Макграт, Том
- 1 year ago
- 0
- 0
Уильям Макграт ( англ. William McGrath ; 11 декабря 1916 — 1991 или 1992 ) — британский и североирландский религиозный и общественно-политический деятель, сторонник ольстерских лоялистов , основатель ультраправой протестантской и антикатолической организации « Тара », член Оранжевого ордена и в . Некоторое время его движение активно сотрудничало с Ольстерскими добровольческими силами , однако вскоре Макграт рассорился с её лидером Сэмюэлем Макклелландом после того, как последнему молодые подчинённые стали докладывать о педофильских наклонностях Макграта . В 1973 году группой британских военнослужащих было проведено независимое расследование, которое фактически подтвердило заявления ольстерских лоялистов, но расследованию так и не был дан ход . В 1981 году Макграт был признан виновным по 15 пунктам обвинения, среди которых были случаи сексуального насилия в отношении несовершеннолетних воспитанников детского дома Кинкора, и приговорён к 4 годам лишения свободы , в связи с чем был единогласно исключён из рядов Оранжевого ордена .
Уильям Макграт родился 11 декабря 1916 года в Белфасте в семье методистов , живших на Эрл-стрит ( англ. Earl Street ) в районе . Родители — Абрахам Макграт ( англ. Abraham McGrath ) и Джейн Макграт ( англ. Jane McGrath , в девичестве Уоррингтон ) . Его супругой была англичанка Кейтлин, служившая в организации « »: оба жили в доме на , прежде чем переехать в . В браке родились трое детей — сыновья Уоррингтон и Харви Эндрю, дочь Элизабет Джин Фрэнсис . Макграты проживали в поместье в Финаги, которое получило название «Дом веры» ( англ. Faith House ) : в нём размещался Центр христианского братства и ирландской эмансипации ( англ. Christian Fellowship and Irish Emancipation Centre ), основанный Макгратами в 1941 году , а в здании были предусмотрены комнаты для проживания молодых людей .
Официально Макграт никогда не числился членом какой-либо религиозной организации или церкви, будучи представителем некоей отдельной группы евангельских христиан: объяснял это тем, что Макграт не хотел связывать себе руки правилами и законами какой-либо организации . Будучи уроженцем семьи методистов, в дальнейшем Макграт активно сотрудничал с пресвитерианскими церквями, подрабатывая парикмахером и продавцом ковров . Он был членом Оранжевого ордена и какое-то время занимал должность капеллана в Фернхиллской Оранжевой ложе ( англ. Fernhill Orange Lodge ) . С конца 1940-х годов он состоял в рядах Ольстерской юнионистской партии , встретившись тогда впервые с Ианом Пейсли , а позже установил связь со множеством видных политиков, помогавших ложам Оранжевого ордена . Некоторое время он был делегатом партии, но серьёзной роли в политике тогда не играл .
В 1950-е и 1960-е годы Макграт читал проповеди и лекции в ложах Оранжевого ордена и домах молитвы , призывая к «святости жизни» и предрекая кровавую гражданскую войну в Северной Ирландии . В своих выступлениях он напрямую агитировал в поддержку идеологии ольстерского лоялизма , а также неоднократно утверждал, что Северная Ирландия находится на пороге хаоса, который может стать началом гражданской войны по вине «временного» крыла Ирландской республиканской армии, якобы насаждающего в стране враждебный христианству коммунизм . На тех же основаниях он считал угрозой и «официальное» крыло ИРА . Проведённое королевской полицией Ольстера расследование выяснило, что Макграт сумел установить связь с подпольными антикоммунистическими движениями в Восточной Европе и обеспечил ввоз в соответствующие страны не только экземпляров Библии, но и других священных книг и трудов на религиозную тематику .
Макграт неоднократно выступал с посланиями антикатолического содержания , называя монахинь и священников Римско-католической церкви «личной армией» папы римского и обвиняя иезуитов в умышленном уничтожении ольстерской протестантской культуры . В соответствии с убеждениями Макграта, до XII века в Ирландии существовала некая местная форма кельтского христианства , пока ей не положило конец вторжение англичан под руководством короля Генриха II Плантагенета , к которому его подталкивал папа римский Адриан IV . Макграт утверждал, что место кельтской церкви в Ирландии заняла деградирующая римская церковь. Таким образом, к его убеждениям добавлялся некий всеирландский охват, в чём-то противоречивший идеологии тех политических кругов, в которых он обращался . Макграт настолько ненавидел католичество, что неоднократно требовал запретить деятельность Римско-католической церкви и закрыть все её образовательные учреждения : в стране, по его мнению, главным направлением христианства должен был быть протестантизм .
В середине 1960-х годов некоторые из ближайших последователей Макграта, в том числе и Гарленд, стали собираться в доме номер 15 на Веллингтон-парк (с 1960 года Макграт проводил собрания на ) вместе со старшими руководителями Оранжевого ордена . Все они объединились в группу, которая носила название «Ячейка» ( англ. Cell ) : её образование произошло в 1965 или 1966 году . В этом же движении состоял и будущий депутат североирландского парламента , которого в то время привлекали яростные антикатолические воззвания Макграта . Под влиянием лоялистской риторики в движение стали активно вступать молодые юнионисты, придерживавшиеся праворадикальных взглядов. Для чтения проповедей Макграт приглашал амбициозных и умных представителей среднего класса : те проводили очень мало времени со своей семьёй, но их новое положение Макграт сравнивал с жизнью монахов в монастырях Ирландии. Себя он представлял в качестве некоего учителя, владеющего тайным знанием. По свидетельствам очевидцев, он был умным человеком, чётко выражавшим свои мысли, и нередко помогал своим ученикам развивать конкретные навыки и умения .
«Ячейка» распространяла на протестантскую аудиторию свои воззвания и заявления, в которых было больше политической составляющей, чем религиозной (по сравнению с ранними выступлениями Макграта). Она требовала от и лоялистов не поддерживать умеренного , а выступить в поддержку его противника, радикально настроенного Иана Пейсли . Между самими Макгратом и Пейсли были разногласия в связи с тем, что Пейсли постоянно совершал нападки на протестантские церкви за их либеральные взгляды, но при этом Макграт восхищался тем, как Пейсли мобилизовал мужское население, и даже вступил в его . Макграт при своём сотрудничестве с Пейсли не состоял в его , хотя ирландский журналист Мартин Диллон утверждал обратное , а двое детей Макграта венчались в Мемориальной церкви мучеников Пейсли ( англ. Paisley's Martyrs Memorial Church ) .
По мнению Диллона, в 1964 или 1965 году под влиянием Макграта группа высокопоставленных лоялистов приняла решение воссоздать Ольстерские добровольческие силы , в начале века участвовавшие в борьбе против ирландцев: это произошло на фоне постоянно проводившихся манифестаций ирландских националистов, которые всячески напоминали о жертвах расстрела 1916 года . В 1966 году Макграт выпустил серию листовок в защиту лидера этого движения Гасти Спенса , которого обвиняли в убийстве двух католиков. В листовках утверждалось, что оба убитых были активными деятелями коммунистического движения, а Ольстерские добровольческие силы якобы были созданы членами Ольстерской юнионистской партии при участии политика . Цель распространения подобных листовок заключалась не только в том, чтобы оставить пятно на репутации главной юнионистской партии Северной Ирландии, но и отвести критику в адрес Пейсли, которого в то время многие связывали с Ольстерскими добровольческими силами .
В ноябре 1966 года Макграт преобразовал «Ячейку» в организацию под названием « Тара », выбрав для неё подобное название, чтобы отразить собственную веру в ирландские корни его политико-религиозной миссии , а также рассчитывая в будущем с помощью этой организации создать собственную сеть среди юнионистов . Движение «Тара» пропагандировало не столько ольстерскую, сколько ирландскую самоидентификацию, при этом считая католическую церковь «дьявольщиной» и активно призывая к её уничтожению, а также настаивая на подчинении всех протестантов именно движению евангельских христиан. Макграт поддерживал идею британского израилизма , в соответствии с которой англо-кельтские племена считались потомками десяти потерянных колен Израилевых , а королеву Елизавету II называл прямым потомком царя Давида . По мнению Макграта, Ирландия должна была полностью находиться под властью британской короны, а Северная Ирландия должна была стать оплотом протестантизма, с которого началось бы духовное возрождение Британских островов . Девизом «Тары» было изречение «Мы держим Ольстер, чтобы можно было спасти Ирландию и возродить Великобританию» ( англ. We hold Ulster that Ireland might be saved and Britain reborn ) . В 1968 году Макграт вышел из состава Фернхиллской Оранжевой ложи, обвинив её в недостаточной борьбе против экуменизма, а чуть позже основал ложу под названием «Умеренная ложа святой Марии 1303» ( англ. St Mary's Temperance Lodge 1303 ), переименованную в 1970 году в «Наследие Ирландии» ( англ. Ireland's Heritage ) .
В то время, когда лидером Ольстерских добровольческих сил был Сэмюэль Макклелланд , Макграт предпринял попытку сближения с этой организацией . К лету 1969 года влияние его группировки за счёт связей с Ольстерскими добровольческими силами значительно выросло, и он даже закупил полиграфическое оборудование для изготовления плакатов, листовок и новостных бюллетеней . «Тара» продолжала обращаться к протестантам с призывом раздобыть оружие для предстоящей войны против католиков. Несмотря на то, что её политические взгляды почти целиком и полностью совпадали с идеологией Ольстерских добровольческих сил и Ассоциации обороны Ольстера , Макграт публично отрицал какую-либо связь «Тары» с этими организациями
Одним из первых последователей Макграта был ольстерский лоялист , уроженец , который утверждал, что на первой встрече Макграт всячески намекал ему на достоинства однополых отношений и даже пытался его совратить . В дальнейшем члены «Тары» стали сообщать, что во время обсуждения эмоциональных проблем Макграт стал чаще домогаться своих учеников и вымогать у них финансовые средства . Несмотря на поначалу тесное сотрудничество «Тары» и Ольстерских добровольческих сил, подчинённые Макклеланда стали всё чаще ему сообщать о гомосексуальных и педофильских склонностях Макграта. Они уверяли, что он активно приглашал в своё движение молодых радикально настроенных лоялистов, лишь прикрываясь своими связями с Ольстерскими добровольческими силами, а затем растлевал молодёжь. В ходе очного разговора Макклелланд прямо обвинил Макграта во всём перечисленном, но тот отверг все обвинения. Тем не менее, отношения между «Тарой» и Ольстерскими добровольческими силами в итоге были разорваны, а Макклелланд сжёг книгу «Тары», где были записаны имена всех членов Ольстерских добровольческих сил, вступивших в организацию Макграта . Как позже выяснила британская армия, Макграт в знакомстве с учениками называл себя руководителем некоей организации евангельских христиан, которой на самом деле не существовало. Гарленд ушёл из движения в 1971 году .
Согласно журналисту , Макграт оказывал большое влияние на Чарльза Хардинга Смита , вдохновив его создать в 1971 году Ассоциацию обороны Ольстера . Предполагалось, что та успешно заменит расформированную годом ранее . Среди лоялистов стали распространяться листовки с призывом объединить все группы мстителей (такие, как и ) в единое движение. По данным Криса Мура, текст этого документа, который позволил Ассоциации обороны Ольстера набрать силу, был фактически написан Макгратом . В то же время он полагает, что кураторы Макграта из MI5 дали ему указание составить этот текст, рассчитывая с помощью Ассоциации обороны Ольстера взять под контроль некоторые недовольные группы лоялистов .
Влияние Макграта в Ассоциации обороны Ольстера, по мнению Диллона, было продемонстрировано судьбой — одного из лидеров , который был убит другим членом Ассоциации на заре её существования. Диллон утверждает, что кураторы из спецслужб дали Макграту распоряжение очернить Эллиота и выставить его человеком, который тайно сотрудничал с коммунистами и якобы пытался найти поддержку у «официального» крыла ИРА. Исходя из этого, Макграт стал распространять слухи о том, что Эллиот сколотил себе состояние за счёт рэкета и крышевания питейных заведений, и это якобы привело его к гибели . В принципе, Макграт проводил кампании по дискредитации лидеров ольстерских лоялистов в тех случаях, когда в их публичных заявлениях мелькали хоть какие-то симпатии к идеологии социализма . При помощи Макграта лоялистские организации выявляли своих членов, которые подозревались в какой-либо поддержке идеологии марксизма , и попросту убивали их, сваливая на них вину в сотрудничестве с «официальным» крылом ИРА, в рядах которого было много сторонников марксизма . По доносам Макграта со своими соратниками расправлялись и Ольстерские добровольческие силы , и Ассоциация обороны Ольстера .
Организация «Тара» не участвовала никоим образом в каких-либо акциях с применением оружия или взрывчатки, как это делали Ассоциация обороны Ольстера и Ольстерские добровольческие силы , однако продолжила своё существование и в 1970-е годы. В 1974 году Макграт приобрёл партию винтовок, пистолетов-пулемётов и боеприпасов у радикально настроенного протестантского движения из Нидерландов , с членами которого он был хорошо знаком: приобретённое оружие лоялисты должны были использовать в случае наступления «судного дня», которое он постоянно пророчил . Также Макграт намеревался установить контакт с Родезией , для чего отправил туда двух членов своей организации, которые должны были вступить в армию Родезии . Ещё несколько человек отправились в Южную Африку, где они должны были создать канал контрабанды оружия для нужд Ассоциации обороны Ольстера и (хотя сам Макграт не был причастен к этой схеме, а свою работу она начала уже после его заключения под стражу) . Британские военные также предполагали, что Королевская полиция Ольстера могла тайно сотрудничать с людьми Макграта: тот передавал полиции сведения о республиканцах, в обмен на что полицейские, которые якобы сами посещали собрания «Тары», снабжали его людей оружием, передавая Макграту конфискованное у гражданских лиц огнестрельное оружие .
неоднократно высказывал предположения о том, что Макграт был завербован разведслужбами. В книге «Бог и оружие: церковь и ирландский терроризм» ( англ. God and the Gun: The Church and Irish Terrorism ) он утверждал, что Макграт был завербован MI6 ещё в середине 1950-х годов: он должен был отслеживать активность Ирландской республиканской армии, а с 1960-х годов докладывал своему руководству о развитии взглядов на социализм в рядах ИРА . По версии Диллона, вербовке могли способствовать антикоммунистические взгляды Макграта, который считал «официальное» крыло ИРА серьёзной угрозой не только для Великобритании, но и для всего мира из-за марксистских взглядов повстанцев . В дальнейшем Макгратом заинтересовались MI5 и , которые использовали его для борьбы против тех или иных политических сил . В книге под названием «Грязная война» ( англ. Dirty War ) Диллон утверждал, что MI5 могла завербовать Макграта в 1960-е годы, поскольку он хорошо знал структуру лоялистских группировок в Северной Ирландии .
Писатели и Джим Касак предполагали, что Макграт стал сливать информацию о лоялистах спецслужбам только после того, как MI5 начали его шантажировать обнародованием сведений о его педофильских склонностях: спецслужбы знали о них, но никаких действий в этом плане не предпринимали . Журналист Джозеф де Бурка утверждал, что таким образом MI5 и MI6 завербовали большое количество видных юнионистских политиков и лидеров лоялистских военизированных и террористических группировок, рассчитывая заполучить с их помощью ценную информацию о лоялистском движении, однако ради сохранения подобных агентов они даже закрывали глаза на некоторые их преступления . Крис Мур также утверждал, что передача Макгратом книг религиозного содержания в страны соцлагеря также привлекла внимание MI6 , поскольку там захотели использовать это для передачи в Восточную Европу пропагандистских материалов, спрятанных внутри экземпляров Библии. Со слов Мура, в начале 1970-х годов им уже занималась только MI5 .
В 1971 году Макграт устроился на работу в в Восточном Белфасте, став там и учителем . В этом детдоме проживали мальчики от 15 до 18 лет, которые были выходцами из крайне неблагополучных районов. Начиная с 1958 года в общественности стали распространяться слухи о домогательствах в отношении воспитанников и случаях их изнасилования со стороны персонала. Как позже выяснилось, в этом принимал участие и Макграт, который угрожал расправой подросткам, которые не будут выполнять его требования . В изнасилованиях также участвовали его друзья, среди которых был — член , влиятельный деятель и один из основателей движения « Коммандос Красной Руки ». На встречах в детдоме оба также обсуждали возможность купли-продажи оружия для собственных группировок . Одному из воспитанников детдома, некоему Джеймсу Миллеру , Макграт открыто рассказывал о своих сексуальных извращениях. В то же время никаких подтверждений в прессе подобным слухам так и не появлялось .
Капитан Британской армии Колин Уоллес , специализировавшийся на психологических операциях , был одним из первых, кто попытался проверить правдивость слухов о наличии некоей подпольной сети в Северной Ирландии, связанной с нарушениями прав детей. В ходе его расследования, которое датировалось 1973 годом, ему оказывали поддержку несколько высокопоставленных военнослужащих, в том числе и генерал ; также в расследовании участвовал бывший редактор газеты The Irish Times и сотрудник Департамента информационных исследований Хью Муни . Британская армия собрала большое количество информации о лоялистах, и в том же 1973 году несколькими высокопоставленными военнослужащими был подготовлен специальный документ о деятельности группировки «Тара», который Колин Уоллес показал представителям прессы: армия рассчитывала не только покончить с деятельностью группировки, но и добиться от прессы того, чтобы она поведала общественности правду о преступлениях в отношении воспитанников детдома Кинкора, к которым был причастен Макграт. В документе были названы имена его сообщников по движению и людей, которые знали о педофильских склонностях Макграта. Согласно данным Хью Муни, автором изначального текста был Майк Каннингем , а Уоллес доработал окончательный вариант в штабе британских войск в Лисберне. Идею организовать брифинг для журналистов предложил Питер Бродерик , начальник Уоллеса в штабе группировки британских войск в Северной Ирландии в 1973—1974 годах, который в 1990 году дал интервью журналистам Полу Футу из The Daily Mirror и Барри Пенроузу из The Sunday Times , назвав себя автором документа. У Уоллеса сохранилась копия документа: когда журналисты показали её Бродерику, то он даже указал на несколько пометок, которые сделал собственной рукой .
Уоллес указал в документе не только обвинения, которые выдвигались в отношении Макграта, но и имена его знакомых, которые прекрасно знали об изнасилованиях воспитанников. Список был перечислен в конце документа: в него вошли гроссмейстер Белфастский Оранжевой ложи , лидер Демократической юнионистской партии Иан Пейсли , депутат британского парламента преподобный , лидер Ольстерской юнионистской партии и депутат британского парламента сэр . В ходе расследования также выяснилось, что в группировке « Тара » было очень много сторонников Пейсли . Служащая церкви Валери Шоу ( англ. Valerie Shaw ) в том же 1973 году отдельно попыталась проверить наличие каких-то политических связей Макграта с Ианом Пейсли, но большинство политиков-юнионистов к концу 1970-х годов уже прекратили поддерживать любые отношения с Макгратом . Однако попытка Британской армии и прессы немедленно добиться возбуждения дела против Макграта потерпела неудачу, поскольку ей воспрепятствовали MI5 и MI6, не желавшие терять такого ценного сотрудника, как Макграт: сокрытие от общественности правды о детдоме Кинкора было выгодно британским спецслужбам. Многие из людей упомянутых в документе Уоллеса, в той или иной степени сотрудничали с MI5 и MI6: обычно видных политиков и лидеров лоялистских военизированных организаций спецслужбы шантажировали, пользуясь их педофильскими склонностями и предлагая им «клиентов», и затем добивались от них сотрудничества в обмен на то, что компрометирующая информация не будет разглашена спецслужбами. Джозеф де Бурка утверждал, что столкновение интересов группы британских военных в лице Уоллеса и руководства MI5 привело к тому, что Уоллеса уволили из рядов Британской армии, а Бродерика лишили одного из постов в Министерстве обороны . В целом, по словам капитана и сотрудника MI5 Брайана Джеммелла , спецслужбы прекрасно были осведомлены о случаях изнасилования в детдоме, однако делали для публики заведомо ложные заявления о том, что об этих событиях им ничего не было известно .
Несмотря на увольнение Уоллеса и Бродерика, группа журналистов, которая ознакомилась с брифингом Уоллеса или даже увидела ценный документ, продолжила попытки установления истины. Так, журналист газеты The Sunday Mirror Кевин Даулинг в том же году отправил своему начальству телекс, в котором сообщалось о том, что Макграт не только возглавлял «Тару», но и был педофилом, совращавшим молодых протестантов. 13 марта 1977 года в газете The Sunday Times появилась заметка Дэвида Бланди «Тайная война армии в Северной Ирландии» ( англ. The Army’s Secret War in Northern Ireland ), в которой сообщалось о состоявшемся брифинге Британской армии в 1974 году. Однако, по словам газеты, на этом брифинге было заявлено о существовании «Тары» и связи её членов с Ианом Пейсли, а также лишь мельком упоминалось о наличии педофила в движении. Ушедший из «Тары» Рой Гарленд также заинтересовался слухами о Макграте и затратил много времени, чтобы выяснить правду о своём бывшем наставнике .
24 января 1980 года полиция начала расследование дела о сексуальных домогательствах к несовершеннолетним воспитанникам детского дома Кинкора : по делу об изнасилованиях были арестованы Макграт и ещё пять сотрудников детдома . В статьях, связанных с уголовным делом в отношении Макграта, пресса называла последнего «Кинкорским чудовищем». Было установлено, что у Макграта были близкие отношения с разными представителями британской политической элиты, среди которых были сотрудник MI5 и искусствовед Энтони Блант , а также собственно сэр Нокс Каниннгем, общий знакомый Макграта и Бланта . Каниннгем финансировал деятельность Фернхиллской ложи, в которой когда-то служил Макграт , а Молинью в своё время пытался выяснить причину ухода из рядов «Тары» одного из лоялистов . Пока продолжалось следствие, Макграт сохранял свою должность и влияние в собственной ложе Оранжевого ордена «Наследие Ирландии», а в октябре 1981 года он был даже переизбран её секретарём. Однако к тому моменту в ложе, которую Макграт стремился сделать всеирландской протестантской ложей Оранжевого ордена, только три человека посещали ежемесячные собрания .
В декабре 1981 года Макграт предстал перед судом . Председатель суда сэр Энтони Харт в ходе следствия ознакомился с документом армейского брифинга 1973 года и признал его подлинным, хотя, по словам Джозефа де Бурка, суд любыми способами пытался представить утверждения Уоллеса несостоятельными и не пытался проверять связи Макграта с указанными в тексте брифинга политиками .. Адвокат подсудимого потребовал от суда ещё раз , которые выдвигались в отношении Макграта. Тот признал себя виновным по обвинениям в пяти случаях сексуальных домогательств, двух случаях гомосексуального поведения и восьми случаях изнасилования , а суд приговорил его к 4 годам тюрьмы . В тюрьму также попали надзиратель Джозеф Мэйнс , получивший 5 лет тюрьмы, и помощник надзирателя Рэймонд Сэмпл , приговорённый к 6 годам тюрьмы. В 2014 году один из пострадавших воспитанников, Клинт Мэсси ( англ. Clint Massey ), потребовал провести повторное расследование событий в детдоме Кинкора на правительственном уровне, поскольку не все виновные были привлечены к уголовной ответственности: с его слов, Макграт был не более чем посредником .
В январе 1982 года, будучи в заключении, Макграт направил письмо в ложу «Наследие Ирландии» с просьбой об отставке, однако на следующей же встрече получил отказ. Более того, тогда же была запущена процедура исключения Макграта из рядов ложи . На встрече присутствовал его сын Уортингтон Макграт ( англ. Worthington McGrath ), а решение об исключении Макграта из ложи было принято единогласно . Ложу расформировали через месяц в связи с тем, что её репутация была разрушена действиями Макграта . Более того, арест и осуждение Макграта сильно ударили по репутации знакомого с ним Иана Пейсли, который на предвыборных кампаниях неоднократно выступал с лозунгом «Спасите Ольстер от содомии» ( англ. Save Ulster from sodomy ) — общественность и пресса не простили политику былых связей с Макгратом .
Макграт был освобождён в декабре 1983 года, отсидев в тюрьме два года, и поселился в (графство Даун ) . Он пытался восстановить своё членство в Оранжевом ордене , но получал отказ за отказом ; в то же время он всячески продолжал распространять листовки в поддержку своих убеждений, утверждая, что уголовное дело против него сфабриковали британские спецслужбы и лоялисты из враждебных организаций . По разным источникам, Макграт умер в 1991 или 1992 году .