Аббас, Сохайль
- 1 year ago
- 0
- 0
Евпраксия Фёдоровна (Еупраксия ) (ум. 15 сентября 1348?) — дочь смоленского (дорогобужско-вяземского) князя Фёдора Святославича (Сесвяславича), вторая жена великого князя московского Семёна Ивановича Гордого , с которой он по непонятным причинам развелся.
Овдовев в марте 1345 (6853) года, князь Симеон летом вступил в новый брак с Евпраксией — дочерью мелкого зависимого князя, который получил от зятя в вотчину город Волок.
Зимой 6854 года (то есть, в декабре 1346 — феврале 1347 года ), к пробыв в этом втором для себя браке около полутора лет, князь развелся с Евпраксией, и уже весной 1347 года, всего несколько месяцев спустя, женился на Марии Тверской , дочери погибшего в Орде Александра Михайловича, давнего соперника Москвы .
Бывшая жена была отослана великим князем к отцу в Волок (ныне Вышний Волочек ) .
Возможно, этот «развод» был причиной конфликта князя с митрополитом Феогностом , имевшим место в этот период . А. В. Лаврентьев называет это расторжение брака «неординарным со всех точек зрения казусом» (обычно князья и цари ссылали неугодных жен в монастырь, и церковный развод осуществлялся за счет этого; каковы были формальные причины расторжения данного брака Церковью — неизвестно; данный пример экстраординарен). Третий брак Симеона Гордого, при том, что его вторая жена оставалась в миру, мог восприниматься как прелюбодеяние . Известно, что Симеон женился третий раз, «утаився митрополита» — втайне от Феогноста, и тот на какое-то время отлучил его от причастия, а позже князь и митрополит посылали за благословением к константинопольскому патриарху .
Отсылка её обратно к отцу объясняется так:
«И великую княгиню на свадьбе испортили: ляжет с великим князем, и она ему покажется мертвец» .
Впервые это объяснение появляется достаточно поздно, полтора века спустя, в родословной росписи князей Фоминских, содержащейся в Румянцевском I списке родословных книг. Позднее этот рассказ был включен в другие родословные книги, включая Государев родословец и Бархатную книгу , Воскресенскую летопись, Чертковский хронограф .
В. А. Кучкин считает слово «мертвец» эвфемизмом для указания на холодности великой княгини Евпраксии Федоровны на супружеском ложе ( анафрадизию ) . А. В. Кузьмин считает упоминание о порче на свадьбе не имеющим отношения к реальным событиям, а сам развод объясняет «изменением внешнеполитической конъюнктуры на Руси» . А. В. Лаврентьев тоже предполагает, что под «мертвецом» может подразумеваться фригидность новобрачной, однако указывает, что по церковному праву это не может являться причиной расторжения брака . А. Н. Абуков зовет это «знаменитая придворная сплетня о психосексуальных проблемах великого князя с Евпраксией» .
Олег Хоруженко, отдельно исследуя историю этого брака, указывает, что легенда о порче на свадьбе «восходит к родословной легенде о происхождении князей Фоминских от разведённой великой княгини Евпраксии Федоровны. Предполагается, что легенда возникла в среде Карповых , конкурировавших с Фоминскими за родовое старшинство, и в своем первом варианте точно соответствовала фольклорным аналогам. Легенда впервые изложена в родословной росписи Карповых, которая датируется первым десятилетием XVI в. Уже здесь она содержала искаженный, по предположению автора, текст» . Легенда о порче, возникшая в среде Карповых, и внесенная в родословную роспись, составленную под их присмотром, должна была дискредитировать Травиных — представителей старшей ветви потомков князей Фоминских: то есть Травины не могли бы гордиться своим старшинством, так как происходили от разведённой княгини, то есть прелюбодейки .
По мнению Хоруженко, произошло искажение легенды из-за неправильного прочтения слова, и в первом варианте муж видел не «мертвеца», а согласно фольклорным аналогам — «медведя».«С такой корректировкой рассказ о порче на свадьбе великого князя Симеона Ивановича Гордого полностью соответствует версии Б.V.3 согласно систематизации сюжетов Н. К. Козловой и А. С. Степахиной: Ведьма „наводит порчу“ на молодую, и та после свадьбы начинает по ночам казаться мужу медведицей » .
Позднее, если верить сведениям родословных книг , отец выдал её за фоминского князя Фёдора Константиновича Красного , причем это сам Семен Гордый «велел её дати замуж» .
В новом браке у неё родились четыре сына: Михаил Крюк, Иван Собака , Борис Вепрь, Иван Уда (см. Фоминские князья ). А. В. Лаврентьев пишет, что судя по всему, развод обошелся без серьёзных размолвок — сыновья бывшей княгини служили московским князьям, муж скончался в Москве (в 1387 году) .
М. Д. Хмыров указывал , что «некоторые известия прибавляют, что она [Евпраксия], родив мужу кн. Фоминскому четырёх сыновей, умерла 15 сентября 1348 г., но где погребено тело её — не указывают». Хоруженко уточняет, что о наличии четырёх сыновей Евпраксии от второго брака повествуют родословные книги, «но приводимая автором дата предполагает, что Евпраксия обзавелась этим многочисленным потомством не более чем за полтора года. К сожалению, Хмыров не назвал источника своих данных». Хоруженко в качестве одной из потенциальных версий выдвигает предположение, что история о её новом браке и потомстве является легендарной, выдуманной родословцами, и на самом деле она могла быть просто отослана в монастырь, как другие «разведённые» княжеские жены .
Умерла, возможно, вследствие эпидемии чумы в Москве 15 сентября 1348 года.