Interested Article - Козлиная песнь
- 2020-03-13
- 1
«Козлиная песнь» — первый роман Константина Вагинова , рассказывающий о падении последнего поколения дореволюционной петербургской интеллигенции в советском Ленинграде. Считается «признанным шедевром ленинградской прозы 1920-х» .
Характеристика
Жанр романа трудно поддается определению. По мнению Михаила Бахтина , роман принадлежит к жанру мениппеи , также встречается вариант « роман с ключом » . Тексту свойственны абсурд и остранение .
Основные события относятся к 1925—1927 годам, однако описываются эпизоды из прошлого, также Вагинов рассказывает, и какое будущее ждет героев. Главными героями книги являются философ Тептёлкин и неназванный по имени Неизвестный поэт, которые живут в Ленинграде 1920-х годов, и вращаются в кругу советской интеллигенции того времени. Вокруг Тептёлкина, переселившегося в Петергоф на заброшенную дачу с башней, складывается свой кружок.
Сюжет романа размыт, для композиции характерны временные сдвиги, лирические отступления , это цепочка пунктирно связанных эпизодов, множество линий развивается параллельно , в романе нарочно ослаблены сюжетность и фабульность . Но вкратце развитие истории можно охарактеризовать так: «провозглашая верность теням прошлого, в жизни они (главные герои) заняты постыдной подёнщиной, одержимы эротическим томлением и мучаются от несовпадения с новыми вкусами и нравами» . Члены кружка, описанного в романе, считают себя последними представителями «гуманистической», «эллинистической» культуры, которой противостоит новое варварство. В финале же книги (особенно в 1-й и 3-й редакции) практически все персонажи терпят моральное поражение, некоторые умирают .
«В своей главной прозаической книге [Вагинов] наблюдает за тем, как осколки Серебряного века тонут в пошлости нового времени», — характеризует эту книгу Валерий Шубинский . В одной из немногих положительных рецензий 1920-х годов за авторством Ивана Сергиевского «Козлиная песнь» названа «поэтическим трактатом о гибели последнего поколения дореволюционной петербургской интеллигенции» и «определённым этапом на пути к овладению трудным жанром идеологического романа» . «Вагинов не столько противопоставляет классическую культуру мещанскому быту, сколько показывает их общую неуместность в послереволюционной жизни. Автор близок к кругу обэриутов , и это отражается в языке „Козлиной песни“: остранённо-протокольный стиль сочетается с высокопарными символистскими пассажами, и оба регистра будто подчёркивают нелепость друг друга. Высокие устремления героев, и без того показанные с иронической дистанции, постепенно тонут в окружающей пошлости» . По мнению исследователя, в книге был концентрированно выражен пафос диахронии , присущий филологам и философам круга Бахтина , а принцип прозы Вагинова — соединение высокой иронии с карнавальным гротеском . Вдобавок, в романе видят предвосхищение теории кэмпа .
Книга является продолжением долгой традиции русской литературы и своего рода интертекстом . «Исследователи отмечают в романе целый ряд многослойных влияний: „петербургский текст“ русской литературы (прежде всего „ Петербургские повести “ Гоголя ), проза Андрея Белого (в основном — в стилистике и композиции), памятники эллинизма и итальянского барокко . Постоянна отсылка к „ Жизни Аполлония Тианского “ Филострата . Наряду с этим несомненен диалог Вагинова с советской (прежде всего ленинградской) прозой 1920-х годов (от Олеши до Каверина , Добычина , Тынянова )» .
История создания и публикации
Работа над романом началась в 1926 году, но в итоге книга существует в нескольких редакциях :
- 1927 год: сокращенная, журнальная, напечатана в 10-м номере журнала «Звезда».
- 1928 год: книжная (изд. «Прибой», тираж 3 тыс. экз). Включает фрагменты и сюжетные линии, отсутствующие в первопечатном варианте, и отличается от него финалом.
- 1928-9 годы : Вагинов продолжает вносить в текст изменения. Третья редакция была создана для 2-го издания романа, которое планировалось в Издательстве писателей в Ленинграде. Переработанный текст был опубликован только в 1991 году в рамках серии «Забытая книга» .
Роман был бурно принят в Ленинграде, многие узнали прототипов персонажей, осуждали авторские интонации . «Много разговоров о „Козлиной песни“ Вагинова, — записал после выхода книги в своем дневнике литератор , — герои списаны чуть ли не со всех ленинградских писателей и поэтов, начиная с Блока и Кузмина и кончая Лукницким . Интерес к книге, разумеется, обостренный, втихомолку подсмеиваются друг над другом. А Вагинов ходит со скромным видом великодушного победителя» .
После журнальной публикации ОГПУ обращает внимание на произведение как на «роман, идеологическая неприемлемость которого находится вне сомнения». Тем не менее, в 1928 году он выходит отдельной книгой, с переработанным текстом. Известно, что у цензоров было к книге отрицательное отношение, однако «по настоянию Москвы и совету отдела печати обкома (тов. Верхотурский) книга была все-таки выпущена». Большая часть тиража была уничтожена.
Готовясь ко второму отдельному изданию, в 1929 году Вагинов вносит в текст многочисленные правки и дополнения, вероятно, желая довести текст до совершенства и сгладить политически неблагонадежные и эстетически рискованные пассажи Кроме того, помимо двух предисловий, автор добавляет и третье. Сохранилось заявление Вагинова в Правление издательства писателей от 5 июня 1929 года: «На предложение Константина Александровича Федина издать роман „Козлиная песнь“ отвечаю полным согласием» .
В 2019 году издательство « Вита Нова » опубликовало сопоставление разных редакций романа: в данном издании была «представлена генетическая транскрипция текста „Козлиной песни“, состоящая из двух регистров — рукописного и печатного: цветом выделены вставки и графически отмечены изъятия. В приложении помещены обстоятельные комментарии, написанные специально для этой книги» .
Советская критика отрицательно отреагировала на произведение: «Идеологическая беспечность <…> ставит роман Вагинова вне пределов советской литературы»; «Он <роман> остается реакционным, несовременным романом, о несовременных писателях». Исключение составляла рецензия Ивана Сергиевского в « Новом мире », в которой «Козлиная песнь» названа «поэтическим трактатом о гибели последнего поколения дореволюционной петербургской интеллигенции» и «определённым этапом на пути к овладению трудным жанром идеологического романа». Реакцию эмигрантской критики характеризует отзыв отзыв Гулливера (общий псевдоним Владислава Ходасевича и Нины Берберовой ): «Все действующие лица, так или иначе, развратничают и отличаются друг от друга только преимущественно „изысканными“ пороками. Правда, автор временами иронизирует над ними, но настолько слабо, что у читателя остаётся ощущение полного удовольствия, испытываемого автором от поведения героев» .
Действующие лица и прототипы
Исследовательница творчества писателя Татьяна Никольская пишет: «К вопросу о прототипах литературного произведения нужно всегда подходить осторожно. Сам Вагинов в (своем следующем) романе „Труды и дни Свистонова“ высмеивал кружок сплетников и сплетниц, для которых выявление знакомых в произведении писателя Свистонова заслоняло художественные достоинства романа, а в неопубликованном предисловии к „Козлиной песне“ подчеркивал, что живого человека нельзя целиком перенести в книгу» .
Персонаж | Описание | Прототип |
---|---|---|
Автор | ||
«Неизвестный поэт»
(Агафонов) |
сам Вагинов. Однако смерть похожа на есенинскую . | |
Тептёлкин |
философ.
«Тептёлкин» было собирательным прозвище обывателя в кругу Бахтина — Пумпянского |
Во многом прототипом послужил Лев Пумпянский (Бахтин указывал на это прямо ) и его Невельский кружок 1924-6 гг. . Пумпянский был единственным, кто вслух заявил о своей обиде на книгу и разорвал отношения с Вагиновым. Кроме него, в персонаже отразился поэт , переставший писать стихи под давлением жены . |
Заэфратский | умерший к началу действия романа поэт и путешественник | частично — Николай Гумилёв |
Миша Котиков | исследователь творчества Заэфратского, дантист, поэт | частично — писатель Павел Лукницкий , собиравший материалы о Николае Гумилёве . Также использованы черты Павла Медведева , который собирал материалы о Блоке и имел близкие отношения с его вдовой |
Костя Ротиков | искусствовед, коллекционер пошлости | имеет черты переводчика Ивана Лихачёва |
Свечин | Свечина принято отождествлять с писателем Сергеем Колбасьевым , однако этот писатель после выхода книги с Вагиновым не поссорился, то есть сходства с собой не видел . | |
Сентябрь | поэт, был в Персии и в сумасшедшем доме, недавно стал футуристом | Венедикт Март |
зайчёныш Эдгар | маленький сын поэта Сентября | Иван Елагин (отец звал его «Залик») |
Марья Петровна Далматова | предмет любви Тептёлкина | имеет черты пианистки Марии Юдиной , в которую был влюблен Пумпянский . |
Наташа Голубец | ее подруга, дочь бывшего генерала | |
Ковалев | бывший корнет, бывший жених Наташи | брат Вагинова Алексей |
Троицын | поэт | Всеволод Рождественский |
Асфоделиев | критик | филолог П. Н. Медведев |
Андриевский | философ | Михаил Бахтин |
фармацевт | биолог и философ И. И. Канаев |
Основные издания
- Журнал «Звезда», № 10, 1927
- Конст. Вагинов. Козлиная песнь. Изд. «Прибой», 1928. 197 стр
- Константин Вагинов. Козлиная песнь (Goat song). NY, Silver Age, 1978 . 197 стр
- Вагинов К. Козлиная песнь. Труды и дни Свистонова. Бамбочада. Худож. лит-ра, 1989 (напечатана первая редакция романа)
- Вагинов К. Козлиная песнь. Труды и дни Свистонова. Бамбочада. Гарпагониада / Авт. ст., примеч. Т. Л. Никольская, примеч. В. И. Эрль. М.: Современник, 1991. (Серия «Забытая книга»). (Впервые напечатана третья редакция)
- Вагинов К. К. Козлиная песнь: Роман / Подготовка текста, коммент. Д. М. Бреслера, А. Л. Дмитренко, Н. И. Фаликовой. Статья Н. И. Николаева. Статья И. А. Хадикова и А. Л. Дмитренко. Ил. Е. Г. Посецельской . — СПб.: Вита Нова, 2019. — 424 с.: 34+45 ил. — (Рукописи). ISBN 978-5-93898-699-2 . (Сопоставление всех сохранившихся редакций)
Библиография
- Текст и смысл стратегии чтения: К. К. Вагинов «Козлиная песнь», В. В. Набоков «Дар», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Ин-т филологии, Сибирское отделение РАН, 2004
- Герасимова А. Г. Труды и дни Константина Вагинова // Вагинов К. Козлиная песнь. М.: Эксмо, 2008
- Дмитренко А. Л. Ещё раз о прототипах героев романов К. Вагинова // Александр Введенский и русский авангард: Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Введенского / Ред. А. Кобринский. СПб.: ИПЦ СПбГУТД, 2004. С.129-132.
- Кибальник С. А. Труды и дни Константина Вагинова. Документальная биография писателя
- Кибальник С. А. Велимир Хлебников в «Козлиной песни» Константина Вагинова (К вопросу о криптографии в русском авангарде 1920-х гг.) // . — 2014. — № 2 (29). — С. 19—31.
- Кибальник С. А. «Роман с ключом» в русской прозе 1920—1930-х годов «Женщина-мыслитель» Алексея Лосева и «Козлиная песнь» Константина Вагинова) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 9. — 2014. — С. 24—30.
- Коровашко А. В. Михаил Бахтин в романе Вагинова «Козлиная песнь» // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Филология. 2003. № 1. С. 29-34.
- Никольская Т. Л. Константин Вагинов. Его время и книги // Вагинов К. Козлиная песнь. Труды и дни Свистонова. Бамбочада. Гарпагониада / Авт. ст., примеч. Т. Л. Никольская, примеч. В. И. Эрль. М.: Современник, 1991. С. 3-11.
- Никольская Т. Л. Н. Гумилёв и П. Лукницкий в романе К. Вагинова «Козлиная песнь» // Н. Гумилёв: Исследования и материалы. Библиография. СПб.: Наука, 1994. С. 620—625.
- Никольская Т. Л. Вагинов К. К. (Канва биографии и творчества) // Четвёртые Тыняновские чтения: Тезисы докладов и материалы для обсуждения. Рига, 1988. С. 67-88.
- Орлова М. А. Жанровая природа романа Вагинова «Козлиная песнь»: Автореф. дис.… канд. филол. наук. СПб., 2009.
- Орлова М. А. Образ Петербурга в романе Вагинова «Козлиная песнь» // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007. Сер. 9. Вып. 2. Ч. II. С. 42-49.
- , Свердлов М. И. Пафос диахронии в филологических текстах круга М. М. Бахтина и в романе К. Вагинова «Козлиная песнь» // В. Я. Брюсов и русский модернизм. — М. : ИМЛИ РАН , 2004. — С. 223—239.
- Свердлов М. И. «Петербургский текст» в «романах с ключом»: «Козлиная песнь» К. Вагинова и «Скандалист» В. Каверина // Александр Введенский и русский авангард. Материалы международной научной конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения А. Введенского. — СПб. : ИПЦ СПГУТД, 2004.
- Шиндина Ольга . К интерпретации романа Вагинова «Козлиная песнь» // . — 1993. — Vol. XXXIV. — С. 219—240.
- Шиндина О. В. Некоторые аспекты растительной символики в романе Вагинова «Козлиная песнь» // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М. : , 2000.
- Янушкевич А. С. «Козлиная песнь» К. Вагинова и «Аполлон Безобразов» Б. Поплавского: судьба русского гедонизма // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. — Томск, 2003. — Вып. 5: Гедонистическое мироощущение и гедонистическая этика в интерпретации русской литературы XX века. — С. 94—122.
Примечания
- ↑ . Полка . Дата обращения: 30 августа 2020. 9 сентября 2020 года.
- ↑ . az.lib.ru . Дата обращения: 31 августа 2020. 23 февраля 2020 года.
- Вячеслав Иванов. . — Litres, 2017-09-05. — 880 с. — ISBN 978-5-457-48441-2 .
- ↑ . Полка . Дата обращения: 31 августа 2020. 29 сентября 2020 года.
- ↑ . www.colta.ru . Дата обращения: 30 августа 2020. 28 сентября 2020 года.
- Бологова М. А. Текст и смысл стратегии чтения: К. К. Вагинов «Козлиная песнь», В. В. Набоков «Дар», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Ин-т филологии, Сибирское отделение РАН, 2004
- ↑ . — DirectMEDIA, 2013-08-28. — 317 с. — ISBN 978-5-9989-1933-6 .
- Юрий Левин. . — Litres, 2017-09-05. — 824 с. — ISBN 978-5-457-48589-1 .
- ↑ Никольская Т. Л. Константин Вагинов. Его время и книги // Вагинов К. Козлиная песнь. Труды и дни Свистонова. Бамбочада. Гарпагониада / Авт. ст., примеч. Т. Л. Никольская, примеч. В. И. Эрль. М.: Современник, 1991. С. 3-11.
- Николай Дж. Каролидес, Маргарет Балд, Дон Б. Соува, Алексей Евстратов. 100 запрещенных книг: цензурная история мировой литературы. Книга 1. — 2007. — ISBN 978-5-9681-0120-4.
- ↑ . Modernités russes . Дата обращения: 30 августа 2020. 13 марта 2022 года.
- ↑ . vitanova.ru . Дата обращения: 30 августа 2020. 13 мая 2020 года.
- ↑ Татьяна Никольская. . gumilev.ru . Дата обращения: 30 августа 2020. 8 августа 2020 года.
- Лев Пумпянский. . — Litres, 2017-09-05. — 864 с. — ISBN 978-5-457-48913-4 .
- К Вагинов. . — New York: Silver Age, 1978. 14 сентября 2016 года.
- K. Vaginov, Константин Константинович Вагинов. . — Худож. лит-ра, 1989. — 622 с. — ISBN 978-5-280-00910-3 .
Ссылки
- 2020-03-13
- 1