Кривелли, Федерико
- 1 year ago
- 0
- 0
Лукреция Кривелли ( Lucrezia Crivelli ; конец XV — сер. XVI века) — фаворитка герцога миланского Лодовико Сфорца и мать его бастарда Джованни Паоло I Сфорца , маркиза Караваджио, предполагаемая модель портрета кисти Леонардо да Винчи « Прекрасная Ферроньера ».
Лукреция была фрейлиной супруги герцога, Беатриче д'Эсте , и около 1496 года (первое упоминание о их связи) стала его любовницей. До этого любовницей Лодовико Моро была Чечилия Галлерани (запечатленная Леонардо да Винчи в « Даме с горностаем »).
В 1497 году Лукреция родила ему сына, что, естественно, вызвало большое недовольство герцогини, которая безуспешно пыталась удалить её от двора. Беатриче умерла в том же году при родах. Герцог, однако, тогда же охладел к своей возлюбленной. Упоминается о ценном подарке в виде недвижимости у озёр Комо и Вербано , сделанном ей и сыну (документ, датированный июлем 1497 года) .
Разгром Миланского герцогства французами и свержение Лодовико изменили её жизнь. В 1508 году Моро скончался, а после смерти в 1512 году нового герцога , когда город заняли французы, Лукреция вместе с Чечилией Галлерани оказалась в числе беженцев из Милана. «Французы намеренно пытались захватить его [Лодовико] в Вальтеллине, поскольку, по подсчетам Тривульцио, денег, находившихся у Моро, хватило бы для выплаты жалованья армии в течение трех лет. Но им удалось лишь захватить богатую добычу в аббатстве и в некоторых иных владениях кардинала Асканио, а также нескольких дворян, которым не удалось вовремя бежать, и Лукрецию Кривели с сыном. Лукрецию препроводили в Милан, где её с должным почтением принял епископ Комо. После краха Людовико она нашла убежище в Мантуе, где родила своего второго сына от герцога Миланского. Изабелла встретила её с распростертыми объятиями, так же как и графиню Бергамини . Ей также удалось заставить власти вернуть Кривели все богатства, которые были подарены ей Моро. Вместе со своими сыновьями она несколько лет прожила в Мантуе» , сначала в Кремоне, затем в Рокка ди Канетто (Мантуя).
Действительно ли портрет изображает Лукрецию Кривелли, точно сказать нельзя. Но поскольку полотно написано в первый миланский период Леонардо, и женщина богато одета, она вероятно являлась видной персоной при миланском дворе того времени.
Имя Лукреции Кривелли всплыло в качестве предполагаемой модели в 1804 году (по версии Carlo Amoretti) . Эта версия имеет подкрепление в виде трех эпиграмм из автографа Леонардо Codex Atlanticus, восхваляющих красоту Лукреции и возможно посланных ему придворным поэтом .
Латынь | Перевод |
---|---|
I. Ut bene respondet Naturae Ars docta! dedisset
|
Сколь сообразно наук искусство Природе! Снабдил бы
|
II. Hujus, quam cernis, nomen Lucretia. Divi
|
Знаешь которую, та зовется Лукреция. Боги
|
III. Naturam, ac superas hac laesit imagine Divas,
|
Вышним картиной такой богиням, художник, бросая
|
Таким образом, безусловно, что Леонардо написал какой-то портрет указанной дамы, но именно ли этот — неизвестно.