Interested Article - Поленица (мифология)

Русская богатырша Настасья Королевична (илл. С. С. Соломко )

Полени́ца , поляни́ца , палени́ца , паляни́ца удала́я дева-воительница в русских былинах, женщина- богатырь .

Характеристика

В былинах это женщины-воительницы, в своих боевых навыках не уступающие мужчинам-богатырям. Чтобы завоевать их руку, будущий муж должен осилить их в поединке, что удаётся с трудом (Настасья Королевична даже выбивает глаз Дунаю стрелой). Их занятие — полякование: они ездят в чистом поле и бьются с богатырями. Из-за силы их могут принять за мужчин ( Василиса Микулишна в былине «Ставр Годинович», Настасья Микулишна в былине «Женитьба Добрыни»). В былине о Дунае Ивановиче Настасья Королевишна «ѣздитъ въ чисто поле полякуетъ, слыветъ поляницею преудалою» .

Догнал Добрыня поляницу, богатыршу удалую,
Ударил поляницу булатной палицей,
Да ударил её в буйну голову.
Поляница тут назад приоглянется,
Говорит поляница таковы слова:
— Я думала, меня комарики покусывают,
А это русский богатырь пощёлкивает.

Настасья Микулична («Поленица Удалая, дочь Микулы Селяниновича»). Рисунок А. Рябушкина

Так, Добрыня, видя огромного богатыря, вступает с ней в поединок, но терпит позорное поражение. Настасья Микулишна «ухватила Добрыню за жёлты кудри, сдёрнула Добрынюшку со седла долой», не глядя суёт Добрыню себе в карман, и потом задумывается, кого, собственно, в карман сунула. Решает: если богатырь понравится — я его в мужья возьму, если не понравится — голову срублю. Достаёт Добрыню, и тот ей нравится, она берёт его в мужья.

В описаниях пиров князя Владимира часто некие пирующие поленицы упоминаются в запевах вместе с пирующей дружиной.

Корни

Б. А. Рыбаков связывал обилие женских воинственных персонажей в сказках и несколько былинных сюжетов, в которых действует поленица, с дотатарским степным миром скифо-сарматского происхождения . Это может быть отражение контактов киевских воинов с аланскими или болгарскими степняками .

Д. М. Балашов считал, что поленицы напоминают конных степных сарматских воительниц: они обычно умелые наездницы и искусные лучницы. «С этой точки зрения былины отражают победы славян над сарматами: Дунай и Добрыня побеждают полениц в богатырском поединке и обретают над ними власть мужа над женой. В пользу степного происхождения образа поленицы говорит тот факт, что, согласно былине, из крови убитой Дунаем Настасьи берёт своё начало Непра-река (то есть Днепр — река, бывшая пограничной со степью). Кроме того, известно, что у сарматов были весьма сильны пережитки матриархата, поэтому нет ничего удивительного в том, что память об этом народе сохранилась в эпосе в образе женщин-воительниц» . В сюжетах свадеб полениц с богатырями, по его мнению, «допустимо видеть столкновение славян с сарматами, перекрёстные браки с которыми отмечал ещё Тацит ».

Амазонка в древнегреческой керамике

Балашов пишет: «Это — степные наездницы и вместе с тем, после сражения с героем, — жёны богатырей. Допустить их корневое славянское происхождение едва ли возможно, этому противоречит факт упорной, постоянной борьбы с ними русских героев, хотя нарицательное имя этих наездниц — „поляницы“ — славянское. По-видимому, надо признать женщин-поляниц сарматскими конными воительницами, а наличие славянского названия их означает, что представления о поляницах утвердились в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова „богатырь“, название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытия они уже исчезли» .

Современный исследователь пишет о родстве полениц с образами женщин-воительниц в тюркском эпосе: «В эпических произведениях встречается множество образов отважных наездниц, владеющих мечом и искусством охоты. Таковы героини киргизского дестана „Джангъыл Мирза“, уйгурского — „Нёзюгюм“, башкирского дестана „Зая Тюлек“, киргизского эпоса „ Манас “, алтайского и хакасского дестана „Алтын Арыгъ“, а также азербайджанского эпического сказания о Кёр-оглы . Полагаем, что „богатырши-паляницы“ попали в славянский фольклор в результате контакта с тюркскими народами. Тюркские воительницы, в частности, есть в татарском войске в былине „Илья-Муромец и Калин-царь“» . Поединок жениха с невестой, отмечает исследователь, у тюркских народов в эпоху средневековья был частью свадебного обряда и не предполагал фатального исхода.

Список

  • Дочери богатыря Микулы Селяниновича :
  • Настасья Королевична , Непра — дочь короля Данила Манойловича, жена Дуная Ивановича . Выходит за него замуж после поединка; затем погибает от его руки во время соревнования по стрельбе, Дунай кончает с собой.
  • Женщины Ильи Муромца:
  • Марья Моревна — степная королева-воительница.
  • Безымянная поленица из былины «Три поездки Ильи Муромца», желавшая его заманить.
  • Дарья Псковская — легендарная псковская богатырица, погибшая в бою с литовским войском .
  • В сказке Афанасьева (№ 173) есть «девица, у которой с рук и с ног вода течёт: кто этой воды изопьёт, на тридцать лет моложе станет. (Вариант — хозяйка молодильных яблок.) Выезжает со своим войском в зелёные луга тешиться — всё войско из одних девиц набрано» .
  • Девка-Турка , хозяйка зверей и предводительница женского войска, связанная с градом Китежем и озером Светлояром

Упоминаются также обладательницы колдовского дара (воинские достоинства в них не подчёркиваются):

  • Марина Игнатьевна — обладает магическими способностями, колдунья из былины «Добрыня и Марина»;
  • , — обладает магическими способностями (оборотень), жена Михайло Потыка , злодейка.

См. также

Примечания

  1. // Толковый словарь русского языка в 4 томах / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М. , 1939. — Т. 3.
  2. // Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899–1901 гг., с напевами, записанными посредством фонографа. В 3‑х тт.. — СПб. , 2003. — Т. 3.
  3. От «поле». Ср. «поляковать» — частое занятие богатырей, то есть ездить в поле на ратное дело (на бой, на войну).
  4. Чернышева Е. В. // Культура народов Причерноморья. — Симферополь: Изд-во «Таврия», 2012. — № 228 . — С. 151—154 . — ISSN . 4 марта 2016 года.
  5. Филевич И. П. от 11 февраля 2022 на Wayback Machine — Варшава, 1896
  6. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян / Б. А. Рыбаков. — М. : « Наука », 1994. с. 589
  7. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и Русские княжества / Б. А. Рыбаков. — М. : « Наука », 1993. стр. 158
  8. Балашов Д. М. Из истории русского былинного эпоса / Д. М. Балашов // Русский фольклор : Т. 15. — Л. Наука, 1975. — С. 26-54.
  9. . Былины.ру . Дата обращения: 3 сентября 2016. 17 сентября 2016 года.
  10. Балашов Д. М., Новичкова Т. А. // Былины: В 25 т. / Отв. ред. А. А. Горелов. — СПб. : Ин-т рус. лит. РАН ( Пушкин. Дом ), 2001. — Т. 1: Былины Печоры: Север Европейской России. — С. 21—78. — 776 с. 7 сентября 2016 года.
  11. Мадлевская Е. от 11 сентября 2016 на Wayback Machine
  12. Топоров В. Н. Исследования по этимологии и семантике. Том 3. Индийские и иранские языки. М. : «Языки славянских культур», 2010. С. 250.
  13. Юбилейный сборник в честь Всеволода Федоровича Миллера, изданный его учениками и почитателями. М., Типо-лит. А. В. Васильева, 1900. С. 158.
  14. Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л. : « Наука », 1982. С. 310.
  15. Топорков А. Л. Секс и эротика в русской традиционной культуре. М. : «Ладомир», 1996. С. 75, 89.
  16. Русская устная словесность. Примечания М. Сперанского. М., Издание М. и С. Сабашниковых, 1916. С. 402.
  17. Былины. Ред. В. И. Чичеров. Сост. П. Д. Ухов. М. : Изд-во Московского университета , 1957. С. 112.
  18. Беломорские старины и духовные стихи: собрание А. В. Маркова. Ред. А. В. Марков, Т. Г. Иванова, С. Н. Азбелев. Сост. С. Н. Азбелев. М. : Институт русской литературы РАН ( Пушкинский Дом ), 2002. С. 364.
  19. Юбилейный сборник в честь Всеволода Федоровича Миллера, изданный его учениками и почитателями. М. : Типо-лит. А. В. Васильева, 1900. С. 156—158.
  20. Лобач В. А. Богатыри, осилки и девы-воительницы в топонимических преданиях восточных славян. Балто-славянские исследования-XX: Сб. науч. трудов. — М. : 2019. — 480 с. ISSN-13: 977-2658-576-00-8 ISSN-8: 2658-576-6 DOI: 10.31168/2658-5766 Стр. 367—368.
  21. . Русская правда . Дата обращения: 3 сентября 2016. 11 сентября 2016 года.
Источник —

Same as Поленица (мифология)