Interested Article - Кичко, Трофим Корнеевич

Трофим Корнеевич Кичко ( укр. Трохим Корнійович Кічко , 1905 1982 ) — советский религиовед , кандидат философских наук .

Во время Великой Отечественной войны был участником антинацистского подполья в Виннице . После войны специализировался на критике иудаизма . Получил международную известность после издания в 1963 году антисемитской книги « Иудаизм без прикрас ».

Биография

Родился в 1905 году. Вступил в ВКП(б) в 1928 году. До войны работал в аппарате компартии Украины , затем в Киевском областном управлении милиции . В сентябре 1938 года был арестован НКВД . Немедленно после ареста подвергся избиениям с требованием признаться, кто его завербовал и в какую организацию . Освобождён через год за недоказанностью обвинений.

Во время Великой Отечественной войны находился на оккупированной немцами территории с сентября 1941 года по март 1944 года. Был в немецком плену и выпущен 18 октября 1941 года из Киевского лагеря под фамилией Самсонов. Принимал участие в антинацистском подполье в Виннице .

После войны работал старшим преподавателем кафедры основ марксизма-ленинизма в Киевском технологическом институте лёгкой промышленности . В 1948 году был уволен якобы за «пропаганду буржуазно-националистической идеологии» в ходе лекции «Националистическая сущность школы Грушевского ». В том же году в ходе конфликта между двумя группами бывших подпольщиков был исключён из ВКП(б) «за недостойное поведение в период нахождения на оккупированной территории». С 1950 года работал лектором Киевского областного лекционного бюро общества «Знание» .

В 1952 году бывший партизанский командир Дмитрий Медведев в повести «На берегах Південного Бугу», где Кичко был выведен под фамилией Квитко, писал, что он руководил антинацистским винницким подпольем . Позднее в статье «Раскроем псевдонимы» Озябкиной и Зарудного сначала в «Винницкой правде», а затем в « Литературной газете », утверждалось, что Кичко незаслуженно пытался выдать себя за участника подполья, а на самом деле сотрудничал с оккупантами .

Партийные органы более полутора лет разбирались с этими обвинениями. 29 сентября 1954 году Кичко был восстановлен в партии . 28 декабря 1954 года «Винницкая правда» опубликовала опровержение, в котором указывалось, что Кичко действительно был подпольщиком, однако Медведев в своей повести «преувеличил настоящую роль» Кичко в подпольном движении . Тем не менее, в среде советской интеллигенции Кичко на долгие годы получил устойчивую репутацию человека, замаравшегося в коллаборационизме. Так, писатель Виктор Некрасов в 1964 году в переписке с обозревателем Би-би-си Севой Новгородцевым утверждал, что «этот тип был в годы оккупации директором винницкого кинотеатра у немцев. Он уцелел и процветает, потому что есть заслуги, которые в глазах наших антисемитов перевешивают даже открытое сотрудничество с врагом» .

В дальнейшем занимался пропагандистской и преподавательской работой. В 1962 году Кичко преподавал марксизм-ленинизм , научный атеизм и политэкономию в Киевском технологическом институте лёгкой промышленности, до начала 1980-х читал лекции по заявкам Киевского городского комитета компартии Украины .

Умер в 1982 году .

Пропагандистская работа

Кичко одним из первых откликнулся на итоги «Всесоюзного совещания-семинара по научно-атеистическим вопросам» 1957 года в части усиления борьбы с иудаизмом. Через несколько месяцев тиражом 40 тыс. экз. вышла его брошюра «Иудейская религия, её происхождение и суть» ( укр. Іудейська релігія, її походження і суть ) . Это была первая книга про иудаизм, изданная на Украине после 1949 года . Брошюра была замечена за пределами СССР. В частности, о ней вышел разгромный отзыв в газете The New York Times , а в агентстве United Press был опубликован материал под названием «Поток брани против иудаизма льётся в Украине» .

В 1961 году Кичко защитил в Киеве диссертацию на звание кандидата философских наук , тема диссертации «Современный иудаизм и его реакционная роль» . В дальнейшем также специализировался на критике иудаизма. В рамках такой критики делал увязку иудаизма с сионизмом и антисемитскими теориями заговора . Его публикации неоднократно подвергались критике за пределами СССР. Самой скандальной стала книга «Иудаизм без прикрас», изданная в октябре 1963 года Академией наук Украинской ССР . Она вызвала бурные протесты на Западе, в том числе у еврейских и правозащитных организаций, а также у коммунистов США и Западной Европы, которые сочли её пропагандой антисемитизма . Исследователи отмечают крайне низкий уровень этой книги — с использованием лозунговой и вульгарной стилистики, искажённое цитирование источников и другие проблемы . В результате международного скандала Идеологический отдел ЦК КПСС дал указание раскритиковать Кичко за допущенные ошибки, а книга была изъята из продажи и библиотек .

Однако это не помешало Кичко продолжить публиковать аналогичные тезисы и далее, особенно после арабо-израильской войны 1967 года , когда антисионизм стал особенно востребован в советской пропаганде. В частности, 4 октября 1967 года он писал о «международных сионистских банкирах» в статье «Сионизм — орудие империализма» в газете « Комсомольское знамя », а в 1968 году опубликовал новую книгу «Иудаизм и сионизм» . Эта книга была выпущена также на английском языке и использована в рамках антисионистской и антисемитской кампании в социалистической Польше . Исследователь советского религиоведения Анна Мария Басаури-Зюзина отмечает, что в этой книге Кичко использовал часть текста из книги «Иудаизм без прикрас», как и ранее вырывал цитаты из древнего контекста с их вульгарной интерпретацией без учёта современных традиций иудаизма .

В том же 1968 году как председатель научно-методического совета общества «Знание» Кичко был награждён почетной грамотой Президиума Верховного Совета УССР за достижения в области атеистической пропаганды .

Пропагандистскую деятельность Кичко продолжил также в 1970-е годы . В конце мая 1970 года он выступил в Ивано-Франковске с докладом «Иудейско-сионистский национализм — союзник неофашизма» . По книге 1972 года «Сионизм — враг молодёжи», как пишет Басаури-Зюзина, становится понятно, что, несмотря на официальное осуждение книги «Иудаизм без прикрас» как ошибочной, основные её тезисы остались востребованными. В аннотации вновь указано, что сионизм — это идеология, политика и практика «монополистической еврейской буржуазии», которая мешает «борьбе за права всех трудящихся» .

В конце 1970-х известный московский антисионист Евгений Евсеев пригласил Кичко в авторский коллектив монографии «Идеология и практика современного сионизма. Критический анализ», изданной Институтом философии АН СССР . Кичко был единственным провинциальным автором среди всего коллектива из Москвы. До начала 1980-х Кичко занимался лекционной и публицистической деятельностью .

Публикации

Книги
  • Кічко Т. К. Іудейська релігія, її походження і суть (укр.) . — К. : Товариство для поширення політичних та наукових знань УРСР, 1957. — 40 000 экз.
  • Кічко Т. К. Про іудейську релігію (укр.) . — К. : Товариство для поширення політичних та наукових знань УРСР, 1959. — 64 с.
  • Кичко Т. К. Правда об иудейской религии . — К. : Киевское гор. отделение Общества по распространению полит. и науч. знаний УССР, 1961. — 35 с. — (В помощь лектору).
  • Кічко Т. К. İудаïзм без прикрас (укр.) . — К. : Видавництва АН УРСР, 1963. — 192 с. — 12 000 экз.
  • Кічко Т. К. Іудаїзм і сіонізм (укр.) . — К. : Товариство «Знання» Української РСР, 1968. — 56 с. — 60 000 экз.
  • Кічко Т. К. Сіонізм – ворог молоді (укр.) . — К. : Молодь, 1972. — 172 с. — 14 000 экз.
  • Кічко Т. К. Модернізація іудаїзму у системі ідеології сіонізму (укр.) . — К. : Товариство «Знання» Української РСР, 1974.
Отдельные статьи
  • Кічко Т. К. Критика антропофобії іудейського віровчення (укр.) // Питання атеїзму. — 1973. — № 9 . — С. 120–126 .
  • Кічко Т. К. Соціальний зміст апологетики іудаїзму (укр.) // Філософська думка. — 1973. — № 6 . — С. 86–95 .

Примечания

Комментарии

Источники

  1. , с. 63.
  2. .
  3. , с. 209—210.
  4. , приведено по
  5. , приведено по
  6. , приведено по
  7. , приведено по
  8. , с. 222—223.
  9. . Российская государственная библиотека . Дата обращения: 1 июля 2023. 29 июня 2023 года.
  10. , с. 225.
  11. , с. 225—226.
  12. , p. 146.
  13. , с. 64.
  14. , с. 228.
  15. , с. 65.

Литература

  • Гольд М. // Хадашот. — Ассоциация еврейских организаций и общин Украины , 2020. — 18 апреля. 29 сентября 2022 года.
  • Костырченко Г. В. Тайная политика Хрущёва: власть, интеллигенция, еврейский вопрос. — М. : Международные отношения , 2012. — 528 с. — ISBN 978-5-7133-1418-7 .
  • Мильбах В. С. , Негода Н. В., Чураков Д. Р. Политические репрессии командно-начальствующего состава, 1937–1938 гг. Киевский военный округ. — СПб. : Гангут , 2020. — 924 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-85875-606-4 .
  • Озябкина Л., Зарудный Н. Раскроем псевдонимы… О фальшивой повести Д. Медведева «На берегах Южного Буга» // Литературная газета . — М. , 1953. — 10 февраля ( № 18 (3047) ). — С. 2 .
  • . (англ.) . — Viking Press , 1973. — 369 p. — ISBN 978-0-670-65940-1 .
  • Басаурі Зюзіна А. М. (укр.) // Історія релігій в Україні: науковий щорічник. — Видавничий відділ Львівського музею історії релігії «Логос», 2015. — Т. 2 , вип. 25 , № 25—2 . — С. 61—70 .
  • Медведєв Д. Н. На берегах Південного Бугу (укр.) // Жовтень. — Львів , 1952. № 7, липень, с. 3-51; № 8, серпень, с. 3-50; № 9, вересень, с. 3-52.
  • Озябкіна Л., Зарудний М. Розкриємо псевдоніми… (Про фальшиву повість Д. Медведєва «На берегах Південного Бугу») (укр.) // Вінницька правда. — Вінниця , 1953. — 24 січня ( № 17 (3885) ). — С. 2 .
  • Про одну помилкову рецензію (укр.) // Вінницька правда. — Вінниця, 1954. — 28 грудня ( № 257(4383) ). — С. 3 .

Ссылки

  • AZ Nevtelen. aznevtelen.dreamwidth.org (16 октября 2017). Дата обращения: 7 июля 2023.
Источник —

Same as Кичко, Трофим Корнеевич