Interested Article - Реформатская схоластика

Реформатская схоластика — направление мысли, сформировавшееся в раннем реформатском ( кальвинистском ) богословии , для которого характерно использование схоластических методов рассуждения, ведения диспутов и преподавания. Тесно связанным с «реформатской схоластикой» понятием является «реформатская ортодоксия», рассматривающая содержательную сторону взглядов схоластов. Реформатская традиция, по современным представлениям, шире, чем просто «кальвинистская». Она не имеет формального определения и включает таких богословов, как Ульрих Цвингли , Мартин Буцер , Генрих Буллингер , Пётр Мартир Вермильи и другие . Хронологические рамки деятельности реформатских схоластов устанавливают, как правило, приблизительно с 1560 по 1790 год.

Согласно долгое время существовавшим в историографии представлениям, идеология Реформации и схоластика в значительной степени противоположны. Отталкиваясь от проводимой Мартином Лютером и Жаном Кальвином критики использования философии, прежде всего трудов Аристотеля , в богословии, исследователи описывали наметившуюся в середине XVI века тенденцию к использованию схоластического способа рассуждения как отступление от первоначального реформатского богословия. В такой парадигме осмысление развития протестантизма строилось как противопоставление Кальвина и его последователей. Если первый характеризовался через «библейский гуманизм » и христологическое благочестие, то для реформатских богословов последующих поколений главными чертами называли догматизм и сосредоточенность на проблематике предопределения . В конце XX века приобрёл сторонников подход, согласно которому использование схоластического стиля не привело к искажению протестантской идеологии, и развитие протестантской схоластики понимается как элемент институционального развития, имеющий скорее педагогическую направленность. Более внимательное исследование взглядов основоположников протестантизма показало, что их критика была направлена не на схоластическую методологию ведения аргументации, а относилась к содержательной стороне средневекового богословия . Переосмысленное понимание схоластики привело к перемене в восприятии ряда религиозных мыслителей Средних веков , как конфронтационной направленности ( Джон Уиклиф , Ян Гус , Джироламо Савонарола ), так и принадлежавших к определённым традициям ( Томас Брадвардин , Григорий из Римини , ), как предшественников Реформации .

Формирование протестантской схоластики

Исследователи отмечают явное использование реформатскими схоластами трудов своих средневековых предшественников. Значительным было влияние схоласта XIII века Фомы Аквинского на протестантских богословов итальянского происхождения Петра Вермильи и Джироламо Занчи . Использование логических методов является одной из характерных особенностей реформатской схоластики, придавшей ей характер жёсткой и точной системы, рассматривающей богословские утверждения как последовательность логических посылок и выводов. Часто такой метод предполагал опору на труды Аристотеля, но иногда их заменяла французского протестанта Петра Рамуса (ум. 1572). В целом, структура средневекового образования в большей степени ориентировалась на Аристотеля и, хотя Лютер и Кальвин отвергали учение этого «языческого мошенника», протестантские богословы последующих поколений, вслед за Филипом Меланхтоном продолжали изучать труды Стагирита . Именно идея Меланхтона о церкви как школе для изучения истинного учения, согласно американскому богослову , положила основание протестантской схоластике. В первые годы Реформации основное внимание основателей движения занимали практические вопросы, и только с образованием поддерживаемых германскими государствами и в Швейцарии протестантских церквей началась работа над систематическим изложением протестантского богословия. Разногласия по принципиальным доктринальным вопросам были как у сторонников Кальвина, так и у последователей Лютера. Лютеране, разделившиеся после Лейпцигского интерима 1548 года на (сторонников Меланхтона) и гнесиолютеран , дискутировали по широкому кругу вопросов; острый период их споров завершился подписанием Формулы согласия в 1580 году .

Ни Лютер, ни Кальвин не придерживались философского подхода к богословию. Их критерий религиозной истины, sola scriptura — «только писание», предполагал отрицание средневековой схоластики с её синтезом философии и богословия. Для Лютера Аристотель был слепым и прóклятым язычником, ставшим в университетах бóльшим авторитетом, чем Христос, трёхглавым Цербером . Отношение Кальвина к древнегреческому философу было более спокойным, но в своих трудах он его практически не использовал . Американский историк Дж. П. Доннелли ( John Patrick Donnelly ) отмечает, что хотя точно определить суть кальвинистской схоластики не просто, можно указать четыре её характерные черты: попытки представить христианское вероучение в виде основанной на логических выводах непротиворечивой системы, назначение человеческому разуму главной роли в познании религиозной истины, использование методов аристотелевской философии и сильный интерес к метафизическим и умозрительным вопросам. Так же Доннелли называет три фактора, способствовавших подъёму реформатской схоластики: продолжение использования трудов Аристотеля в университетстком образовании, полемический характер богословия в XVI и XVII веках наряду со схоластической подготовкой самих кальвинистских богословов . Действительно, благодаря Теодору Беза и итальянским иммигрантам, привнесшим гуманизм падуанской школы и Пьетро Помпонацци , в Женеве аристотелизм занял центральное место в богословском образовании . Определяющую роль в построениях реформатских схоластов заняло учение о предопределении , связываемое с вопросом о божественных установлениях и провидении . Для Кальвина предопределение было связано с сотериологией и проблемой уверенности в христианской жизни, но в его « Наставлениях » оно рассматривается отдельно от понятия Бога и его провидения . Как следствие, схоласты уделяли много внимания логическим следствиям, вытекавшим из принятия учения о предопределения, таким как , то есть предопределение к проклятию, и . Схоласты упорно отстаивали эти принципы не только в спорах со своими католическими оппонентами, но и против представителей других протестантских конфессий, прежде всего арминиан .

Периодизация

Одну из первых попыток осмысления схоластического влияния в протестантизме предпринял французский кальвинист в своих комментариях к первой книге « Сентенций » Петра Ломбардского (1580). Основываясь на более ранней работе Каспара Пейцера («Chronicon Carionis», 1562), Данно выделил три стадии развития схоластики: древнюю ( vetus ), среднюю ( media ) и новую ( nova ). Хотя концепция Данно предполагала постепенный упадок христианского богословия, она позволила рассмотреть старую схоластику в более благожелательном свете. Идентичность положений лютеранского Аугсбургского исповедания (1530) учению Аквината показал в 1656 году .

Согласно американскому историку христианства , эпоха реформатской схоластики (ортодоксии) охватывает приблизительно два столетия и включает три периода :

  1. Период ранней ортодоксии (ок. 1565—1640), в котором выделяют два подэтапа, до и после Дордрехтского синода 1618 года. Начало периода определяется с времени, к которому скончались большинство из крупнейших кодификаторов реформатского богословия второго поколения ( Жан Кальвин , , Пётр Мартир Вермильи и Андреас Ипериус ) за единственным исключением Генриха Буллингера , прожившего до 1575 года. Таким образом, к ранним схоластам Мюллер относит богословов следующего поколения ( Захария Урсин (ум. 1584,), Каспар Олевиан (ум. 1587), Джироламо Занчи (ум. 1590), Теодор Беза (ум. 1605), (ум. 1602) и (ум. 1610)) и далее до поколения участников Дордрехтского синода ( (ум. 1639), (ум. 1646), (ум. 1625), Франциск Гомар (ум. 1641), Уильям Эймс (ум. 1633), Иоганн Генрих Альстед (ум. 1638)) ;
  2. Период высокой ортодоксии (ок. 1640—1725), разделяемый также на два этапа, различаемые по степени интенсивности полемики. Граница проводится по 1685 году.
  3. Период поздней ортодоксии до 1770 года.

Примечания

  1. , p. 2.
  2. , pp. 137—139.
  3. , pp. 3—4.
  4. , pp. 56—57.
  5. , pp. 141—144.
  6. , с. 150.
  7. , pp. 82—83.
  8. , p. 58.
  9. , p. 60.
  10. , pp. 140—141.
  11. , pp. 4—5.
  12. , p. 14.

Литература

на английском языке
  • Baschera L. Aristotle and Scholasticism // A Companion to Peter Martyr Vermigli. — BRILL, 2009. — P. 133—159. — ISBN 978-90-04-17554-9 .
  • Donnelly J. P. Calvinism and Scholasticism in Vermigli's Doctrine of Man and Grace. — Leiden : E. J. Brill, 1976. — 235 p. — ISBN 90 04 044482 2.
  • Donnelly J. P. Italian Influences on the Development of Calvinist Scholasticism // The Sixteenth Century Journal. — 1976a. — Vol. 7, № 1. — P. 81—101. — JSTOR .
  • . . — New York : Charles Scribner's Sons, 1911. — 261 p.
  • Muller R. A. Post-Reformation Reformed Dogmatics: The Rise and Development of Reformed Orthodoxy, ca. 1520 to ca. 1725. — Baker Book House, 1987. — Vol. I. — 365 p. — ISBN 0-8010-6214-4 .
  • Muller R. A. After Calvin. Studies in the Development of a Theological Tradition. — Oxford University Press, 2003. — 275 p. — (Oxford Studies in historical Theology). — ISBN 0-19-515701-X .
  • Selderhius H. J. Introduction // A Companion to Reformed Orthodoxy. — BRILL, 2013.
  • Wallace D. D. . — 1982. — 304 p. — ISBN 1-59244-590-X .
на русском языке
  • Савинов Р. В. // Христианское чтение. — 2017. — № 6 . — С. 149—155 . — doi : .
Источник —

Same as Реформатская схоластика