Interested Article - Теория элит
- 2021-10-07
- 1
В политологии и социологии теория элит — это теория государства , которая стремится описать и объяснить властные отношения в человеческом обществе. Эта теория утверждает, что меньшинство (элита) обладает в обществе наибольшей властью.
Занимая должности в корпорациях или в советах директоров корпораций, а также влияя на политиков посредством финансовой поддержки фондов или должностей в аналитических центрах или дискуссионных группах по вопросам политики, члены «элиты» оказывают значительное влияние на корпоративные и правительственные решения.
Основные характеристики этой теории заключаются в том, что власть сосредоточена, элиты объединены, неэлиты разнообразны и бессильны, интересы элит объединены благодаря общему происхождению и положению, а определяющей характеристикой власти является институциональное положение .
Теория элиты выступает против плюрализма (более чем одной системы власти), традиции, которая подчёркивала, как множество основных социальных групп и интересов влияют на различные формы представительства в более могущественных группах правителей, способствуя достойно представительным политическим результатам, которые отражают коллективные потребности общества.
Теория элиты утверждает либо то, что демократия является утопической глупостью, как это традиционно рассматривается в консервативной итальянской традиции, либо то, что демократия в ее идеализированной форме неосуществима в рамках капитализма (распространённое мнение теоретиков элиты, вдохновлённых марксистами ).
Даже когда целые группы якобы полностью исключены из традиционных сетей власти государства (исторически, на основе произвольных критериев, таких как знатность , раса , пол или религия ), теория элит признает, что «контрэлиты» часто развиваются внутри таких исключённых групп. Переговоры между такими бесправными группами и государством можно анализировать как переговоры между элитами и контрэлитами . Главная проблема, в свою очередь, заключается в способности элит кооптировать контрэлиты.
Демократические системы функционируют исходя из предпосылки, что поведение при голосовании оказывает прямое влияние на результаты политики и что этим результатам отдаёт предпочтение большая часть избирателей. Поразительно, что исследование, опубликованное в 2014 году, в котором были сопоставлены предпочтения избирателей с результатами политики, показало, что статистическая корреляция между ними в значительной степени зависит от уровня доходов групп избирателей . При самом низком доходе, отобранном в данных, коэффициент корреляции достиг нуля, в то время как самый высокий доход дал коэффициент корреляции выше 0,6. Вывод этого исследования состоял в том, что существует сильная линейная корреляция между доходами избирателей и тем, как часто их политические предпочтения становятся реальностью. Причинно-следственная связь этой корреляции ещё не была доказана в последующих исследованиях, но является активной областью исследований.
История
Античный взгляд на теорию элит
Полибий (~150 г. до н.э.) называл то, что сегодня называется теорией элит «автократией» . Он с большой уверенностью утверждал, что все три исходные формы источников политической власти: один человек ( монархия / исполнительная власть ), несколько человек ( автократия ), многие ( демократия ) в конечном итоге деградируют в менее совершенную форму власти, если не будут заменены «смешанной властью», сочетающий черты всех трёх. Монархия становится «тиранией» , демократия «правлением толпы» , а правление элит (автократия) — «олигархией» . Полибий фактически считал, что это происходит из-за неспособности должным образом применять систему сдержек и противовесов между тремя упомянутыми формами, а также последующими политическими институтами .
Итальянская школа элитизма
Истоки итальянской школы теории элит восходят к Никколо Макиавелли , который видел идеал политического развития государства в Римской республике .
Вильфредо Парето (1848-1923), Гаэтано Моска (1858-1941) и Роберт Михельс (1876-1936) были основателями итальянской школы элитизма, которая повлияла на последующую теорию элиты в западной традиции .
Мировоззрение итальянской школы элитизма основано на двух идеях:
- Власть определяется полномочиями в ключевых экономических и политических институтах.
- Психологическое различие, которое отличает элиту друг от друга, заключается в том, что у них есть личные ресурсы, например, интеллект и навыки, а также личная заинтересованность в правительстве; в то время как остальные некомпетентны и не имеют возможности управлять самостоятельно, элита изобретательна и стремится заставить правительство работать. Ибо в действительности элите было бы больше всего терять в несостоявшемся государстве.
Вильфредо Парето
Парето подчёркивал психологическое и интеллектуальное превосходство элит, полагая, что они являются наивысшими достижениями в любой области. Он обсуждал существование двух типов элит:
- Правящие элиты.
- Неправящие элиты.
Он также развил идею о том, что вся элита может быть заменена новой, и о том, как можно перейти от элиты к неэлите.
Гаэтано Моска
Моска сделал акцент на социологических и личностных характеристиках элит. Он сказал, что элиты — это организованное меньшинство, а массы — неорганизованное большинство. Правящий класс состоит из правящей элиты и субэлиты. Он делит мир на две группы:
- Политический класс.
- Неполитический класс.
Моска утверждал, что элиты обладают интеллектуальным, моральным и материальным превосходством, которое высоко ценится и пользуется влиянием.
Роберт Михельс
Социолог Михельс разработал железный закон олигархии , согласно которому, по его утверждению, социальными и политическими организациями управляют несколько человек, а социальная организация и разделение труда являются ключевыми. Он считал, что все организации являются элитарными и что у элит есть три основных принципа, которые помогают в бюрократической структуре политической организации:
- Потребность в руководителях, специализированном персонале и средствах.
- Использование возможностей лидерами в своей организации.
- Важность психологических качеств лидеров.
Современные теоретики элитизма
Элмер Эрик Шаттшнайдер
выступил с резкой критикой американской политической теории плюрализма: вместо по существу демократической системы, в которой многие конкурирующие интересы граждан широко представлены, если не продвинуты, одинаково многими конкурирующими группами интересов, Шаттшнайдер утверждал, что система давления смещена в пользу «наиболее образованных и наиболее обеспеченных членов общества», и показал, что «разница между теми, кто участвует в деятельности групп интересов, и теми, кто стоит в стороне, намного больше, чем между избирателями и лицами, не участвующими в голосовании» .
В «Полувластных людях» ( The Semisovereign People ) Шаттшнайдер утверждал, что масштабы системы давления на самом деле довольно малы: «Диапазон организованных, идентифицируемых, известных групп удивительно узок; в этом нет ничего даже отдалённо универсального», и «предвзятость бизнеса или высшего класса в системе давления проявляется повсюду». Он говорит, что «представление о том, что система давления автоматически представляет всё сообщество, является мифом», и вместо этого «система искажена, загружена и не сбалансирована в пользу части меньшинства» .
Чарльз Райт Миллс
Миллс опубликовал свою книгу «Властвующая элита» в 1956 году, в которой он утверждал, что представляет новый социологический взгляд на системы власти в Соединённых Штатах . Он выделил триумвират властных групп — политических, экономических и военных, — которые образуют различимый, хотя и не единый, властный орган в Соединённых Штатах.
Миллс предположил, что эта группа была создана в результате рационализации , действующей во всех развитых индустриальных обществах, в результате чего механизмы власти стали концентрироваться, передавая общий контроль в руки ограниченной, несколько коррумпированной группы . Это отражало упадок политики как арены для дискуссий и низведение её до чисто формального уровня дискурса . Этот анализ на макроуровне был направлен на то, чтобы указать на деградацию демократии в «развитых» обществах и тот факт, что власть, как правило, находится за пределами полномочий избранных представителей.
Основное влияние на исследование оказала книга Франца Леопольда Неймана "«Бегемот»: Структура и практика национал-социализма 1933-1944", в которой провел исследование того, как нацизм пришёл к власти в германском демократическом государстве. Он предоставил инструменты для анализа структуры политической системы и послужил предупреждением о том, что может произойти в современной капиталистической демократии.
Флойд Хантер
Анализ власти в рамках теории элиты также применялся на микроуровне в исследованиях общественной власти, таких как исследование Флойда Хантера (1953). Хантер подробно изучил силу взаимоотношений, очевидную в его «Региональном городе», в поисках «реальных» носителей власти, а не тех, кто занимает очевидные официальные должности. Он предложил структурно-функциональный подход, который отображал иерархии и сети взаимосвязей внутри города — отображал отношения власти между бизнесменами, политиками, духовенством и т.д. Это исследование было проведено с целью развенчания существующих концепций любой «демократии», существующей в городской политике, и подтверждения аргументов в пользу истинной представительной демократии . Этот тип анализа также использовался в более поздних, более масштабных исследованиях, таких как исследование М.Шварца, посвящённое властным структурам в сфере корпоративной элиты в Соединённых Штатах .
Джордж Уильям Домхофф
В своей противоречивой книге 1967 года «Кто правит Америкой?» Джордж Уильям Домхофф исследовал местные и национальные сети процесса принятия решений, стремясь проиллюстрировать структуру власти в Соединённых Штатах. Он утверждает, так же как и Хантер, что элита, владеющая и управляющая крупной приносящей доход собственностью (такой как банки и корпорации), доминирует в американской структуре власти политически и экономически .
Джеймс Бернхем
Ранняя работа Бернхема «Управленческая революция» стремилась выразить передачу всей функциональной власти в руки менеджеров, а не политиков или бизнесменов — разделение собственности и контроля . Многие из этих идей были адаптированы палеоконсерваторами Сэмюэлем Т. Фрэнсисом и Полом Готфридом в их теориях управленческого государства. Бернхем более подробно описал свои мысли об элитной теории в своей книге «Макиавеллисты», в которой, среди прочего, обсуждаются Парето, Моска и Михельс. Бернем пытается провести научный анализ как элит, так и политики в целом.
Роберт Дэвид Патнэм
Патнэм рассматривал развитие технических и эксклюзивных знаний среди администраторов и других групп специалистов как механизм, который лишает власти демократический процесс и передаёт её советникам и специалистам, которые влияют на процесс принятия решений .
«Если доминирующими фигурами последних ста лет были предприниматель, бизнесмен и промышленный руководитель, то «новыми людьми» являются учёные, математики, экономисты и инженеры новых интеллектуальных технологий» .
Томас Р. Дай
Дай (Thomas R. Dye) в своей книге «Формирование политики сверху вниз» утверждает, что государственная политика США обусловлена не «требованиями народа», а скорее консенсусом элиты, достигнутым в Вашингтоне некоммерческими фондами, аналитическими центрами, группами с особыми интересами, известными лоббистскими и юридическими фирмами. Тезис Дая получает дальнейшее развитие в его работах: «Ирония демократии», «Политика в Америке», «Понимание государственной политики и Кто управляет Америкой?».
Джордж А. Гонсалес
В своей книге «Корпоративная власть и окружающая среда» Джордж А. Гонсалес (George A. Gonzalez) пишет о способности экономических элит США формировать экологическую политику в своих интересах. В «Политике загрязнения воздуха: Рост городов, экологическая модернизация и символическое включение», а также в «Разрастании городов, глобальном потеплении и империи капитала» Гонсалес использует элитную теорию для объяснения взаимосвязи между экологической политикой и разрастанием городов в Америке. Его последняя работа «Энергия и империя: Политика ядерной и солнечной энергетики в Соединённых Штатах» демонстрирует, что экономические элиты связывали свою пропаганду варианта использования ядерной энергии с целями американской внешней политики после 1945 года, в то время как в то же время эти элиты выступали против государственной поддержки других видов энергии, таких как солнечная, в которых не может доминировать одна нация.
Ральф Дарендорф
В своей книге «Размышления о революции в Европе» Ральф Дарендорф утверждает, что благодаря высокому уровню компетенции, необходимому для политической деятельности, политическая партия стремится фактически стать поставщиком «политических услуг», то есть управления местными и правительственными государственными учреждениями. Во время избирательной кампании каждая партия пытается убедить избирателей, что она наиболее подходит для управления государственным бизнесом. Логичным следствием было бы признать этот характер и открыто зарегистрировать стороны в качестве компаний, предоставляющих услуги. Таким образом, правящий класс будет включать членов и партнёров юридически признанных компаний, а «управляемый класс» выберет путём выборов компанию государственного управления, которая наилучшим образом соответствует его интересам.
Мартин Гиленс и Бенджамин Ингрим Пейдж
В своём статистическом анализе 1779 вопросов политики профессора Мартин Гиленс и Бенджамин Пейдж обнаружили, что «экономические элиты и организованные группы, представляющие интересы бизнеса, оказывают существенное независимое влияние на политику правительства США, в то время как обычные граждане и массовые группы интересов оказывают незначительное или полное отсутствие независимого влияния» .
Томас Фергюсон
Инвестиционную теорию партийной конкуренции политолога Томаса Фергюсона можно рассматривать как теорию элит . Наиболее подробно изложенная в его книге 1995 года «Золотое правило: Инвестиционная теория партийной конкуренции и логика политических систем, управляемых деньгами», теория начинается с того, что в современных политических системах стоимость приобретения политической осведомлённости настолько велика, что ни один гражданин не может себе этого позволить . Как следствие, в этих системах, как правило, доминируют те, кто может, чаще всего элиты и корпорации. Затем эти элиты стремятся влиять на политику, «инвестируя» в партии или политику, которые они поддерживают, посредством политических взносов и других средств, таких как поддержка в средствах массовой информации.
См. также
- Железный закон олигархии
- Государство (Платон)
- Политическая партия
- Принцип Питера
- Элитология
- « Властвующая элита » (1956)
- Мораль господ и мораль рабов
- Циркуляция элит
Примечания
- Davita Silfen Glasberg, Deric Shannon. . — Thousand Oaks, Calif: Pine Forge Press, 2011. — ISBN 978-1-4129-8040-1 . 23 октября 2021 года.
- Gilens, M., & Page, B. (2014). Testing Theories of American Politics: Elites, Interest Groups, and Average Citizens. Perspectives on Politics, 12(3), 564-581.
- Polybius.(~150 B.C.) The Rise of the Roman Empire: Book 6. Translated by Ian Scott-Kilvert (1979). Penguin Books; London, England.
- Robert A. Nye, The Anti-Democratic Sources of Elite Theory: Pareto, Mosca, Michels , Sage, 1977.
- J. J. Chambliss (ed.), Philosophy of Education: An Encyclopedia , Routledge, 2013, p. 179.
- Woolley and Papa 1998, 165.
- Schattschneider 1960, 30-36.
- Bottomore, T. (1993). Elites and Society (2nd ed.). London: Routledge. p. 25.
- . www.marxists.org . Дата обращения: 23 октября 2021. 13 сентября 2021 года.
- Floyd Hunter. . — Chapel Hill, University of North Carolina Press, 1953. — 330 с.
- ↑ Schwartz, M. (ed.) (1987). The Structure of Power in America: The Corporate Elite as a Ruling Class . New York: Holmes & Meier.
- Domhoff, G. William (1967). Who Rules America? . McGraw-Hill.
- Bottomore, T. (1993). Elites and Society (2nd ed.). London: Routledge. p. 59.
- Putnam, Robert D. (1977). "Elite Transformation in Advance Industrial Societies: An Empirical Assessment of the Theory of Technocracy". Comparative Political Studies . 10 (3): 383–411 (p.385).
- Robert D. Putnam. . — Englewood Cliffs, N.J. : Prentice-Hall, 1976. — 264 с. — ISBN 978-0-13-154195-5 .
- Dahrendorf, Ralf (1990) Reflections on the Revolution in Europe: In a letter intended to have been sent to a gentleman in Warsaw. New York: Random House.
- Martin Gilens, Benjamin I. Page. (англ.) // Perspectives on Politics. — 2014-09. — Vol. 12 , iss. 3 . — P. 564–581 . — ISSN . — doi : . 31 марта 2022 года.
- Thomas Ferguson. . — Chicago : University of Chicago Press, 1995. — 450 с. — ISBN 978-0-226-24316-0 , 978-0-226-24317-7.
Литература
- Элиты теории // / Под ред. . — Ростов н/Д. : РГУ , 2001. — 285 с. — (Словари XXI века). — ISBN 5-222-01527-0 .
- Элиты теории // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв , В. Г. Панов . — М. : Советская энциклопедия , 1983.
- Ашин Г. К. — М.: Международные отношения , 1985. — 256 с.
- Гудков Л. Д. , Дубин Б. В. , Левада Ю. А. от 15 ноября 2012 на Wayback Machine . — М.: Фонд «Либеральная миссия» , 2007. — 372 с. ISBN 978-5-903135-03-5
- // Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: учебное пособие. — 9-е изд. — М.: КДУ, 2008. — 240 с.
Ссылки
- — МГУ им. М. В. Ломоносова, 2009.
- 2021-10-07
- 1