Тадаси Имаи
(
яп.
今井 正
Имаи Тадаси
,
8 января
1912
,
Сибуя
,
Токио
—
22 ноября
1991
,
Сока
,
префектура Сайтама
) — известный японский кинорежиссёр и сценарист «
левого
» толка, видный представитель социал-демократического направления в японском кино
, известный рядом значимых социально-реалистических кинокартин, отражающих такие общественно значимые социальные проблемы Японии, как труд на износ (см.
кароси
), безработица, махинации компаний-монополистов, несправедливость суда, жестокость полиции и т. п. Общественный деятель-
коммунист
, лауреат Премии Мира от Японского комитета защиты мира (1951)
.
Содержание
Биография и карьера
Тадаси Имаи родился в токийском районе
Сибуя
; его отцом был священник
буддийского
храма, давший сыну традиционное воспитание.
Учился на историка в
Токийском университете
, однако в этот период также увлёкся идеями
марксизма
и вступил в молодёжную коммунистическую организацию; участие в радикальных акциях привело к его нескольким арестам и, в конце концов, лишило его возможности закончить образование
. Впоследствии Тадаси Имаи стал членом
компартии Японии
.
В 1935 году Имаи начал деятельность в кино на позиции помощника режиссёра в
J.O. Studio
, что было, по крайней мере, отчасти вынужденной мерой из-за большей трудности устроиться в другие места по неблагонадёжности
. Собственная режиссёрская работа началась с 1939 года, в период 2-й мировой войны, и её начало включало несколько картин на заказ, имевших националистическую направленность и противоречащих собственным убеждениям режиссёра.
Первые его значимые ленты появляются после 1950 года, начиная со снятого на основанной Имаи киностудии «Синсэй эйга» фильма «
А всё-таки мы живём!
» (1951) — первой японской киноленты, снятой независимо от крупных студий с большим капиталом
и делая его известным, несмотря на цензуру и попытки запретить творчество Имаи как коммунистическую пропаганду, как в самой Японии, так и за её пределами, включая Советский Союз
.
Многие фильмы Имаи посвящены той или иной острой социальной проблеме страны. Упомянутый выше фильм «А всё-таки мы живём!» сочувственно рассказывает о судьбе безработного, всеми силами пытающегося обеспечить семью хоть горсткой риса, осуждая современный ему японский режим
. Трёхсерийная картина «Мутный поток» (1953—1954) и отчасти «Повесть о жестокости бусидо» (1963) показывают жёсткость и жестокость японской феодальной системы
. Ряд фильмов носят антивоенный характер.
Лента «
Мрак среди дня
» (1956) вообще является примером вмешательства кинематографиста в политическую борьбу, разоблачая реальный сфабрикованный полицией для компрометации рабочей молодёжи процесс против четырёх молодых рабочих, обвинённых в ограблении и убийстве старой супружеской четы, и сыграв решающую роль для его закрытия и освобождения несправедливо обвинённых
.
Считается, что творчество Тадаси Имаи испытало значительное влияние итальянских неореалистов, в частности,
Витторио де Сика
. В то же время многие критики отмечали, что его творчество никогда не отличалось особой сентиментальностью, называя его стилистику «
наканай
-реализмом» («реализмом без слёз»). Творческий почерк Имаи зачастую характеризуется как грубоватый, лишённый последовательности и «стиля»
, однако это те же элементы, которые придают его фильмам ощущение честности, искренности и естественности, которыми он известен. Принципиально социально-ориентированные фильмы Имаи особенно популярны среди критиков и зрителей, отвергающих эстетически-стилистическое творчество режиссёров «Новой волны»
.
Тадаси Имаи умер в 1991 в городе
Сока
, вскоре после окончания съёмок своего последнего фильма «Война и юность»
.
Избранная фильмография
1939 — «Кадетский корпус в Нумадзу» — режиссёрский дебют
1969—1970 — «Река без моста» (двух- , по другим сведениям трёхсерийный)
1971 — «Её звали О-эн» (по Дж. О’Харе)
1976 — «Брат и сестра»
1979 — «Игра в воспитание»
1991 — «Война и юность»
Кинематографические номинации и награды
Трёхсерийная кинокартина «Река без моста» (1969) по одноимённому роману Суэ Сумии была включена японской кинокритикой в число лучших десяти фильмов года
. Ряд фильмов Имаи был удостоен ещё более престижных номинаций и наград, как национальных, так и международных кинофестивалей:
от 31 октября 2016 на
Wayback Machine
(англ.)
Каннского кинофестиваля на его официальном сайте.
(неопр.)
.
Internationale Filmfestspiele Berlin
. Дата обращения: 28 февраля 2013.
18 марта 2013 года.
(неопр.)
.
Internationale Filmfestspiele Berlin
. Дата обращения: 28 февраля 2013.
18 марта 2013 года.
от 12 ноября 2020 на
Wayback Machine
(яп.)
на официальном сайте
Japan Academy Prize
.
См. также
от 15 октября 2017 на
Wayback Machine
(яп.)
на сайте
Japanese Movie Database
.
Joan Mellen.
. — Liveright, 1975. — 295 p.
Audie Bock.
Japanese film directors. — Kodansha International, 1985. — 378 p.
Инна Женс.
. — "Искусство", 1988. — С. 19. — 271 с.
Georges Sadoul, Peter Morris.
/ Sandra Buckley (Ed.). — Berkeley & Los Angeles CA: University of California Press, 2002. — P. 122. — 288 p. —
ISBN 0-520-02151-7
.