Interested Article - Хозяйки литературных салонов

Хозяйки литературных салонов ( фр. salonnières ) — выдающиеся женщины , блиставшие остроумием, талантами, красотой и группировавшие вокруг себя выдающихся представителей науки, искусства и политики для бесед в изящной форме по вопросам политики и литературы на домашних салонах , сыгравших видную роль в истории литературы и политики .

На тот [ какой? ] исторический момент салоны заменяли современную печать в выражении общественного мнения; там зарождались веяния и требования, вырабатывавшиеся затем в целые системы и налагавшие свой отпечаток на литературу и общество. Первые салоны XVI века Маргариты Шотландской и Маргариты Наваррской были исключительно литературными . Особенно выделялись салоны во Франции , они особенно размножились при Людовике XIV . Мольер высмеивал их в « Смешных жеманницах » за пустозвонство. В XVIII веке салоны получили политический характер.

Умение держать салон Державин называет «искусством». П.А. Вяземский отмечает как главную особенность салона то, что им руководить может только женщина. «Ум женщины, — пишет он, — тем и обольщает и господствует, что он отменно чуток на чужой ум. Женский ум часто гостеприимен; он охотно зазывает и приветствует умных гостей, заботливо и ловко устраивает их у себя. Лучше, если хозяйка дома в зрелом возрасте, более беспристрастном и бескорыстном».

Античность

В Афинах у некоторых гетер собирались выдающиеся современники, например, у Аспасии (ок. 470—400 до н. э.) в доме были Перикл , Сократ , Алкивиад и другие, обсуждавшие различные вопросы философии и политики; она давала уроки риторики .

Франция

Образование французских салонов относится к XVI и особенно к началу XVII веков, когда женщина в высшем обществе Франции делается предметом особого культа и около неё образуется круг поклонников .

XVI век

Первые салоны носили исключительно литературный характер. Маргарита Наваррская (1492—1549) в XVI веке была из числа первых женщин, дом которых служил сборным местом для поэтов и учёных .

XVII век

Размножившиеся при Людовике XIV салоны, большая часть которых отличалась вычурным тоном, жеманством и пустозвонством, были осмеяны Мольером в комедии « Смешные жеманницы ». Последние годы царствования Людовика XIV не благоприятствовали развитию общественной жизни, но при салоны вновь появились, ещё более блестящие.

XVIII век

В XVIII веке новые идеи проникают в салоны, придавая им политическое значение :

  • в ( ) появлялся Вольтер ;
  • в ( ) собиралась вся знать;
  • салон супруги маршала Бово (маршал ), известный независимым образом мыслей, поддерживал находившегося в опале Шуазёля , а впоследствии Некке́ра ;
  • салон супруги маршала д’Анвиль был одним из первых, где свободно разбирались философские вопросы; хозяйка его была предана идеям Тюрго и покровительствовала Вольтеру ;
  • в салоне герцогини Эгильон ( ) находили убежище преследуемые философы;
  • им же оказывал покровительство салон г-жи Удето;
  • салон в Тампле , хозяйкой которого была г-жа де Буффлер ( ; (1746/1751-1794), любовница принца Конти, отличался богатством своих приёмов;
  • салон мадам Граммон ( , 1730—1794), сестры Шуазёля, являлся первым политическим салоном : он представлял собою род тайного комитета, куда каждый являлся с отчётом и где велись рассуждения о государственных делах;
  • некоторую политическую роль играл и салон г-жи Рошфор.

Финансовая знать собиралась в салонах ( ), Ло , Пленеф, Трюден, Ла-Попелиньер .

Чисто литературный характер имели салоны мадам д’Эпине (1726—1783), Дюдеффан (1697—1780), Леспинас (1732—1776); здесь вокруг блестящих хозяек собирались философы и вообще остроумные люди; эти салоны имели такое же влияние на литературу, как салон мадам де Рамбуйе .

К началу революции салоны представляли собою уже как бы переход к революционным клубам ; таковы были в 1789 году :

После 1790 г. салоны сменились клубами; первые, как собрания людей небольшого круга светского общества, оказывались недостаточными для потребностей времени .

Последним салоном, уже исключительно политическим, являлся салон г-жи Ролан. который был блестящим очагом революции; у неё бывал сначала Робеспьер , затем её дом сделался центром партии жирондистов .

После переворота 9 термидора вновь появились салоны; наиболее блестящим из них был салон г-жи де Сталь , во время террора принимавшей гостей в замке Коппе близ Женевы; у неё собирались все выдающиеся деятели эпохи Директории Бенжамен Констан , Талейран , Карно , Бонапарт , Барбе-Марбуа , Буасси д’Англе , г-жи Криденер и Рекамье .

XIX век

При первом консуле салон мадам де Сталь сделался очагом оппозиции, хотя там появлялись и приверженцы правительства, братья консула, министры и т. д. Изгнанная во время Империи из Франции, г-жа Сталь вернулась в Париж в 1814 году и восстановила свой салон, где бывали Бенжамен Констан , аббат Прадт, Лафайет, Фуше, Веллингтон .

Блестящий салон г-жи Таллиен во время директории несколько напоминал времена Регентства; в салоне Сюар собирались учёные и светские люди .

При Наполеоне I, когда политическая свобода во Франции была сильно стеснена, салоны потеряли своё прежнее значение; единственной приманкой в салоне являлась женская красота . В те годы были знамениты салоны мадам Рекамье и мадам Ремюза .

Прежний блестящий салон возрождается в эпоху Реставрации и вновь начинает играть выдающуюся роль :

  • салон г-жи Лебрен являлся местом собрания старых легитимистов ;
  • у барона Жерара собирались главным образом писатели, артисты, художники и др.;
  • блестящий салон г-жи Ансело являлся в конце эпохи реставрации как бы путём в академию; там собирались литературные и другие знаменитости, как Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Эмиль Дешан , Шатобриан, Консидеран, князь Чарторыйский, князь Полиньяк;
  • салон Шарля Нодье обединял собою главным образом писателей новой школы — Виктора Гюго, Мюссе, Александр Дюма, Дешана и др.;
  • салон Виктора Гюго , бывший вначале чисто литературным, с 1848 г. обратился в политический и просуществовал до декабрьского переворота 1851 г.;
  • салон красавицы г-жи Рекамье посещали её многочисленные поклонники: Шатобриан, Балланш, Ампер, герц. Ноайль, Паскье, Монталамбор, Фаллу и др.;
  • в салоне герцогини Абрантес собиралось небольшое общество представителей бонапартистской знати и современной литературы, например Люсьен Бонапарт , Бальзак ; это был преимущественно артистический салон, славившийся своею роскошью и празднествами, которые совершенно разорили хозяйку.

Среди салонов последних лет Июльской монархии выдавались салон г-жи де Кюстин, с особым оттенком легитимистского романтизма , и салон г-жи Жирарден, посещавшийся Виктором Гюго, Готье, Мери, Гозланом и др.

Во время Второй Республики салоны имели исключительно политический характер; таков был салон депутата Флавиньи, где, кроме депутатов, собирались и иностранные дипломаты .

После переворота 2 декабря появились официальные салоны, например салоны государственного министра (при Фульде), салон президента законодательного корпуса, блиставший при герцоге Морни. Исключительно аристократический характер имел салон г-жи Меттерних, жены австрийского посла. Салон г-жи Свечиной был сборным местом легитимистов и клерикалов .

К началу XX века значение парижских салонов исчезло, как и их влияние на литературу и политику .

Англия

XVIII век

В салоне писательницы Элизабет Монтегю (1718—1800) в 1760-х годах родилось выражение « синий чулок ».

Россия

В истории русского общества важную роль играли светские салоны женщин, вокруг которых группировались литературные и общественные деятели :

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  3. . Дата обращения: 24 июля 2016. 6 августа 2016 года.
  4. Жена Гельвеция

Ссылки

Литература

  • Успенская В. И. Женские салоны в Европе XVII—XVIII вв.// Женщины. История. Общество: Вып. 2. — Тверь, 2002. — с.171-199
  • Сайкина Н. В. Московский литературный салон кн. Зинаиды Волконской: Автореф. дис… канд. филол. наук. — М., 2002.
Источник —

Same as Хозяйки литературных салонов