Гера Барберини
- 1 year ago
- 0
- 0
«Тога́тус Барбери́ни» , «Статуя римлянина с портретами (масками, изображениями) предков» — древнеримская статуя, изображающая неизвестного римлянина, одетого в тогу (то есть тогатуса ) и держащего в руках портреты предков, предположительно их восковые маски ( imagines ).
Эта статуя относится к периоду императора Августа и уникальна тем, что является редким примером подобной иконографии, свидетельствующим о существовании культа предков и традиции хранения масок. Прозвание «Барберини» скульптура получила, так как в Новое Время входила в коллекцию Барберини .
Редкий, вероятно, единственный из сохранившихся примеров подобной иконографии, был призван изобразить и подчеркнуть высокий статус изображенного человека, его принадлежность к патрицианству.
Он одет в тогу, которая является символом римского гражданства (согласно постановлению императора Августа, см. тогатус ). Модель держит изображения предков: как считается, в левой руке отца (20-15 гг. до н. э.), а в правой он опирается на портрет деда (50-40 гг. до н. э.), голова которого выполнена более натуралистично — в традициях республиканского портрета . Датировка портретов предков дается на основе стилистического анализа искусствоведами: различия в стиле их исполнения и форме показывают, что оригинал, с которого был выполнен бюст слева, примерно на тридцать лет старше бюста справа . Предполагается, что этот «дед» модели был знаменитым военачальником, поскольку его бюст стоит на подставке, выполненной в виде ствола пальмы с листьями, символизирующей подобные подвиги .
На тогатусе надеты большой широкий плащ-тога поверх туники. Он драпируется следующим образом: перекинутая через плечо тога образует три группы округлых складок: на груди у пояса, у колен и внизу .
Поскольку тогатус удерживает портреты без особого усилия, предполагается, что это были знаменитые восковые маски предков, которые, согласно обычаю, хранились в аристократических династиях. Эти маски подчеркивали древность рода и демонстрировали его положение в обществе, чем больше масок сохранялось в роду, и чем древнее они были, тем больший почёт имел род.
Выдвигались ныне отброшенные предположения, что моделью для статуи служил Юлий Клавдиан (Julio Claudian) , также этой статуе давали имя Луция Брута ( Lucius Brutus — согласно версии Zoega) , или же скульптор (Quintus Lollius Alcamenes) .
Статуя по стилю относится уже к раннеимператорскому времени, но в ней сохраняются традиции республиканского портрета, характеризующие стиль обеих голов предков .
Как считается, в частности, на основе разницы сортов мрамора, голова статуи не оригинальная, она добавлена во время реставрации в XVII в., проведенной под надзором семьи Барберини . Тем не менее, по этому вопросу ведутся споры — так как голова по стилю подходит к торсу, предполагают, что если она была добавлена, то она относилась к тому же хронологическому периоду. Возможно также, что она не была результатом реставрации, а выполнена по технологии, распространенной при изготовлении тогатусов — когда торс с драпировками изготавливал один мастер, а голову заказывали более умелому портретисту, и все потом соединяли вместе.
Нос и уши реставрированы .
В настоящее время статуя хранится в Капитолийских музеях , Музей Монтемартини (Электростанция Монтемартини), Зал колонны, Inv. I.56.