отверстие, окруженное оградой из камней наподобие обычного колодца. Летом, по-видимому, над комплювием растягивалась горизонтально ткань над отверстием крыши. Она защищала атриум от палящего солнца, и называлась velum .
- Таблинум ( лат. tablinum, tabulinum , дословно: «архив, деревянная галерея, терраса») — кабинет хозяина, где он хранил деловые бумаги, семейный архив, официальные документы, семейные записи ( tabulae ) и портреты предков ( imagines ). Был большой комнатой — приёмной, расположенной между атриумом и перестилем. Как правило, не имел дверей к атриуму, только занавеску или парапет, а от перестиля мог отгораживаться деревянными экранами или дверьми. «Главную роль мебели этой комнаты составлял большой сундук, металлический или деревянный, обитый металлическими пластинками и большими гвоздями; он стоял всегда по правую сторону у стены или пилястра и был крепко заперт и запечатан» .
- Триклиний ( лат. triclinium ) — пиршественный зал, столовая, была выделена в отдельную комнату под влиянием греческой традиции. Римляне ели, возлежа на ложах ( лектус триклиниарис ). В доме могло быть несколько триклиниев. В триклиниях как правило располагалось три ложа буквой П; если их было два, это называлось биклиний .
- Крылья, ала ( лат. ala , мн. ч. alae ) — открытые помещения по бокам от таблинума, иногда там ставили изображения предков, Лары, делали полки, ставили шкафы, помещения служили для демонстраций богатства дома. Дверей нет. Точное назначение неясно, скорее всего, включались в планировку для соблюдения традиции, а не с конкретной целью.
- Кубикулы ( лат. cubiculum ) — спальня, несколько таких помещений окружали атриум и перистиль . Для римлян были менее важными, чем прочие комнаты дома, их потолки были сводчатыми и более низкими. На мозаичном полу могло быть обозначено рисунком, куда ставить кровать. Иногда перед спальней мог быть устроен маленький предбанник, называвшийся procoeton , где спал личный слуга.
- Кукина или коквина ( лат. cucina ) — кухня. К кухне примыкали различные службы: прачечная, пекарня, помещения для винного и масленного прессов, лестницы, ведущие в комнаты рабов, кладовые и амбары. Могла выноситься за пределы основного прямоугольника плана здания.
- Posticum — вход для слуг.
- Перистиль (peristylium, также каведий ) — открытый внутренний двор для личной жизни семьи. Окружен колоннами, поддерживающими крышу. В перистиле обычно находилось помещение для домашних богов — ларарий (lararium) или сакрарий (sacrarium), впрочем, их местоположение могло варьироваться.
- Писцина ( лат. piscina ) — водоем в перистиле, фонтан — водоем с водометом (иногда несколько разнообразных сложных фонтанов ). Также в перистиле устраивался садик — виридарий , ставились статуи, стены расписывались фресками. Помещения или части помещений с фонтанами римлянами также назывались нимфей . «Потайные» сады с портиками назывались ксист . Канал назывался эврип .
- Экседра ( лат. exhedra ) — гостиная, помещение по главной оси дома, продолжавшее перистиль той же пропорции, что и таблинум. Зала для приёма гостей. Служила столовой в летний сезон.
- Фауцы (fauces, andron) — коридоры, которые соединяли атриум и перестиль.
- Экус ( лат. oecus ) — гостиная. В случае, если она украшалась колоннами, её называли oecus corinthium .
- Балинея — баня. Составные части роскошных терм: , тепидарий , кальдарий , фригидарий , бассейн для плавания, палестра (см. Термы ).
- Пинакотека (картинная галерея) и библиотека — могли располагаться в помещениях вокруг перистиля.
Второй этаж
Особняк «расстилался» на земле обычно только на уровне первого этажа, хотя несколько дополнительных помещений могли подниматься и на второй. Такой дом не имел наружных окон в основном этаже. Жилой аттик домуса обычно имел выход как на первый этаж, так и на балкон, расположенный по фасаду и в ряде случаев продолжавшийся на фасад соседнего дома. Комнаты верхнего этажа назывались coenacula. В этих комнатах спали рабы, иногда их отдавали жильцам.
«Второй этаж строился обычно над перистилем, а при возможности — и над атриумом; он был с плоской крышей, на которой часто размещали небольшой солариум (садик, терраса); там же были пергулы или мэниании (пристройки, выдающиеся как крытые балконы). В комнатах второго этажа устраивались спальни для членов семьи и прислуги, а также столовые, отсюда другое их название — ценакулум» . Балконы назывались по-латински «менианы» по имени Мения , консула 318 года до н. э. .
«Верхний этаж устраивался иногда над постройками перистиля, реже над атрием и заключал в себе разные жилые помещения. Иногда он в виде крытого балкона далеко выступал на улицу над нижним этажом. Имел обычно плоскую крышу, которая нередко была украшена цветами или деревьями, насаженными в горшках или в насыпанной здесь земле» .
Материалы и детали
«Техническое устройство богатого дома было следующим: крыша в виде настила керамических черепиц на каркасе из деревянных брусьев; могла быть плоской, двускатной, четырёхскатной); окна — небольшие, в основном, на втором этаже, с плотным деревянным переплетом, покрытые слоем слюды; стены — покрытые штукатуркой и побелкой, украшенные фресками, пол — утрамбованный слой земли, покрытый каменными плитами, украшенный мозаикой. Двери были двустворчатые, украшенные накладками из металла и других материалов; к ним прикреплялся маллей (дверная колотушка) и различные засовы (вертикальные, по одному за каждую половинку дверей, горизонтальные), а иногда и репагулы (бронзовые или железные замки; в Помпеях сохранились сами замки и ключи к ним очень сложной формы) (…) Отапливался дом первоначально только посредством очага, затем в средней и северной Италии начинают использовать небольшие переносные фокусы (печки с горячими углями, не дававшими дыма; использовались также для подогревания пищи, которую ставили на угли через боковую дверцу). В некоторых домах сооружают специальный дымоход, выводящий дым от очага. В императорскую эпоху получило распространение отопление частных домов посредством гипокауст, устроенных в подвальном этаже, из которых горячий воздух, проходя по керамическим трубам, нагревал пол и стены. В римских домах первоначально был простой деревянный потолок. С развитием роскоши его стали делать с кассетонами (квадратными углублениями, образованными крестообразно положенными балками), украшенными резьбой по дереву и инкрустацией золотом и слоновой костью. Потолок в триклинии мог быть раздвижным, через отверстие которого спускался обруч с подарками для пирующих. (…) Стены римских домов, построенные из кирпича, в зависимости от достатка, штукатурили известковым раствором и белили, отделывали мраморными плитами или украшали росписями. (…) В домах на первом этаже пол мог быть покрыт: утрамбованной глиной, глиной с битым кирпичом, кирпичом, мраморной плиткой, мозаикой» .
Количество и площадь
«Особняков сравнительно с общим количеством домов было немного; по статистическим данным, от эпохи Константина Великого их имелось во всех четырнадцати районах столицы только 1790, тогда как инсул было 46 602» .
«Остатки старинного плана дают нам, однако, возможность судить о размерах этих особняков: одни из них занимают площадь около 400 м², другие — 700 или около 900 м², но есть и такие, которые раскинулись на 1500 м², а то и больше» . Объясняя Спарсу, почему он так часто уезжает в свою маленькую виллу под Римом («в Риме бедняку невозможно ни думать, ни спать»), Марциал пишет: «Ты, Спарс, этого не знаешь и не можешь знать, наслаждаясь жизнью во дворце, плоская крыша которого выше окружающих холмов. У тебя в Риме деревня, живёт в Риме твой виноградарь, и на Фалернской горе урожай винограда не бывает больше. Ты можешь прокатиться на лошадях по своей усадьбе. Ты спишь в глубине своего жилья; ничья болтовня не нарушает твоего покоя; ты пробуждаешься от дневного света тогда, когда пожелаешь его впустить» (XII. 57). Сенека поминает дома, которые «занимают пространство, превосходящее площадь больших городов» (de ben. VII. 10. 5).
Примечания
- ↑ Дата обращения: 18 марта 2009. 29 декабря 2008 года.
- ↑ . Дата обращения: 18 марта 2009. 25 сентября 2020 года.
- ↑ от 28 декабря 2008 на Wayback Machine
- ↑ . Дата обращения: 18 марта 2009. 29 декабря 2008 года.
- Происхождение этого обычая таково: Рим при основании имел в самом центре культовую яму — «мундус» , куда все жители бросали плоды и горсть земли со своей старой родины. Открывалась она лишь один раз в году — в день Подземной богини или не открывалась совсем. Каждый дом повторял эту модель: мундус = имплювий. В целом атриум выполнял функцию «мирового столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подземным миром. ( от 10 июня 2009 на Wayback Machine )
- от 19 ноября 2016 на Wayback Machine
- Щукарев А. Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- . Дата обращения: 18 марта 2009. 3 ноября 2008 года.
- . Дата обращения: 18 марта 2009. Архивировано из 29 ноября 2009 года.
Литература
- Цыбульский С. О. . СПб., 1902.
- Clarke J.R. The houses of Roman Italy 100 B.C. — A.D.250: Ritual, space and decoration. Berkeley etc., 1991.
- MacKay A.G. Houses, villas and Palaces in the Roman world. Ithaca (N.Y.), 1975.
Ссылки
- (недоступная ссылка)
- 2020-10-30
- 1