Interested Article - Криофор
- 2021-12-26
- 1
Криофор , Агнценосец ( др.-греч. Κριοφόρος «несущий барана») — эпитет бога Гермеса и тип древнегреческой скульптуры, изображающий мужчину, несущего агнца для жертвоприношения.
Мифы и культ
Древнегреческий географ II века н. э. Павсаний приводит легенду о беотийском городе Танагра , который был спасен Гермесом от чумы тем, что он пронес барана на своих плечах вокруг городских стен. Во время празднования гермей самый красивый юноша города совершал тот же путь с ягнёнком на плечах. В городе построили храм Гермеса Криофора, а скульптор Каламид создал статую бога с ягнёнком на плечах . О статуе возможно судить исходя из данных нумизматики, а именно монет Танагры с Гермесом Криофором .
Представление о Гермесе Криофоре не было лишь локальным мифом одного из городов Беотии. Об этом свидетельствуют нумизматические находки с Гермесом, несущим ягнёнка, из других областей Древней Эллады, а также многочисленные скульптурные зображения .
Кроме того, Павсаний сообщает, что в Мессении, в священной Карнасской роще, Гермес Криофор и Аполлон Карнейский имели объединённый культ, а в обрядах мужской инициации участвовали агнценосцы .
Скульптуры
За то, что друг наяд, он знает козьи нравы
И овна делает желанным для овцы,
За то, что множатся и самки и самцы
И бродят по лугам галезским, щипля травы,
Устроим пир ему, и пусть посулы славы
Из тесной хижины летят во все концы:
Бог-пастырь будет рад, что мы не гордецы
И глиняный кувшин не затаил отравы.
Почтим Гермеса! Он, я думаю, не зря
Открыто предпочел сиянью алтаря
И жертвы чистые, и руки трудовые.
Насыплем же курган — там, к межевому рву,
И кровь козлиная из волосатой выи
Пусть глину очернит и обагрит траву.
Павсаний упоминает скульптуру Криофора, сделанную Онатасом и посвящённую в Олимпии. Согласно Брокгаузу, сохранившаяся копия этой статуи в конце XIX века находилась в Вильтонгузе, Англия.
Встречаются статуэтки, относящиеся к 520—510 гг. до н. э. В бостонской статуэтке, как и в некоторых других, Криофор несёт агнца не на плечах, а подмышкой.
Влияние на иконографию Доброго Пастыря
Образ Гермеса Криофора со стоящей рядом овцой, либо с ягнёнком на плечах представляет полное сходство с появившимися позднее изображениями Доброго пастыря в раннехристианской символике. Сходство этого рода в иных случаях настолько значительно, что ставит исследователя в затруднительное положение: как отличить христианское изображение Доброго Пастыря от языческого? В связи с этим существует мнение, что по своей сути образ Доброго пастыря представляет собой копию Гермеса Криофора. Естественно христиане, хоть и заимствовали образ, никак не отождествляли Христа с античными мифологическими персонажами. Сходство в художественных формах легко объяснимо единством художественной школы и технических приёмов, одинаковыми в практике языческих и христианских скульпторов соответствующего исторического периода .
См. также
- Мосхофор (несущий тельца)
Примечания
- , IX, 22, 2.
- , p. 604.
- ↑ , kol. 1431—1432.
- , kol. 708—709.
- , kol. 1432—1434.
- , IV, 33, 4.
- , kol. 1434.
- Жозе-Мариа де Эредиа. «Гермесу Криофору». Сборник «Трофеи» ( 1893 ). Раздел «Греция и Сицилия». Цикл «Эпиграммы и буколики» от 21 сентября 2008 на Wayback Machine . См. также (недоступная ссылка) и от 27 марта 2008 на Wayback Machine
- , с. 483—489.
Литература
- Павсаний . / Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.. — СПб. : Алетейя, 1996. — ISBN 5-89329-006-2 .
- Покровский Н. В. // Христианское чтение. — 1878. — № 11—12 . — С. 483—498 .
- Höfer. // : [ нем. ] / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig : Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1890—1894. — Bd. II. — Kol. 1431—1445.
- Smith William. // A Dictionary of Greek and Roman Antiquities (англ.) . — London: John Murray, 1890. — P. 604.
- Stengel. Έρμαια : [ нем. ] // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1912. — Bd. VIII, 1. — Kol. 708—709.
- 2021-12-26
- 1