Защитное снаряжение Средневековой Европы
- 1 year ago
- 0
- 0
Галере́я иску́сства стра́н Евро́пы и Аме́рики XIX—XX веко́в — картинная галерея, где представлены работы западноевропейских и американских художников XIX — XX веков , в том числе собрания импрессионистов и постимпрессионистов из коллекций меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова . Музей расположен в левом флигеле усадьбы Голицыных в Знаменском переулке , с начала 1980-х годов входящем в состав Пушкинского музея (ГМИИ). Открытие галереи состоялось в 2006 году в качестве его филиала .
Галерея расположена во флигеле усадьбы Голицыных в Малом Знаменском переулке, построенном в конце XVIII века в стиле ранний классицизм , его изначально использовали как хозяйственное помещение. В 1888—1892 годах во флигеле размещалось частное училище И. М. Хайновского. С 1890 по 1892 год в доме проходили реставрационные работы под руководством архитектора Василия Загорского . В результате реконструкции флигель был переоборудован под сдачу жилых комнат и получил название «Княжий двор». В здании снимали квартиры деятели искусства Василий Суриков , Илья Репин , Александр Скрябин , Борис Пастернак .
После того как в начале 1980-х годов флигель перешёл в состав ГМИИ, он был реконструирован под размещение художественной галереи .
Художественное собрание начало формироваться в середине XIX века, когда среди меценатов и промышленников Москвы появилась мода на коллекционирование живописи. В музее представлена коллекция полотен французских импрессионистов и постимпрессионистов из собраний купцов Ивана Морозова и Сергея Щукина. Меценаты начали приобретать работы художников в конце XIX — начале XX веков, когда импрессионизм не имел большой популярности в Европе и Российской Империи . Так, Иван Морозов увлекался работами Поля Сезанна , Мориса Дени и Пьера Боннара , а Сергей Щукин стал покровителем Анри Матисса и Пабло Пикассо , покупая практически все новые полотна мастеров . Большую роль в формировании музейной коллекции живописи конца XIX — начала XX веков также сыграли собрания Ильи Остроухова , Сергея Полякова и Сергея Щербатова .
После революции 1917 года все частные коллекции были национализированы . Сергей Щукин и Иван Морозов эмигрировали , оставив свои коллекции в России. Спустя некоторое время на основе их собраний были открыты постоянные экспозиции. В 1918 году в бывшем доме Щукина основали Первый Музей новой западной живописи под руководством деятеля искусства Якова Тугендхольда . В это же время Второй Музей новой западной живописи открылся в особняке купца Морозова. Его директором стал Борис Терновец .
В 1923 году коллекции Щукина и Морозова были объединены и получили название Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ). Общее собрание, насчитывающее около 500 полотен, выставлялось в бывшем доме Морозова на Пречистенке , 21. Музею удалось добиться художественных обменов, в результате которых в коллекции появились работы итальянских , немецких , бельгийских , чехословацких и польских мастеров .
В послевоенном СССР началась борьба с формализмом , поэтому в 1948 году Музей нового западного искусства был закрыт, а собрание распределено между Государственным музеем имени Пушкина и Эрмитажем . В 1980-х флигель перешёл к Пушкинскому музею, в фонд которого в 1990-х поступили полотна других современных художников Василия Кандинского и Марка Шагала . Музей решил использовать здание для экспонирования этой коллекции .
В день открытия галереи в 2006 году директор ГМИИ Ирина Антонова высказала идею о воссоздании Музея нового западного искусства, объединив московскую и петербургскую коллекции. Однако глава Эрмитажа Михаил Пиотровский отказался отдавать полотна .
Возрождение этого музея — это не проблема Антоновой и Пиотровского, и даже не проблема ГМИИ и Эрмитажа. Смешно понимать вопрос таким образом. Это проблема государственная. Государство уничтожило музей. Государство имеет возможность его восстановить. Это моя точка зрения. Ирина Антонова
Коллекция картин расположена в 26 камерных залах. По состоянию на 2018 год в состав музейной коллекции входят работы Гюстава Курбе , Поля Эллё , Камиля Писарро , Пьера Боннара , Анри Тулуза Лотрека , Пьера Сесиль Пюви де Шаванна , Жан-Франсуа Милле , Оноре Домье , Нарсис Диаз , Луи-Габриэль-Эжен Изабе , Франсиско Гойя , Эжена Делакруа , Жана Огюста Доминика Энгра , Поля Делароша . В отдельном зале экспонируется немецкая школа живописи XIX века, где представлены произведения Каспала Фридриха и художников « назарейцев » . Также отдельная экспозиция посвящена Клоду Моне , Полю Сезанну, Полю Гогену и Анри Матиссу .