Первая конная (фильм, 1941)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Первая конная армия» («Иосиф Виссарионович Сталин с командным составом I-й Конной армии») — групповой портрет командиров советской 1-й Конной армии , законченный Александром Герасимовым в 1935 году. Находится в экспозиции Третьяковской галереи на Крымском валу.
Работу над картиной Герасимов начинает в 1934 году заказу, внесенному по предложению члена Реввоенсовета Ефима Щаденко . Сохранился ряд портретных этюдов, изображающих отдельных командиров армии. Создание такого большого количества этюдов было необычным для творческого метода художника, что он отдельно отметил в своих воспоминаниях . Список этюдов приведен в каталоге выставки Герасимова 1936 года (с. 14-16).
В 1937 году картина была показана в Париже на Всемирной выставке и получило высшую награду — Гран-При .
Однако после того, как был репрессирован центральный персонаж картины — Озолин, а затем ещё дюжина офицеров с картины, полотно более 20 лет не выставлялось. По легенде, годами оно лежало под ковром в мастерской художника в поселке Сокол, однако это противоречит данным каталога ГТГ, где указано, что картина поступила в музей в 1936 году .
Командиры изображены в интерьере ЦДКА .
Каталог ГТГ 2009 года сообщает, что в нём картина впервые публикуется с комментариями об изображенных лицах, персонажи картины идентифицированы по сохранившимся этюдам, и, кроме того, из-за утраты части этюдов не все лица идентифицированы. Курсивом и пометкой « Предположительно» отмечены те персоны, которые стоят под знаком вопроса в каталоге 2009 года. Наличие этюдов является подтверждением личности; большинство из них находятся в Центральном музее Вооруженных сил (ЦМВС).
№ | Персона | Репрес. | Этюд | Достоверность, варианты |
---|---|---|---|---|
1 | Неизвестен, в каталоге ГТГ не пронумерован. | |||
2 | Сердич, Даниил Фёдорович | 1938 | нет | Предположительно |
3 | Швидко Т. А. | ЦМВС | ||
4 | Еременко, Андрей Иванович | ЦМВС | ||
5 | Неизвестен, в каталоге ГТГ не пронумерован. | |||
6 | Блиох, Яков Моисеевич | ЦМВС | ||
7 | Ковалёв, Григорий Андреевич | ЦМВС | ||
8 | Голубовский, Василий Степанович | ЦМВС | ||
9 | Неизвестен, в каталоге ГТГ не пронумерован. | |||
10 | Тюленев, Иван Владимирович | ЦМВС | ||
11 | Апанасенко, Иосиф Родионович | ЦМВС | Вариант этюда есть в частной коллекции в Москве . | |
12 | Городовиков, Ока Иванович | ЦМВС | ||
13 | Хмельницкий, Рафаил Павлович | нет | Предположительно; предположение Н. С. Черушева . | |
14 | Кузнецов М. С., комбриг | ЦМВС | ||
15 | Клюев, Леонид Лаврович | нет |
Предположительно; предположение Н. С. Черушева
.
По другим версиям: Сергей Орловский или Вениамин Злобин . |
|
16 | Озолин, Константин Иванович | 1938 | нет | |
17 | 1938 | ЦМВС | ||
18 | Стрепухов, Петр Яковлевич | ЦМВС | ||
19 |
,
инженер 2-го ранга, начальник гаража МО |
ЦМВС | ||
20 | Горячев, Елисей Иванович |
1938,
покончил с собой до ареста |
ЦМВС | |
21 | Рябышев, Дмитрий Иванович | ЦМВС | ||
22 | Тимошенко, Семен Константинович | ЦМВС | ||
23 | Плавнек, Леонард Янович | 1938 | ЦМВС | |
24 |
Поленов П. С.,
командир бронедивизиона Первой Конной армии в Гражданскую войну ( ?) |
ЦМВС | ||
25 | Ракитин, Николай Васильевич | 1937 | нет | Предположительно |
26 | 1937 | нет | Предположительно | |
27 | Шеко, Яков Васильевич | 1938 | нет | Предположительно |
28 | Неизвестен, в каталоге ГТГ не пронумерован. | |||
29 | Дмитров Д. С., полковник | ЦМВС | В частной коллекции также есть этюд «Дмитриевский Д. С.», однако на нём другое лицо . | |
30 | Книга, Василий Иванович | ЦМВС | ||
31 | Семенов, Петр Сергеевич | нет | Предположительно; предположение дочери изображенного Н. П. Семеновой . | |
32 | Кулик, Григорий Иванович | 1950 | ЦМВС | |
33 | Зотов, Степан Андреевич |
Музей-усадьба
А. Герасимова |
||
34 | Ворошилов, Климент Ефремович | ЦМВС | Варианты этюда есть в ЦМВС (еще один), Тверской ОКГ , в Тульском музее . | |
35 | Сталин, Иосиф Виссарионович | ? | ||
36 | Егоров, Александр Ильич | 1939 | нет | |
37 | Хрулев, Андрей Васильевич | нет | По другой версии — Епифан Ковтюх (расстрелян в 1938). | |
38 | Вайнерх-Вайнярх, Дмитрий Ананьевич | 1938 | нет | Предположительно |
39 | Щаденко, Ефим Афанасьевич | ГРМ | ||
40 | Буденный, Семен Михайлович | ЦМВС | ||
41 | Черевиченко, Яков Тимофеевич | ЦМВС | ||
42 | Неизвестен, в каталоге ГТГ не пронумерован. | |||
43 | Шапкин, Тимофей Тимофеевич | ЯХМ | ||
44 | Косогов, Иван Дмитриевич | 1938 | нет | |
45 | Лецкий, Георгий Иванович | ЦМВС | ||
46 | Горбачёв, Борис Сергеевич | 1937 | нет | |
Эти персоны перечислены в каталоге ГТГ, однако не были отмечены на схеме в каталоге: | ||||
Грай, Семён Федорович (1898—1943) | ЦМВС | |||
Таиров, Владимир Христофорович | 1938 | нет | ||
Шнитман, Лев Александрович
(1890—1938), полковник, военный атташе в Чехословакии; погиб в тюрьме |
? | нет | ||
(?-1939), военный комиссар эскадрона, интендант 2-го ранга |
? | ЦМВС |
Газета «Правда» (№ 125 за 1936 год): «В своем творчестве Александр Герасимов никогда не поднимался так высоко, как в последнем монументальном групповом портрете организаторов и виднейших руководителей Первой Конной армии во главе с товарищем Сталиным и маршалами Советского Союза Ворошиловым и Буденным» .
Искусствовед Виталий Манин в «Истории русской живописи XX века» (изд. 2007) высоко оценивает картину: «Гражданская война вызвала к жизни массу портретов её участников, Это были, за небольшим исключением, слабые портреты. Но групповой портрет А. Герасимова „Первая конная армия“ (1955) — это шедевр соцреализма . Художнику удалось воплотить массу военачальников в их индивидуальных характеристиках. Композиция, посредством которой эта масса сгруппирована, источает энергию, не вызывающую сомнения, что только подобный командный состав мог выиграть Гражданскую войну. Каждый персонаж с типичной для времени прической бобриком, блещущий силой и выправкой, освещен серебристым светом, создающим ощущение свободы и волевого движения. Этот групповой портрет можно сопоставить с лучшими картинами мирового искусства как, например, „ Ночной дозор “ Рембрандта и „ Заседание Государственного совета “ И. Репина. Естественно, весь дух „Первой конной“ несет на себе печать своей эпохи, ещё не остановленной энергии и этим отличается от размеренно-вялого, медлительного „Государственного совета“. Присутствующие в картине частности дополняют достоверность рисуемого художником общественного человека» .
В 2002 году известный арт-критик Ольга Кабанова охарактеризовала полотно: «Начну с неприятного, но сильного. Пробегая по репортерским делам залы экспозиции XX века Третьяковки на Крымском, вдруг уперлась в огромную картину классика махрового соцреализма Александра Герасимова „Первая конная армия“ 1935 года. (Раньше перед ней не останавливалась, Бог миловал). И остолбенела от ужаса. Сотни одинаковых, жутких самодовольных лиц, опереточные усы, шпоры, что копытца, в центре — главный усач с улыбкой и трубкой. Живопись совершенно мертвая, впечатление — омерзительное» .