Interested Article - Кристус, Петрус

Петрус Кри́стус ( нидерл. Petrus Christus ; ок. 1410, Барле — 1475 или 1476, Брюгге ) — южно нидерландский ( фламандский ) живописец , с 1444 года работавший в Брюгге . Немецкий историк искусства Густав Фридрих Вааген упомянул его прозвание на французский манер: «Пьер Кристофсен»; Иоганн Давид Пассаван установил биографические детали и некоторые истории приписываемых художнику произведений. Свои работы мастер подписывал: PETRUS XPI ME FECIT («Петрус Кристус меня сделал»), затем следовал год, либо монограммой: XPR или XPI .

Биография

Петрус Кристус считается в истории западноевропейского искусства одним из главных последователей ранненидерландского живописца Яна ван Эйка , но, вероятно, никогда не был учеником этого мастера. Кристус поселился в Брюгге только через три года после того, как там умер ван Эйк. Петрус Кристус, вероятно, прибыл из Барле в Брюгге 6 июля 1444 года и приобрёл гражданство (по условиям надо было прожить в городе не менее года), чтобы утвердиться там в профессии живописца .

Влияние школы ван Эйка, продолженной членами его семьи, могло с самого начала сыграть важную роль в художественном развитии Петруса Кристуса. Его ранние работы, такие как «Голова Христа», «Святой Иоанн Креститель», «Эксетерская Мадонна» и « Портрет картузианца », ясно указывают на технику ван Эйка. «Судя по способу моделирования объемов, приёмов изображения металлических предметов и парчи, он, кажется, полностью основал свою технику на технике Яна ван Эйка. Он, вероятно, имел доступ в мастерскую Яна ван Эйка после его смерти и мог изучать там инструменты, материалы и незаконченные картины хозяина» .

Неизвестно, посещал ли Кристус Италию и влияли ли его произведения непосредственно на творчество Антонелло да Мессины и других итальянских художников своей манерой и нидерландской техникой масляной живописи, но известно, что его картины приобретались итальянцами у общины иностранных торговцев в самом Брюгге. Почти половина его картин была написана по воле итальянских заказчиков, либо они имеют происхождение из Италии или Испании, где с них делали копии. Документ, свидетельствующий о присутствии «Пьеро да Бруджа» (Петрус из Брюгге?) в Милане , может свидетельствовать о том, что он посещал этот город одновременно с Антонелло, и эти два художника могли бы встретиться (если допустить пребывание Антонелло в Милане в 1476 году по приглашению герцога Галеаццо Мария Сфорца , однако 26 декабря того же года герцог был убит заговорщиками, что ставит этот факт под сомнение) . Этим можно было бы объяснить поразительное сходство их некоторых произведений, а также относительно быстрое распространение нидерландской техники масляной живописи среди итальянских художников того времени .

Между 1462 и 1463 годами Петрус и его жена стали членами «Братства Богоматери Сухого Древа» ( нидерл. Broederschap van Onze-Lieve-Vrouwe van den drogen boom ) в Брюгге. Этот факт показывает высокое социальное положение художника, потому что только высшее дворянство могло позволить себе членство в этой ассоциации, в которую также входили герцог и важные члены его двора. Имена Кристусов были упомянуты в списке членов, присоединившихся к братству в 1458—1463 годах. Для общества Петрус написал знаменитую картину «Мадонна Сухого Древа» (Madonna van den Droghen Boom), хранится в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде .

Из документов известно, что Петрус Кристус и его жена в 1467—1468 годах были членами религиозного общества Богоматери Снежной ( нидерл. (Onze-Lieve-Vrouw ter Sneeuw ). В 1475 году его жена заплатила последний взнос. Петрус Кристус был членом Гильдии Святого Луки , деканом которой он стал в 1471 году. Художник скончался между 2 сентября 1475 и 13 марта 1476 года и похоронен в церкви Богоматери в Брюгге. Расходы на похороны возместило братство .

Петрус Кристус работал в городе Брюгге три десятилетия; сохранилось тридцать картин, пять рисунков и миниатюра. Девять картин подписаны и датированы, все между 1446 и 1457 годами. Место самого выдающегося художника Брюгге после смерти Кристуса занял Ханс Мемлинг .

Сын художника — Себастьян (Бастиан) Кристус (?—1500) также стал живописцем, он упоминается местной гильдии живописцев в 1476 году. Считается, что речь идет о внебрачном сыне Петруса, который стал свободным мастером, чтобы руководить мастерской отца. Мастерская Себастьяна Кристуса после его смерти была передана 5 мая 1500 года Петрусу Кристусу Второму (1479—?), сыну Себастьяна и внуку Петруса Первого. Последний иногда отождествляется с испанским живописцем (нидерландцем, работавшим в Испании ?) «Pedro de Cristo», скрытым под инициалами P. C. .

Особенности творческого метода и стиля

На индивидуальный стиль Кристуса помимо ван Эйка оказали влияние Рогир ван дер Вейден и Робер Кампен . Петрус, в свою очередь, унаследовав мастерскую Ван Эйка, оказал значительное воздействие на творчество других мастеров брюггской школы — Дирка Баутса и Гертгена тот Синт Янса . В картинах для церкви Кристус не сумел достичь уровня ван Эйка, однако светские портреты его работы благодаря характерно проработанным деталям и манере стилизации фигур обретают неповторимый облик.

Среди наиболее выдающихся произведений художника — величественная картина «Оплакивание Христа», она хранится в Королевских музеях изящных искусств Бельгии в Брюсселе. Ещё один шедевр — «Мадонна с Младенцем в домашней обстановке» (Музей искусств Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити). Перспективный вид интерьера вызывает ассоциации с « Портретом Джованни Арнольфини и его жены » Яна ван Эйка (Лондон, Национальная галерея). Одним из шедевров Кристуса считается « Портрет девушки » в Берлинской картинной галерее .

Петрус Кристус умело адаптировал свой стиль к вкусам заказчиков. Кроме того, Кристус, хотя его и относят к школе фламандских примитивистов, разработал особенную жанровую разновидность и композиционный тип портрета, в котором портретируемый изображён не на условном тёмном фоне, а в жилом интерьере . Он был первым, не считая ван Эйка, кто успешно делал такие портреты . Кристус также полностью интегрировал систему линейной перспективы в свои портретные композиции, чего не достиг ни Ван Эйк, ни его последователи.

Помимо новаций в пространственных построениях Кристус в русле старонидерландских традиций выразительно использовал локальные цветовые отношения и силуэты фигур на ярком цветном или тёмном фоне. Такова его знаменитая композиция «Мадонна Сухого Древа» (Madonna van den Droghen Boom) — образ Мадонны с Младенцем в окружении колючих ветвей подобных мандорле , но напоминающих терновый венец . Такая композиция, согласно верованию членов «Братства Богоматери Сухого Древа», восходит к тексту книги пророка Иезекииля: «И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево изсушаю, а сухое дерево делаю цветущим» ( Иез. ). Строки пророка члены братства интерпретировали как указание на чудесное зачатие бесплодной Святой Анны , родившей Деву Марию. Одновременно, по иным интерпретациям, сухие ветви указывают на первородный грех и его искупление рождением Спасителя мира . Буквы «А», повторенные золотом на чёрном фоне пятнадцать раз в ветвях сухого древа, символизируют начальную строку молитвы ( лат. Ave Maria! — «Радуйся, Мария!»), обращённой к Святой Деве (восходит к Евангелию от Луки: Лк. , ). После Петруса Кристуса похожие композиции создавали и другие нидерландские художники .

Галерея

В культуре

Петрус Кристус является персонажем фильма « » («Тайны фламандцев») 1974 г.

Примечания

  1. Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
  2. Martens M. P. J. New Information on Petrus Christus’s Biography and the Patronage of His Brussels Lamentation. — Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art. 20.1 (1990—1991), 1994. — Р. 5
  3. Ainsworth M. W. Petrus Christus: Renaissance Master of Bruges. — New York: The Metropolitan Museum of Art, 1994. — Рp. 53—55
  4. Гращенков В. Н. Антонелло да Мессина и его портреты. — М.: Искусство, 1981. — С. 17, 25—26
  5. Гращенков В. Н., 1981. — С. 20
  6. Martens M. P. J., 1994. — Р. 15
  7. Larousse .Dictionnaire de la peinture от 21 июня 2023 на Wayback Machine
  8. Maximiliaan P.J. Martens. Petrus Christus a cultural biography // Petrus Christus: Renaissance Master of Bruges. — Maryan W. Ainsworth, ed., 1994. — Р. 15., 1994. — Рp. 18—19
  9. Власов В. Г. Кристус Петрус Первый // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 453. — ISBN-5-88737-005-X
  10. Petrus Christus op De Vlaamse Primitieven от 22 марта 2023 на Wayback Machine
  11. Hugo VAN DER VELDEN. Petrus Christus’s Our Lady of the Dry Tree // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. — Vol. 60, 1997. — Р. 94—96
  12. Власов В. Г. Нидерландов искусство, нидерландская школа // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 229

Ссылки

Источник —

Same as Кристус, Петрус