Стенбок-Фермор, Иван Васильевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Графиня Сарра Элеонора Фермор , Сарра-Элеонора Виллимовна , в браке графиня Стенбок ( Sarah Eleonora Fermor , 1740 — между 1805 и 1824) — модель знаменитого детского портрета работы И. А. Вишнякова . Её сын, получивший двойную фамилию отца и матери, стал родоначальником русского графского рода Стенбок-Фермор .
Родители Сарры :
В 1765 году Сарра Виллимовна вышла замуж за 21-летнего бригадира графа Якова Понтуса Стенбока (1744—1824) «эстляндского ландрата» — представителя графского рода Стенбоков шведского происхождения. Ему принадлежал сохранившийся до наших дней так называемый дом Стенбока , или ансамбль бывшего губернского суда .
Указывается, что её детьми были Якоб Виллим (ок. 1766 — 1803) , Иоанн Магнус (1768—1834), Сара Яковлевна Куломзина (1771—1854), Юлиана-Шарлотта-Елизавета (1772-?), Александр Маттиас (1773-?), Барбара София (1774-?), Иоганн (1775-?), Катарина.
Поскольку её брат не оставил наследников, в 1825 году её сыну графу Иоанну-Магнусу Стенбоку разрешено именоваться графом Стенбок-Фермор и передавать эту фамилию детям . Его старший сын Яков Иванович, женатый с 31 мая 1835 года на графине Александре Петровне Эссен, в свою очередь, стал именоваться .
Линия графов Стенбоков-Ферморов прослеживается до революции .
Вишняков в 1750-е годы выполнил два парных портрета детей В. В. Фермора (своего начальника, как главы Канцелярии от строений ) — сына Вильгельма Георга (1749—1828) и дочери Сарры Элеоноры . Мальчик написан в мундире сержанта лейб-гвардии Преображенского полка, который был написан позднее, скорее всего, в связи с присвоением ему соответствующего чина .
В каталоге ГРМ (1980) они датированы как написанные около 1750 года; ныне дата пересмотрена на «1749 (1750?)» . Н. Н. Врангель , который опубликовал портреты сразу после их приобретения музеем, упомянул , что на обороте портрета девочки была надпись, впоследствии закрытая при дублировании холста. Она гласила, что изображена «Сарра Ферморова 10 летъ» и год создания портрета им читался как «1745». К. В. Михалова датировала портрет 1749 годом на основании надписи на обороте и установленного ею года рождения девочки — 1740. В заявлении Н. П. Альбрехт при продаже картин в музей они также датировались 1749 годом. Эта датировка была принята и Т. В. Ильиной .
«Десятилетняя девочка изображена, как взрослая дама. Она представлена в торжественной позе, её жесты немного манерны, а на губах „светская“ улыбка. Фон придает портрету репрезентативную пышность. Трогательным контрастом парадности выглядят тонкие руки девочки и её бледное худенькое лицо с неправильными чертами, исполненное живости и эмоциональности. Лиризм произведения основан на цветовой гамме, в которой гармонически сочетаются серые, зеленые и голубоватые тонов. Общую настроенность поддерживает „говорящий“ пейзаж с тонкими деревцами и прозрачной листвой. В творчестве Вишнякова ещё прослеживается связь с парсунной традицией. Это сказалось в плоскостном изображении фигур, неглубоком пространстве и отвлеченно-равномерном освещении, а также в написании одежды, в которой не чувствуется объёма тела. Наряду с подобными устаревшими условностями в портрете заметно влияние западноевропейской живописи с её натурной достоверностью в передаче подробностей. Ткань платья выписана настолько точно, что современные английские специалисты узнают в нём образец шелка середины XVIII века, производимого в Англии по французским рисункам» .
Портреты детей Фермор были проданы в Русский музей в 1907 году госпожой Н. П. Альбрехт за 2 тысячи рублей. (Альбрехты находились в родстве с Ферморами через жену мальчика, изображённого на портрете — то есть на протяжении XIX века они хранились не у кровных потомков).