Interested Article - Ан-Насир Лидиниллах

Абу́ль-Абба́с А́хмад ан-Наси́р Лидинилла́х (1158 — 1225 ) — багдадский халиф ( 1180 —1225) из династии Аббасидов . Последний значительный государь из халифов Багдада.

Личность

Халиф ан-Насир был сыном халифа аль-Мустади Биамриллаха и его умм аль-валад по имени Зумурруд-хатун, которая была тюрчанкой по происхождению . Он поражал своих врагов энергией, с которой он, не останавливаясь ни перед какими средствами, вёл борьбу с ними, а своих подданных — осведомленностью обо всём, что делалось в его владениях. К нему, по-видимому, относились первоначально те рассказы о ночных прогулках переодетого халифа, которые впоследствии были перенесены на Харуна ар-Рашида . Энергия и изобретательность, проявленные им при изыскании новых статей дохода, не увеличивали его популярности. Ибн аль-Асир в своей истории даже заставляет самого Насира гордиться тем, что при нём не было никого, кто бы не бранил халифа, кроме него самого. По поводу притязаний халифа интересен рассказ современника о том, как ан-Насир, вероятно под влиянием борьбы с хорезмийцами , пожаловал конийскому султану Кей-Хосрову « султанство над миром и начальство над потомками Адама ». В ответ на речь посла халифа султан якобы ограничился приведением слов Корана (III, 25): «Скажи: „боже, владетель царства! Ты доставляешь царство, кому хочешь, и отнимаешь царство, у кого хочешь“». В багдадской надписи 618 г. х./1221—1222 гг. ан-Насир называет себя « имамом , повиноваться которому предписано всем людям», «халифом господа миров».

Реформа футувва

В период упадка сельджукской династии в XII веке одним из факторов нестабильности были , своеобразные городские братства, издавна существовавшие в Ираке и Персии . Нередко члены таких братств формировали вооружённые группировки, которые соперничали за влияние. В целях объединения государства под своим политическим и духовным авторитетом, ан-Насир предпочёл не бороться с футувва, а реформировать и взять их под свой контроль. В 1182/1183 г. старейшина одного из багдадских братств, ордена Раххасиййа, облачил халифа в «одеяние футувва». Вскоре после этого ан-Насир запретил все другие футувва, а затем провозгласил себя главой нового ордена. Приглашая всех мусульманских правителей, признававших его сюзереном , вступить в новое общество, Ан-Насир создавал тем самым дополнительные звенья подчинения халифату. В 1203 году в Дамаске айюбид был облачён в посланные халифом почётные одежды и шаровары , символ принадлежности к новой футувва . Суфийский шейх Шихаб ад-Дин Сухраварди по поручению ан-Насира отправился в Конью для принятия в халифскую футувва султана Кей-Кавуса .

Соглашение с исмаилитами

Ан-Насир Лидиниллахом были официально признаны права персидских исмаилитов-низаритов на занимаемые им в Кухистане территории, чему способствовала политика сближения с суннитами , проводившаяся низаритским имамом Джалал ад-Дином Хасаном ( 1210 1221 ). В 1213 году Джалал ад-Дин лично повёл свою армию на соединение с атабеком Музаффар ад-Дином Узбеком , одним из главных союзников ан-Насир Лидиниллаха. В знак признания роли низаритов в борьбе Узбека со своим мятежным военачальником имаму были дарованы города Абхар и Зенджан с окрестностями .

Борьба с сельджуками

К середине XII века владения халифата ограничивались областями бассейна Тигра и Евфрата от Тикрита до устья Шатт-эль-Араба и от Куфы до , иногда включая Хузистан . Несмотря на столь незначительные размеры области, где халиф правил, по выражению Ибн аль-Асира , «без султана », само существование такой области не могло не причинить некоторого ущерба престижу светской власти. Сельджукские султаны требовали от халифов, чтобы в Багдаде в хутбе упоминалось их имя; халифы упорно им в этом отказывали. Высокий диван, как называлось багдадское правительство, также объявлял себя источником власти султанов; от султанов требовали, чтобы они оказывали исключительный почёт не только халифу, но и его визирю .

Попытки ан-Насира расширить своё небольшое владение привели к столкновению между ним и сельджукским правительством. Атабек - Ильдегизид убеждал султана ( 1176 1194 ) отнять у халифа светскую власть. По словам современника этих событий , приверженцы султана и атабека говорили среди народа речи следующего содержания: «Если халиф — имам, то его постоянным занятием должно быть совершение намаза , так как намаз — основа веры и лучшее из дел; первенство в этом отношении и то, что он служит примером для народа, для него достаточно. Это истинное царствование; вмешательство халифа в дела временного царствования не имеет смысла; их надо поручить султанам» .

В 1187 году султан Тогрул отправил в Багдад посла с просьбой о восстановлении в городе старого сельджукского дворца. В ответ ан-Насир сравнял остатки дворца с землёй и выслал 15-тысячную армию под командованием визиря Джалал ад-Дина Убейдаллаха ибн Юнуса для поддержки атабека Кызыл-Арслана , боровшегося с султаном. Тогрул разбил в 1188 году халифскую армию при Дай-Мардже близ Хамадана и занял этот город. Кызыл-Арслану удалось вытеснить Тогрула в регион Урмия , и хотя султан пытался получить помощь от айюбида Салах ад-Дина и даже отправил в Багдад в качестве заложника одного из своих младших сыновей, в 1190 году он был вынужден сдаться Кызыл-Арслану и был заключён с сыном Малик-шахом в замок близ Тебриза .

Теперь Кызыл-Арслан сам претендовал на султанат, но внезапно пал от руки убийцы. Освобождённый после двухлетнего заточения Тогрул разбил сыновей Джехана-Пехлевана, однако призванный вдовой атабека хорезмшах Ала ад-Дин Текеш отнял у султана Рей . Текешу, боровшемуся за власть со своим братом Султан-шахом, пришлось отойти в Хорезм, и в 1193 году Тогрул выбил хорезмийский гарнизон из Рея. На следующий год уже сам ан-Насир обратился за помощью к хорезмшаху. 19 марта 1194 года Тогрул был разбит Текешем около Рея и пал в битве; его голова была отправлена в Багдад.

Борьба с хорезмшахами

Владения хорезмшахов

Правительство халифа вскоре убедилось, что хорезмшахи будут для него такими же опасными противниками, какими были сельджукские султаны. Хорезмшах Текеш предъявил халифу те же требования, что и побежденный им Тогрул. Сын и преемник Текеша Мухаммед последовал примеру своего отца и в 1217 году сделал попытку осуществить свои притязания с оружием в руках. Попытка кончилась для хорезмшаха неудачей, но, вероятно, была бы повторена, если бы государство Мухаммеда не подверглось в это время разгрому со стороны монголов . Трудно сказать, на чьей стороне во время этой борьбы было общественное мнение. Если военные отряды Текеша и Мухаммеда раздражали население своими грабежами, то и халиф ан-Насир не пользовался популярностью.

Ала ад-Дин Текеш

После победы над султаном Текеш подчинил себе Рей и Хамадан. Халифский визирь Муайид ад-Дин объявил хорезмшаху, что тот обязан своим престолом Высокому дивану, то есть багдадскому правительству, и потому должен лично явиться в его палатку для принятия предназначенной для него почётной одежды. Притязания визиря встретили со стороны Текеша решительный отпор, и только поспешное отступление Муайид ад-Дина на этот раз предупредило столкновение между войсками халифа и хорезмшаха. Столкновение произошло уже после смерти визиря, в июле 1196 года . Хорезмийцы разбили багдадское войско, вырыли из могилы труп визиря, отрубили ему голову и отправили её в Хорезм.

Ан-Насир и после этой битвы продолжал требовать, чтобы хорезмшах очистил Западную Персию и довольствовался Хорезмом. Текеш ответил, что его владения, даже со включением Ирака , недостаточны для содержания его многочисленного войска и что потому он просит халифа уступить ему ещё Хузистан . По Ибн аль-Асиру, Текеш в конце своего царствования требовал, чтобы в Багдаде была введена хутба на его имя.

Таково было начало вражды между Аббасидами и хорезмшахами, оказавшейся одной из причин гибели обеих династий. Постоянные военные столкновения гибельно отзывались и на мирных жителях. Хорезмийские отряды производили в области страшные опустошения. Не лучше действовали и багдадцы; по словам Равенди, халиф после отступления Текеша в 1194 году послал в Ирак 5000 всадников, которые разграбили все, что осталось после хорезмийцев. Ко времени смерти Текеша ( 1200 ) преобладание в Ираке принадлежало хорезмийцам; но после получения известия об этом событии жители произвели восстание и перебили всех находившихся в их области хорезмийских воинов.

Ала ад-Дин Мухаммед II

Преемник Текеша Ала ад-Дин Мухаммед II потребовал от ан-Насира, чтобы в Багдаде была введена хутба на его имя, то есть чтобы халиф отказался от светской власти в пользу хорезмшаха, как некогда в пользу Буидов и Сельджукидов. Подобное требование, высказывавшееся ещё Текешем, Мухаммед предъявил в более категоричной форме, отправив послом в Багдад хорезмийского кадия Муджир ад-Дина Омара ибн Са’да. Багдадское правительство ответило решительным отказом и отправило к хорезмшаху шейха .

По Джувейни и Нисави , шейх был принят при дворе султана с гораздо меньшим почетом, чем имел право по своему званию и личным достоинствам. Султан заставил Шихаб ад-Дина простоять некоторое время на дворе. Когда шейх вошёл, султан даже не предложил ему сесть. Шейх попросил позволения привести хадис пророка , султан согласился и для слушания хадиса, как требовал обычай, опустился на колени. Смысл хадиса был в том, что пророк предостерегает верующих от причинения вреда семье Аббаса . Султан ответил: «Хотя я — тюрок и плохо знаю арабский язык , всё-таки я понял смысл упомянутого тобой хадиса; но я не причинил вреда ни одному из потомков Аббаса и не старался сделать им дурное. Между тем до меня дошло, что в тюрьме повелителя правоверных постоянно пребывают некоторые из них, которые там же плодятся и множатся; если бы шейх повторил тот же хадис в присутствии повелителя правоверных, то это было бы лучше и полезнее» . Шейх стал доказывать, что халиф в качестве муджтахида (толкователя предписаний религии) имеет право заключать в тюрьму отдельных лиц ради блага всей мусульманской общины . Посольство шейха не достигло цели, и вражда между правителями только усилилась.

Монета хорезмшаха Мухаммеда с именем ан-Насира

По Джувейни, Мухаммед не желал, чтобы о нём говорили, будто он «ради своих властолюбивых стремлений совершил нападение на имама , присяга которому составляет одну из основ ислама , и бросил на ветер свою веру». Поэтому ему надо было придумать более благовидный предлог для войны, чем вопрос о хутбе. В таких предлогах не было недостатка. Стремясь укрепить свой престол, ан-Насир был так же неразборчив в средствах, как сам Мухаммед. Ходили слухи, что халиф получил от главы низаритов некоторых фидаи и воспользовался ими для устранения враждебных ему лиц. Такой участи подверглись Огулмыш, наместник хорезмшаха в Ираке, и эмир Мекки . Последнее убийство произошло на священной территории, во время паломничества , в день праздника на горе Арафат . Наконец, хорезмшах объявил, что в Газне во время взятия города ( 1215 ) были найдены документы, из которых видно, что халиф постоянно подстрекал Гуридов против Мухаммеда.

Хорезмшаху удалось получить от «имамов своих владений» фетву , что имам, совершающий такие поступки, недостоин своего сана, что султан, оказывающий поддержку исламу, проводящий всё своё время в войнах за веру и за это подвергающийся интригам имама, имеет право низложить такого имама и назначить другого, наконец, что Аббасиды насильно захватили халифат, принадлежащий по праву Алидам, потомкам Хусейна . На основании такого решения духовных авторитетов султан объявил ан-Насира низложенным, отменил упоминание его имени в хутбе и на монетах и провозгласил халифом сейида Ала аль-Мулька Термези. Таким образом, походу хорезмшаха на Багдад был придан характер законности. Мухаммед в 1217 году восстановил свою власть в Персии, но зимой 1217/1218 годов отряд, посланный им из Хамадана на Багдад, был застигнут снежными буранами в горах Курдистана и понёс огромные потери; остатки его были почти истреблены курдами ; только небольшая часть отряда вернулась к Мухаммеду.

Престижу хорезмшаха был нанесён жестокий удар, тем более, что народ должен был видеть в этой катастрофе наказание свыше за святотатственный поход. Но Мухаммед не отказался от своей вражды к халифу. Напротив, прибыв в феврале 1218 года в Нишапур , он приказал исключить имя ан-Насира из хутбы и объявил, что халиф умер. То же самое было сделано в других городах — в Мерве , Балхе , Бухаре и Серахсе ; на Хорезм, Самарканд и Герат это не распространилось, так как эти города не находились в такой зависимости от правительства и пользовались правом вводить и отменять у себя хутбу по своему усмотрению. С другой стороны, Ауфи и Нисави уверяют, что сам Мухаммед после своей неудачи выразил раскаяние и постарался, по крайней мере внешним образом, примириться с Багдадом. Весьма вероятно, что хорезмшах действительно счёл нужным сделать уступку общественному мнению и что исключение имени ан-Насира из хутбы произошло до похода на Багдад.

Дальнейшее развитие конфликта было прервано вторжением в Среднюю Азию войск Чингис-хана . Известие о том, что монголов призвал против хорезмшаха ан-Насир, в XIII веке существовало только в виде неопределенных слухов, которые при враждебных отношениях между халифом и хорезмшахом не могли не возникнуть. Подробный рассказ о посольстве халифа к монголам приведён лишь у автора XV века Мирхонда . Халиф действительно искал себе союзников среди восточных соседей хорезмшаха и с этой целью отправлял послов сначала к Гуридам, потом к Кучлуку . Но нет основания полагать, что он обращался к содействию восточноазиатских государей.

Ан-Насир и Салах ад-Дин

Памятник Салах ад-Дину в Иерусалиме

Борьба с восточными соседями не позволяла ан-Насиру принимать деятельное участие в событиях, происходивших на западе. Пределы той части мусульманского мира, где главой ислама признавался аббасидский халиф, здесь то суживались, то вновь расширялись, по-видимому, совершенно независимо от действий самого халифа.

Салах ад-Дин , низложивший фатимидскую династию и захвативший власть в Египте, ввёл в стране хутбу с именем аббасидского халифа. Как ревностный мусульманин он оказывал халифу полное уважение, но не получал от него никакой помощи во время своих войн. Глава ислама оставался в стороне от той борьбы за Иерусалим , в которой принимал такое деятельное участие духовный глава католического мира. Кроме борьбы с восточными султанами, на ан-Насира могла оказать влияние также зависть к успехам Салах ад-Дина. Молва о громких победах и справедливом правлении этого султана не могла содействовать поднятию авторитета непопулярного халифа. Ибн Джубайр , бывший в Мекке в 1183 году , рассказывает, как в хутбе поминали сначала аббасидского халифа, потом мекканского эмира, наконец, султана Салах ад-Дина и его брата. Когда называли имя Салах ад-дина, весь народ, очевидно, молчавший при произнесении других имен, присоединялся к молитвам за своего любимого султана.

Примечания

  1. al-Nasir // (англ.)
  2. Oʻzbekiston milliy ensiklopediyasi (узб.) — , 2000.
  3. По Ибн Халликану , 1 зуль-ка`да 575 года хиджры : . — Paris, 1868. — P. 546.
  4. Кузенков П. В. Глава 1. Иностранные матери халифов // Арабский и исламский мир в Средние века: от Иберийского полуострова до Средней Азии / отв. ред. Д. Е. Мишин. — М. : Институт востоковедения РАН , 2021. — С. 18. — 288 с.
  5. Humphreys R. S. . — SUNY Press, 1977. — P. 138. — ISBN 0-87395-263-4 .
  6. Daftary Farhad . (англ.) / foreword by Wilferd Madelung . — 2nd revised ed. — L. : Cambridge University Press , 2007 [1990]. — P. 375—377. — 800 p. — ISBN 05-216-1636-0 . — ISBN 978-0-521-61636-2 .

Литература

  • Бартольд В. В. Сочинения. — М. : Издательство восточной литературы, 1963. — Т. I: Туркестан в эпоху монгольского нашествия. — С. 410—412, 437—440, 467.
  • Бартольд В. В. Халиф и султан // Бартольд В. В. Сочинения. — М. : Наука, 1966. — Т. VI: Работы по истории ислама и арабского халифата .
  • . — Cambridge: Cambridge University Press, 1968. — 762 p. — ISBN 521 06936 X.

Ссылки

  • Zakeri M. (англ.) . Encyclopædia Iranica . — The caliphal fotowwa of al-Nāṣer. Дата обращения: 14 января 2010. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 03-04-2011 [4714 дней])
  • (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 14 января 2010. 15 апреля 2012 года.
Источник —

Same as Ан-Насир Лидиниллах