Interested Article - Иванов, Александр Николаевич (коллекционер)

Александр Николаевич Иванов ( 27 октября 1962 года , Остров , Псковская область ) — коллекционер российского происхождения.

Основатель частного Русского национального музея в Москве (закрыт), позже перевез эту коллекцию за рубеж, в 2009 основав музей Фаберже в городе Баден-Баден , Германия .

Биография

Информация об Иванове малочисленна и в основном опирается на его собственные утверждения. Источник его доходов не ясен, его называют «таинственный коллекционер» , говорят, что у его коллекции «загадочная история» . Как пишет пресса, удивление вызывает, что на аукционах Фаберже ему удается перебивать ставки Виктора Вексельберга , входящего в 1-ю десятку Forbes .

Прежде чем поступить в МГУ на юридический факультет, Иванов, по собственным словам , проходил 3-годичную службу в советском военно-морском флоте . В конце 1980-х, когда в Советском Союзе стали появляться элементы рыночных отношений, Иванов стал одним из первых бизнесменов, начавшим импортировать компьютеры. В начале 1990-х он создал прибыльный бизнес, и по собственным словам, тогда же, разбогатев, бросил его ради искусства .

Forbes пишет: «созданный им кооператив „Селена“ ввозил в СССР компьютеры, в обмен поставляя удобрения, и зарабатывал на разнице внешних и внутренних цен огромную прибыль: в одном 1988 году, по словам Иванова, она составила $6 млн» Константин Боровой рассказал Forbes, что помнит кооператив под названием «Селена»: «Это была стопроцентно кагэбэшная структура, они не боялись вообще ничего, вывозили сырье в больших объёмах, ввозили компьютеры, я их несколько раз покупал у „Селены“. (…) Без проблем, в месяц можно было такие деньги ($6 млн в год) заработать, особенно если за тобой стоял понятно кто» .

Коллекционер

В 1990-е годы Иванов начал приобретать и коллекционировать произведения Фаберже и другие предметы искусства, поскольку возможности инвестирования были ограничены. По словам самого Иванова ,

И вот один-два раза я попал на аукционы выморочного имущества, то есть изъятого на таможне или бесхозного, и там было очень много антиквариата. Я ничего еще в этом не понимал: так покупал, квартиру украсить. Но попалась мне вещь Фаберже (вот о нем я еще в школе знал), я начал изучать, 3-4 года просидел над архивом и начал понимать эту тему. На носу был 93-й год, я серьезно начал Фаберже собирать. Цены в 93-м были такие: пеликан и рама Фаберже стоили $40 000. Сейчас это стоит $1-1,5 миллиона.

В 2010 году он рассказывал газете Independent, что последние двадцать лет заработал почти все свои деньги на покупке и продаже антиквариата и произведений искусства, а не на природных ресурсах или с помощью заводов в России (в отличие от других российских коллекционеров). И сообщил, что стал торговцем произведениями искусства для олигархов .

Как писал Forbes в 2011 году, у Иванова «необычная репутация на российском антикварном рынке: о нём неохотно говорят коллеги по цеху, а те, кто что-то рассказывает, запрещают упоминать их имена». По мнению источников журнала, «Иванов преувеличивает и коллекции такого масштаба у него нет, а купля-продажа антиквариата в принципе не может приносить доходы, которые позволяли бы тратить десятки миллионов долларов на покупку Фаберже. „Он действительно покупает много хороших, качественных вещей, но я не знаю, чьи это деньги, может быть, тайных партнеров или людей в погонах, я даже не хочу этого знать“, — говорит один из участников антикварного рынка» . Иванов опровергает эти предположения и называет их сплетнями .

Авторы проекта «Муниципальный сканер» утверждают , что большинство своих крупных приобретений, включая «яйцо Ротшильда», Иванов сделал на деньги «массажиста Путина» (он же ранее фигурировал в документах как один из совладельцев баден-баденского музея). Приобретенное Ивановым в 2007 году на Christie’s « Ротшильдовское » яйцо Фаберже, побывав в обоих его музеях, в итоге было передано Путину и преподнесено им Эрмитажу .

По собственным словам, был председателем Мемориального фонда Фаберже (осн. в 1997 , упразднен в 2014 ). Был председателем президиума Российского национального комитета Ордена К. Фаберже .

Основанные музеи

  • В 1993 году основал в Москве Русский национальный музей , который фактически был торговым предприятием, офисом , а не реальным музеем, открытым для посетителей . Компания располагалась по адресу Пушечная ул., 3, стр. 12 . При ней работал антикварный магазин «Русские сокровища» . К концу нулевых начала сворачивать свою деятельность и перемещаться в Германию, хотя минимум в 2011 ещё работала в Москве . Сотрудники в 2003 году: директор музея — Сергей Константинович Мысин, старший научный сотрудник — Павел Вячеславович Меркулов .
  • В 2009 открыл Музей Фаберже в Баден-Бадене . Как пишет Forbes, Иванов «утверждает, что владеет самой крупной в мире коллекцией этих изделий (то есть работ Фаберже) — около 3000 предметов» или 4400 тыс. . Неизвестно, какая часть собрания Иванова выставлена в этом музее. «Коллекция изделий Фаберже, принадлежащая Иванову, оценивается в 1,5 миллиарда долларов — хотя никто не знает точно её объёмов и никто никогда не видел её целиком», пишет радио «Свобода» . Оценку в 2 млрд дает сам Иванов, добавляя: «Эти деньги мне уже сейчас предлагают арабские шейхи, но я не продам, она стоит дороже» .
  • У немецкого музея Фаберже есть филиал в России — Музей христианской культуры (в Санкт-Петербурге по адресу: Рижский проспект, д. 9.) . Музей, открывшийся в 2008 году , функционирует при храме Андрея Критского, а его благотворителем, по сообщениям прессы, является Голощапов (также — основатель Афонского общества). Работа этого музея тесно связана с деятельностью храма . Представленная коллекция — работы русских иконописцев XV — начала XX веков, картины Густава Доре, произведения декоративно-прикладного искусства .
  • Упомянул, что когда-то основывал ещё один «Русский национальный музей» в США .

Сообщается, что помимо Фаберже, он также коллекционирует кости динозавров, древнегреческое и древнеримское искусство, доколумбовое золото, картины старых мастеров и импрессионистов и православные иконы. Он также владеет коллекцией раритетных автомобилей . Также в его коллекции старые мастера, по собственным словам, это, «например, Боттичелли. Есть несколько работ Леонардо да Винчи», прерафаэлиты .

Юридические проблемы

В конце 2000-х годов современные владельцы бренда Faberge фонд Palinghurst Resources и Татьяна Фаберже пытались запретить Иванову называть его частный музей в Баден-Бадене «Музеем Фаберже». После года разбирательств немецкий суд принял решение в пользу Иванова, постановив, что музей, который целиком состоит из предметов, произведенных фирмой Фаберже, имеет полное право носить это имя .

В 2014 году в музее в Баден-Бадене был устроен обыск с участием сотрудников налоговых органов Великобритании и Германии. По версии следствия, Иванов незаконно вернул НДС с покупки «яйца Ротшильда» в размере более 800 тысяч долларов. Как пишет радио «Свобода»: «Иванов все обвинения в свой адрес отрицает, официально они ему предъявлены так и не были, более того, в переписке с Радио Свобода коллекционер сказал, что в декабре 2017 года его адвокаты подали иск „по поводу его незаконно преследования“ к МВД Великобритании на сумму в 2 миллиарда долларов» .

В 2018 году, по сообщению ТАСС , Иванов обвинил британскую таможню в потере артефактов, конфискованных в 2013 году в результате спора о налогах, и не исключил возможности подачи иска в суд о компенсации ущерба. Предметы искусства на сумму в £600 тыс., приобретенные на лондонских аукционах, были конфискованы британской таможней в феврале 2013 года в аэропорту « Хитроу » у Сергея Автоношкина, директора Музея Фаберже . Некоторые предметы, по его словам, были повреждены, а другие потеряны и проданы .

В 2021 году выставка произведений Фаберже из собрания Иванова в Эрмитаже вызвала большой резонанс из-за обвинений в поддельности произведений. Издание BBC опубликовало по этому поводу расследование по поводу связей Иванова с Кремлем .

Неоновая живопись

Хобби Иванова — абстрактная живопись. Он пишет, используя геометрические изображения, яркие цвета, которых он добивается с помощью пигментов красок, которые частично состоят из редких и дорогих минералов. Также он пользуется флуоресцентными красками. В 1999 в Московском Музее современного искусства прошла выставка «Неоновое искусство Александра Иванова». В 2003 году персональная выставка состоялась в ЦДХ . В 2012 году выставка с таким названием была повторена в московской галерее «Коносьер» , в релизе к ней было указано, что за 20 лет Иванов написал более 500 картин .

Картина Иванова «Начало конца» (1993) в 2010 году ушла с торгов в Bonhams за 60 000 фунтов , «Fabergé 1902» (2003) — 12,5 тыс. фунтов (там же, 2011 ), «Спарринг» (1991) — 78 тыс. фунтов (там же, 2011 ), «Любовь» (1996) — за 97 тыс. футов (там же, 2013 ),

Семья

Бывшая супруга — Юлия Иванова, владелица и продюсер ООО «РусьТелеФильм», которое снимало фильмы по заказу ТК «Звезда» и «Культура». Развод в 2013, получила часть имущества и коллекции (около 600 предметов) . Есть дети, по словам отца, они имеют американское гражданство .

Сочинения

  • Скурлов В. В., Иванов А. Н. Клеймение русских золотых и серебряных изделий на рубеже XIX—XX вв.: Сборник архивных материалов. — СПб.: Лики России, 2001 г. — 288 стр.
  • А. Н. Иванов. Пробирное дело в России (1700—1946): руководство для экспертов-искусствоведов. М., Русский национальный музей, 2002. 752 стр. ISBN 5-242-01710-4. Параллельный текст на англ. яз. Ограниченный тираж 200 экз.
  • А. Н. Иванов. Неизвестный Фаберже: Справочное издание для экспертов-искусствоведов / Unknown Faberge . М., Русский национальный музей, 2002. 711 стр. ISBN 5-9500046-3-9
  • А. Н. Иванов. Мастера золотого и серебряного дела в России (1600—1926) / Gold and silversmiths in Russia (1600—1926): руководство для экспертов-искусствоведов (в 2 т.). М., Русский национальный музей, 2002. Тираж 200 экз. Т. 1. — 464 с.: ил. — ISBN 5-9500046-1-2. Т. 2. — 448 с.: ил. — ISBN 5-9500046-2-0.
  • Иванов А. Н. Жетоны Российской Империи. — М.: Издание Русского национального музея, 2004. — 499 с.
  • Перевышко А., Скурлов В., Фаберже Т. Петербург Карла Фаберже. СПб. Лики России. 2004. — 152 с.
  • Фаберже Т., Скурлов В. . Фаберже — министр ювелирного искусства" . М.: Русь-Олимп. 2006. — 240 с.
  • Толмацкий В. А. (автор-составитель), Скурлов В. В. , Иванов А. Н. Антикварно-художественный рынок Петербурга. СПб, Лики России, 2008. — 540 с

Библиография

  • Неоновое искусство Александра Иванова : каталог выставки, Музей современного искусства, Москва, 19 февраля — 21 марта 1999 г. М., 1999. — 63 с.

Примечания

  1. . www.svoboda.org . Дата обращения: 18 января 2018. 19 января 2018 года.
  2. (амер. англ.) . Forbes.ru (3 февраля 2011). Дата обращения: 29 октября 2020. 28 марта 2018 года.
  3. Shaun Walker. // The Independent. — 2010. 15 декабря 2013 года.
  4. . www.svoboda.org . Дата обращения: 29 октября 2020. 14 августа 2020 года.
  5. (амер. англ.) . Forbes.ru (22 февраля 2011). Дата обращения: 29 октября 2020. 14 января 2021 года.
  6. Nastassia Astrasheuskaya. Основатель первого Музея Фаберже Александр Иванов // Blouinartinfo. — 2013.
  7. (рус.) . Муниципальный сканнер (15 января 2018). Дата обращения: 29 октября 2020. 25 октября 2020 года.
  8. . www.mk.ru . Дата обращения: 29 октября 2020. 14 января 2021 года.
  9. . Российская газета . Дата обращения: 29 октября 2020. 24 сентября 2015 года.
  10. (рус.) . Дата обращения: 29 октября 2020. 23 октября 2020 года.
  11. Валентин. Архив Валентина Скурлова (1 июля 2014). Дата обращения: 29 октября 2020. 2 марта 2021 года.
  12. . web.archive.org (29 октября 2003). Дата обращения: 29 октября 2020. Архивировано 29 октября 2003 года.
  13. . www.rnm.ru . Дата обращения: 29 октября 2020. 27 января 2018 года.
  14. . www.svoboda.org . Дата обращения: 29 октября 2020. 28 октября 2020 года.
  15. . www.vashdosug.ru . Дата обращения: 29 октября 2020.
  16. . web.archive.org (18 ноября 2003). Дата обращения: 29 октября 2020. Архивировано 18 ноября 2003 года.
  17. . web.archive.org (29 октября 2003). Дата обращения: 29 октября 2020. Архивировано 29 октября 2003 года.
  18. . www.rnm.ru . Дата обращения: 29 октября 2020. 25 февраля 2020 года.
  19. . web.archive.org (14 февраля 2009). Дата обращения: 29 октября 2020. Архивировано 14 февраля 2009 года.
  20. Софья Багдасарова . . The Art Newspaper Russia (11 октября 2019). Дата обращения: 29 октября 2020. 29 октября 2020 года.
  21. от 6 января 2015 на Wayback Machine , Bloomberg
  22. . web.archive.org (31 января 2010). Дата обращения: 29 октября 2020. Архивировано из 31 января 2010 года.
  23. (амер. англ.) . Forbes.ru (21 июня 2011). Дата обращения: 29 октября 2020. 23 января 2019 года.
  24. . ТАСС . Дата обращения: 29 октября 2020. 16 августа 2018 года.
  25. . РБК . Дата обращения: 29 октября 2020. 7 апреля 2021 года.
  26. . BBC News Русская служба . из оригинала 15 февраля 2021 . Дата обращения: 15 февраля 2021 .
  27. . www.bonhams.com . Дата обращения: 29 октября 2020. 4 марта 2016 года.
  28. .
  29. . sanktpeterburg.bezformata.com . Дата обращения: 29 октября 2020.
  30. . www.bonhams.com . Дата обращения: 29 октября 2020.
  31. . www.bonhams.com . Дата обращения: 29 октября 2020. 4 марта 2016 года.
  32. . www.bonhams.com . Дата обращения: 29 октября 2020.
  33. . РИА Новости (20130531T1553). Дата обращения: 29 октября 2020.
  34. . www.icon-art.info . Дата обращения: 29 октября 2020. 5 мая 2021 года.
Источник —

Same as Иванов, Александр Николаевич (коллекционер)