Interested Article - Императрица У Цзэтянь (фильм)
- 2020-08-20
- 1
«Императрица У Цзэтянь» ( кит. трад. 武則天 , англ. lang-en ) — фильм 1963 года студии Shaw Brothers , снятый режиссёром Ли Ханьсяном ; костюмно-историческая драма о У Цзэтянь — единственной единовластной (де-факто и де-юре) женщине-императоре в истории Китая, в исполнении актрисы Ли Лихуа .
Сюжет
(ряд черт образа, трактовка одних исторических событий и время прохождения других не соответствуют традиционной историографии)
Начало 650-х годов. Бездетная , стремясь упрочить свои позиции, отвратив императора находящейся в его фаворе и более «продуктивной» , возвращает из монастыря одну из помещенных туда после смерти императора Тайцзуна младших наложниц по имени Мин Кун (также, вероятно, имевшую связь с наследником и родившей уже в постриге двух сыновей, отданных на воспитание сестре).
Благодарная за участие, Мин Кун вскоре добивается этого, заботясь о болезненном императоре (Ли Чжи, посмертно Император Гао-цзун ), а также завоевав его уважение своей образованностью и умением разбираться в государственных делах. Через какое-то время императрица Ван, отнюдь не желая возвышения новой соперницы, начинает ей вредить с помощью таоистских ритуалов с симпатической магией (напоминающей куклы вуду). Узнавшая об этом Мин Кун сначала не верит в подобное, но увидев собственными глазами (одновременно чувствуя передачу вреда), из мести или самосохранения — «подставляет» бывшую благодетельницу, подкладывая ей руками старшего сына похожую куклу императора.
Мнительный от повторяющихся приступов, император лишает Ван титулов и ссылает её и её родню, после чего, несмотря на недовольство двора, возводит в императрицы Мин Кун, теперь получающую имя У Чжао (по её родовому имени и одному из составленных ею новых иероглифов ).
Болезнь императора со временем только усиливается, и все больше и больше государственных забот и фактической власти переходит к императрице. Проходит время. У Чжао показывает себя как умелый правитель-регент (достигая значительного прироста платящего налоги населения в стране, регулируя влияние храмов, лично отбирая военачальников для войн на Корейском полуострове, реформируя законы — в том числе, наделяя правами женщин, снова вызывая ярость сановников, привыкших к старым конфуцианским обычаям), но вместе с тем безжалостно устраняет большинство тех, кто хоть как-то угрожает её статусу, не исключая собственных сыновей. Неожиданное благоволение оказывается лишь нескольким смелым людям, не постеснявшимся обвинить её в глаза, но позже более или менее убеждённых ею и оставшихся верными ей до самого конца — дочери и внучке казнённых сановников, юной поэтессе и книжнице Шангуань Ваньэр , ставшей её личным секретарём и приближённым «адъютантом», и советнику .
Проходит несколько относительно благополучных десятилетий, в течение которых императрица, уже принявшая полновластный титул и имя У Цзэтянь и объявившая начало новой династии Чжоу, самовластно остаётся на троне. Она чувствует приближение смерти и, наконец, поддаётся уговорам верных людей приблизить к себе наследника, но её время уже истекает.
В ролях
- Ли Лихуа — монахиня/наложница Мин Кун / императрица-консорт У Чжао / императрица-правитель У Цзэтянь
- — император Гао-цзун
- Диана Чан Чунвэнь —
- Грейс Тин и Флоренс Юй — Шангуань Ваньэр
- Янь Цзюнь — министр
- —
- —
- — принц Чжэ
Съёмочная группа и особенности съёмки
- Компания съёмки и распространения: студия Shaw Brothers , позднее права вместе в большей частью коллекции фильмов студии были проданы
- Продюсеры — , Довен Чжоу
- Режиссёр — Ли Ханьсян. Ассистент режиссёра — Као Ли.
- Авторы сценария — Ли Ханьсян, .
- Художник-постановщик — Цао Няньлунь.
- Оператор — Тадаси Нисимото (под псевдонимом Хо Ланьшань).
- Композиторы — Ван Шунь, Итиро Сайто.
Формат фильма — ShawScope (фирменная версия CinemaScope ), цветной, 2,35:1.
Фильм снимался на территории Японии (в префектуре Фукуи, батальные сцены — под Киото) и Южной Кореи.
Прокат фильма и его оценка киноинституциями и критиками
- Кинофестиваль и премия Golden Horse (Тайбэй, Тайвань)
- 1963 — номинация в категории «Лучший художественный фильм»
- Каннский кинофестиваль (Канны, Франция)
- 1963 — участие в основной конкурсной программе/номинация на « Золотую пальмовую ветвь » (франц. название La Reine Diabolique )
Некоторые источники также сообщают о включении фильма в официальные программы Азиатско-тихоокеанского, Берлинского и Венецианского фестивалей (что пока не нашло подтверждения по соответствующим первоисточникам) и прокате фильма в тот же год в Лондоне и Париже и ссылаются на сообщения о том, что картина стала (на тот момент) наиболее широко прокатываемым китайским фильмом в истории .
Кроме того, фильм выл включён в два избранных списка гонконгского кино:
- Список «100 величайших фильмов за 100 лет гонконгского кино» по версии кинообозревателя « Time Out Hong Kong » Эдмунда Ли (№ 88, с краткой рецензией) .
- Список «100 „must see“ фильмов Гонконга», изданный в 2011 году и правительства Гонконга .
Примечания
- (англ.) . Taipei Golden Horse Film Festival. Дата обращения: 27 апреля 2014. Архивировано из 27 апреля 2014 года.
- (англ.) . Festival de Cannes (1963). Дата обращения: 25 апреля 2014. 19 сентября 2012 года.
- от 5 марта 2016 на Wayback Machine (англ.) (кит.) в базе .
- Ramona Curry. Bridging the Pacific with Love Eterne // / Poshek Fu (editor). — University of Illinois Press, 2008. — P. 183. — 272 p. — ISBN 978-0-252-07500-1 .
- Edmund Lee. (англ.) . Time Out Hong Kong (14 марта 2012). Дата обращения: 26 апреля 2014. Архивировано из 27 апреля 2014 года.
- 18 января 2012 года. на сайте правительства Гонконга.
Ссылки
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- 2020-08-20
- 1