Абу Умар аль-Багдади
- 1 year ago
- 0
- 0
’Умар ибн Абу Раби’а ( араб. عمر بن أبي ربيعة ; 644 , Хиджаз — 712 ) — арабский лирический поэт. Основатель «омаритского» направления поэзии (омариды).
Происходил из племени бану курейш , был сыном купца, ставшего правителем небольшой области в Южной Аравии.
На слова Омара писали музыку многие знаменитые арабские музыканты.
Жил в Медине и Мекке . Отказывался от административных постов и вел жизнь частного человека. Даже не отправился на богомолье в Медину, «чтобы посещение гроба пророка не затемнило в памяти посещения возлюбленной» .
Благочестивый омейядский халиф Умар II , придя к власти, велел привести пожилого поэта в Дамаск в цепях, собираясь его сослать. Но затем его помиловал, запретив сочинять стихи, так как считал их слишком вольными и развращающими правоверных.
«Типичный представитель богатой патрицианской буржуазии Мекки, выразитель её идеалов индивидуализма, реабилитации плоти, изысканной светской жизни, её отвращения к исламскому аскетизму, военщине, сильной, но грубой поэзии бедуинов»
«Средневековые источники рисуют обаятельный образ поэта, изображая его добрым, жизнерадостным и остроумным, хотя, возможно, и чрезмерно себялюбивым человеком. Если к этому добавить богатство поэта и его красивую внешность, то становится понятной причина его нескончаемых успехов у женщин, принёсшая ему славу первого мекканского кавалера, не упускавшего ни одной возможности поухаживать за приезжавшими в Мекку паломницами. Предание гласит, что, когда наступало время хаджа, Умар надевал дорогие, расшитые золотом одежды, натирался благовониями и отправлялся встречать прибывающий караван, дабы разыскать среди паломниц очередную подругу, причём намеченная им жертва редко отказывала во взаимности столь блистательному поклоннику, который вдобавок мог прославить её имя в своих стихах» .
«Исключительной тематикой, утонченным стилем и преимущественно „газельной“ формой эти стихотворения сильно отличаются от произведений предыдущей „джахилийской“ эпохи» . В отличие от своих предшественников, бедуинских поэтов, воспевал не военные подвиги, а лишь любовь. «Одним из первых в истории арабской поэзии обратился к описанию любовных переживаний: состояние влюблённого в момент возникновения любовного чувства, при ссоре с возлюбленной и при возобновлении любовной связи, страдание, ревность, радость любви, любовное томление, тоска в разлуке и т. д.»
«В средние века арабы считали его непревзойдённым мастером любовной лирики. Газели Омара ибн Аби Pабиа полны любовных признаний и жалоб на неразделённую любовь. Значительное место в этих коротких стихах занимает диалог с возлюбленной. Поэт изображает характерные черты внешности, поведения и речи своих современниц» .
Поэзия созданного им омаритского направления не создает ни индивидуального женского портрета, ни индивидуальной психологической характеристики. «Из этой лирики вырисовывается лишь образ некой условной „обобщённой“ возлюбленной со стереотипной внешностью, поведением и судьбой. Созданная омаритскими лириками модель любовного стихотворения в последующие столетия стала традиционной, породив бесчисленное количество произведений этого рода. Ситуации и персонажи, рисуемые Омаром и его подражателями в стихах, прочно укоренились в сознании всех сословий средневекового халифата, и народная новелла Багдада, столь блистательно представленная в собрании „Тысячи и одной ночи“, многие темы, сюжеты и характеристики восприняла у поэтов-омаридов. Следы их влияния мы можем найти и в словесном искусстве Южной Европы — в провансальской поэзии трубадуров и в новеллах Боккаччо » .
Предшественник «нового стиля» ( ) и гедонистической школы в поэзии эпохи Аббасидов.
Несколько его стихотворений переведено немецкими стихами Рюккертом в его «Hamasa».