Антонелли, Лаура
- 1 year ago
- 0
- 0
Ла́ура ( лат. Laura ; встречается также вариант Лау́ра ) — женское имя, происходящее от женской формы латинского слова лавр ( laurus ) — символа славы. В буквальном переводе — «увенчанная лавром ».
Святыми покровительницами Лаур являются святая Лаура Кордовская (ум. 864, день памяти — 19 октября ) и менее популярная (ум. 1453, день памяти — 29 мая ).
В европейской культуре распространение имени «Лаура» было связано с крайне популярным лирическим циклом отца итальянской поэзии Петрарки (XIV век), возлюбленная которого также носила это имя (либо псевдоним — см. Лаура (Петрарка) ) . Поэт обыгрывал её имя в сочетании с темой золота (например, Laura — l’aurea, то есть «золотая»), лавра, воздуха (l’aureo crine — «золотые волосы», lauro — «лавр», l’aura soave — «приятное дуновение», и даже бега времени (ит. l’ora — «час») .
В эпоху Ренессанса использование имени «Лаура» часто имело отсылку к Петрарке, например, поэтесса Лаура Баттиферри (1523—1589) сконструировала на основе своего имени образ лавра, назначив себя одновременно наследницей Петрарки. Её друзья-поэты подхватывали эту литературную игру . На своем портрете работы Бронзино поэтесса держит открытую книгу, указывая пальцем на сонет Петрарки к его возлюбленной Лауре, своей тёзке.
Также характерно обыгрывание буквального значения имени, связанного с растением — символом поэтических и иных триумфов. Торквато Тассо сложил в честь певицы-виртуозо (ок. 1550—1601) венок стихов под названием «Зеленый лавр» (Il Lauro verde). Существует портрет неизвестной молодой женщины работы ренессансного художника Джорджоне , обычно называемый « », благодаря тому, что на нем изображены лавровые ветви. Лаура Басси (1711—1778), первая женщина-ученый, которой разрешили преподавать в университете, изображена на портрете вместе с лавровым венком .
По распространенной ренессансной традиции находить параллели между римским и греческим , латинское имя «Лаура» уравнивалось с греческим « » ( др.-греч. Δάφνη « лавр »), и, соответственно, отсылало к « Метаморфозам » Овидия , в которых рассказывалось, как прекрасная нимфа Дафна , спасаясь от любви Аполлона, превратилась в дерево лавр. Эта традиция также подкреплялась стихотворным отождествлением обеих у Петрарки . Данный сюжет распространен в живописи: руки нимфы могли превращаться в ветки. Благодаря этому отождествлению выдвигаются версии и по атрибуции, например, « Аполлон » работы Доссо Досси (1524), где фигурирует Дафна, предположительно был заказан герцогом Альфонсо д'Эсте для своей фаворитки Лауры Дианти . (Позже Доссо расписал для неё потолок Палаццины делла Роса изображением четырёх ветвей лавра). Аналогичным «растительным» образом псевдоним «Лаура» избирает для своей героини по имени Владимир Набоков в своем последнем романе « Лаура и её оригинал » Имя получило достаточно большой ареал использования в христианских странах, но со временем его стали использовать все реже и реже.