Флаг Добрянского городского поселения
- 1 year ago
- 0
- 0
Пещерные поселения исторической области Каппадокия на востоке Малой Азии на территории современной Турции — расположенный на обширной территории уникальный комплекс поселений, создававшийся на протяжении многих веков, начиная с I тыс. до н. э. Включает несколько подземных городов и множество вырубленных в скалах пещерных монастырей. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под № 357 и является главной характерной чертой историко-культурного облика данной местности и притягательным туристическим объектом.
Здесь, в Каппадокии — одно из диковиннейших мест на свете. Горы из мягкого вулканического туфа обдувались ветрами и веками, превращаясь в то, что кажется фокусами Антонио Гауди , — в фигуры причудливых плавных очертаний, которые, за неимением леса, служили укрытием и жильем. Дерево шло только на двери. В этих скалах вырубали квартиры и целые многоквартирные дома со времен хеттов.
( Петр Вайль . «Гений Места» )
Покинутые подземные города Каппадокии начали обнаруживать в XIX веке: французский священник отец Жерфанион наткнулся на небольшую дыру посреди горной равнины. Спустившись в неё, он оказался в колоссальном подземном городе, спускающемся вниз на несколько этажей, имеющем вентиляционные шахты, колодцы, помещения для хранения зерна и содержания домашних животных, прессы для изготовления вина и храмы. Население подобного города выходило наверх, только чтобы обрабатывать поля. Узкие переходы, ведущие к поверхности, в случае опасности перекрывались тяжелыми каменными жерновами .
В настоящий момент обнаружено 6 подобных городов, и не исключено, что в будущем возможны новые находки:
Греческий историк Ксенофонт описывал такой город ещё в V веке до нашей эры .
Вырубленные в скалах наземные обиталища использовались как светским населением, так и монахами. Но именно христианские подвижники оставили самые замечательные памятники, превратив в монастыри целые горные долины.
Святой Диодор, архиепископ Каппадокийский, пожелал, чтобы на его склепе было написано одно-единственное слово: «Acarus», что значит «земляной червь», это было исполнено.
- ( Виктор Гюго . «Отверженные» )
Жизнь в кельях, вырубленных в горных породах, без каких-либо удобств, вдали от городских центров и наедине с суровой природой способствовала духовному просветлению. Количество монахов, поселившихся в Каппадокии с данной целью, было чрезвычайно велико. И сейчас практически повсеместно в любом удобном месте Каппадокии можно увидеть вырубленные в скалах «окна» и «двери», которые свидетельствуют о том, насколько плотно была заселена отшельниками данная местность. Некоторые из жилищ находятся в скалах на большой высоте, и подниматься к ним можно было только по веревочным лестницам.
«Рост обителей проходил бурно. Весь край в буквальном смысле был изрыт пещерами, в которых устраивались церкви, скиты, кельи… Места для всех не хватало. Дошло до того, что монастырское строительство в Каппадокии запретили. Всего же до нашего времени сохранилось более тысячи вырубленных в скалах храмов» .
Типичный пример того, как проходила жизнь каппадокийского монаха, дает житие святого Маманта , обретавшегося в Каппадокии в III веке:
«…Разъярённый император подверг юношу жестоким истязаниям. Затем хотели утопить святого, но Ангел Господень спас Маманта и повелел жить на высокой горе в пустыне, находившейся недалеко от Кесарии. Повинуясь воле Божией, святой устроил там небольшую церковь и стал проводить жизнь в строгом воздержании, подвигах поста и молитвы.
Вскоре он получил удивительную власть над силами природы: к его жилищу собирались населявшие окрестную пустыню звери и слушали чтение Святого Евангелия. Питался святой Мамант молоком диких коз и ланей.
Не забывал святой и о нуждах своих ближних: приготовляя из этого молока сыры, он безвозмездно раздавал их нищим. Вскоре слава о Богоугодном житии святого Маманта распространилась по всей Кесарии. Обеспокоенный правитель послал за ним отряд воинов. Повстречавшись на горе со святым Мамантом, воины не узнали его, приняв за простого пастуха. Тогда святой пригласил их в хижину, напоил молоком и сам открыл им своё имя, так как знал, что его ожидает мученическая смерть за Христа…» .
Темная церковь, в которой хорошо сохранились росписи XI века с изображением евангельских сюжетов, использовалась как голубятня и на очистку стен от голубиного помета потребовалось 14 лет.
Долина Ихлара (Ихлара Вадиси) располагается между потухшими вулканами Хасандаг и Голлюдаг, покрывшими её слоями лавы, туфа и пепла. Река Мелендиз пробила этот вулканический туф, образовав каньон долины Ихлары длиной 15 километров и высотой около 150 метров. Кроме того, в данной местности есть перибаджалары (на территории деревень Селиме и Йапракхисар).
Таким образом, долина, образованная руслом реки, получила сложную конфигурацию: около 30 изгибов. В её начале располагается деревня Ихлара, а в конце, на севере — деревня Селиме. Расстояние между ними по прямой — 8 км, а благодаря изгибам — 15 километров.
XI столетие считается «Золотым веком» в искусстве росписей в Гереме.
В Малой Азии многочисленные скальные церкви в Каппадокии сохранили большое количество весьма интересных фресок, некоторые из которых относятся к IX, Х и XI векам. Открытие и изучение этих каппадокийских фресок, которые «показали удивительное богатство настенной живописи», тесно связано с именем св. отца Ж. Жерфаниона (G. de Jerphanion) , который посвятил большую часть своей жизни тщательному изучению Каппадокии, «новой провинции византийского искусства». .