Книга Чи́сел
(
ивр.
בְּמִדְבַּר
,
bᵊmiðbar
, совр. произн.
Бе-мидба́р
— «В пустыне»;
лат.
Numeri
;
др.-греч.
Ἀριθμοί
; тж. «Четвёртая книга Моисея») — четвёртая книга
Пятикнижия
(
Торы
),
Ветхого Завета
и всей
Библии
. В
Мишне
и
Талмуде
называется «
Хумаш а-пкудим
» (букв. «Пятина исчисленных»). Название книги объясняется тем, что в ней приводится целый ряд подробных данных по исчислению народа, отдельных его колен, священнослужителей, первенцев и т. п. Повествование охватывает события от приготовлений к уходу из Синая до прибытия «
на равнины Моава, при Иордане, против Иерихона
». Основное содержание этой книги — жизнь народа в пустыне, пред лицом Создателя и «наедине» с Ним.
В книге Чисел 36 глав. В иудаизме она (как и другие книги Торы) имеет другое деление — на «недельные главы» (парашат ха-шавуа).
Содержание книги
Исчисление колен
В первых четырёх главах этой книги речь идёт о приготовлениях к военному походу, и приводится число боеспособных мужчин, которое
составляет 603 550
. В этих же главах описан порядок, который соблюдался как на стоянках, так и в пути: в центре находилась
Скиния
, которую несли
левиты
, а по четырём её сторонам располагались по три колена. Эта часть книги Числа устанавливает законы о
назореях
и завершается священническим благословением
, а также перечисляет коллективные и индивидуальные пожертвования начальников колен для священнослужения в Скинии. Каждый из начальников приносил дары в назначенный день в том порядке, в каком колена перечислены в Чис., 2. Были изготовлены две серебряные духовые трубы, и установлены правила для их использования в бою и в праздники
.
Исход и скитания по пустыне
На двадцатый день второго месяца на второй год
Исхода
израильтяне покинули гору
Синай
и двинулись в путь
.
-
Главы
—
повествуют об их продвижении.
-
Однако приготовления к приходу в
Землю обетованную
оказались напрасны, народ проявил моральную слабость, что выражалось в актах непослушания, о которых рассказано в главах
.
-
Первый из случаев ропота Израиля против Бога и Его посланника Моисея связан с однообразием посылаемой Богом каждое утро пищи (
манна небесная
) (
,
). В ответ на жалобы Моисея Бог посвятил 70 мужей в старейшины, возложил на них часть бремени Моисея (
) и послал израильтянам несметное множество перепелов.
-
Далее следует рассказ о том, что Аарон и
Мириам
(Мирьям) упрекали Моисея «
за жену эфиопку
» (
), которую он «
взял за себя
», и Бог наказал Мирьям проказой, впоследствии исцелив её (глава
).
-
Ропот израильтян достиг кульминации в их отказе идти в Землю обетованную (главы
,
). По велению Бога Моисей послал в Ханаан 12 разведчиков — по одному от каждого колена. Вернувшись через 40 дней к Моисею, они подтвердили, что в
Земле Израиля
«
подлинно течёт молоко и мёд
» (
), однако, испуганные силой живущего там народа, «
распускали худую молву о земле, которую осматривали, между сынами Израилевыми
» (
). В результате израильтяне стали «роптать на Моисея» и «сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет» (
,
). Двое из разведчиков —
Иисус Навин
(Иехошуа бин Нун) и Халев (Калев) — призвали народ уповать на Божье обетование, однако израильтяне вознамерились побить их камнями (
). В наказание за слабость веры Бог осудил всех (кто был в возрасте двадцати и более лет во время исхода из Египта), за исключением Иисуса Навина и Халева, на странствия и смерть в пустыне, а за самовольную попытку израильтян войти в Ханаан они были наказаны поражением в битве с амалекитянами и ханаанеями (
).
-
Глава
содержит ряд культовых предписаний, завершающихся рассказом об установлении смертной казни за нарушение
субботы
и предписанием носить
цицит
(
,
) как постоянное напоминание о Завете.
-
В рассказе о «восстании» левита
Корея
(Кораха) против Моисея и Аарона (главы
,
) отражается недовольство части потомков колена Реувена, а также левитов отведённым им подчинённым положением по сравнению с
коэнами
, которым была дана прерогатива отправления культа в
Скинии
. Бог наказал ропщущих и восстановил авторитет Аарона.
-
За этим следуют установления об обязанностях и правах левитов как прислужников священников (глава
) и предписания о ритуальном очищении пеплом
красной коровы
(глава
).
Завершение скитаний
-
Далее повествуется о периоде, завершающем сорокалетнее скитание Израиля по пустыне.
-
Центральная тема следующей главы (глава
) — смерть вождей израильтян: глава начинается сообщением о смерти Мириам и завершается рассказом о смерти Аарона и наследовании священничества его сыном Елезаром (Эл‘азаром).
-
На своём пути в Землю обетованную израильтяне направились в Заиорданье, однако царь
Эдома
отклонил их просьбу разрешить проход через его территорию (
). Нанеся поражение ханаанскому царю Араду (
), израильтяне двинулись вдоль Красного моря, чтобы обойти Эдом с юга.
-
Трудности пути через пустыню вновь вызвали малодушие у израильтян, за что Бог наказал их нашествием ядовитых змей (
,
).
-
В результате победы над царём Сихоном израильтяне впервые приобрели собственную территорию: «
И поразил его Израиль мечом, и взял во владение землю его…
» (
).
-
Кратким рассказом о победе над царём Башана Огом, позволившей израильтянам завершить овладение территориями к северу от заиорданских царств, заканчивается повествование в книге Чисел о продвижении израильтян из Синая в Заиорданье.
Израильтяне в Моаве
-
Последняя часть книги Числа (главы
) повествует о пребывании израильтян на равнинах Моава.
-
История о волхве
Валааме
(Биль’аме), которого
Балак
, царь Моава, послал проклясть Израиль, а он вместо этого благословил его (главы
), показывает неуязвимость народа Израиля.
-
Вслед за этим, однако, повествуется об очередном отступничестве народа, впавшего под влиянием моавитян в идолопоклонство и «
блудодействовавшего с дочерями Моава
» (
). После того, как
Финеес
(Пинхас) публично умертвил зачинщиков, Бог повелел Моисею казнить «начальников народа» и поразить «двадцать четыре тысячи из израильского стана» (
), заповедав Израилю вечную вражду к мидианитам, «ибо они враждебно поступили с вами в коварстве своём» (
).
Этим эпизодом завершается в книге Числа длинный перечень отступничеств Израиля.
-
-
Исчисление израильтян в главе
аналогично главе
, однако даёт несколько меньший итог, который отражает потери вследствие Божьего наказания. Рассказ об исчислении служит введением к установлению законов об уделе дочерей (
).
-
Глава завершается рассказом об избрании Иисуса Навина преемником Моисея (
).
-
Повествование прерывается предписаниями о праздничных жертвоприношениях (главы
) и об ответственности за обеты, данные женщинами (глава
).
-
Глава
повествует о войне израильтян с мидианитами и даёт пример, как следует делить захваченную на войне добычу.
-
В главе
повествуется о согласии Моисея разрешить коленам Рувима (Реувена) и Гада и половине колена Манассии (Менашше) поселиться в Гильаде с условием, что они вместе с остальными коленами примут участие в войне за овладение Ханааном.
-
Глава
начинается списком становищ израильтян на их пути от Египта до Моава; большая часть приводимых здесь географических названий не поддаётся идентификации, а многие из них не встречаются более в Библии.
-
За списком следует повеление Бога израильтянам завоевать Ханаан и разделить его территорию между коленами.
-
В главе
даётся перечисление всех границ земли, предназначенной для поселения израильтян, и имена тех, кто должен будет делить землю по жребию.
-
Глава
содержит постановление о городах левитов, которые, в отличие от остальных колен, не получат собственного надела, и о городах-убежищах для тех, кто совершил непреднамеренное убийство.
-
В последней главе
даются дополнительные постановления о наследовании удела дочерьми.
Происхождение книги
Рассказы книги Числа о переписях соотносятся с аналогичными эпиграфическими находками из
Мари
(XVIII—XVII века до н. э.), в которых, как и в книге Числа, переписи населения связаны с воинской повинностью и распределением земли, причём термины марийских документов (
сабам
,
пакаду
) соответствуют библейским терминам (
цава
и
пакад
). Повествовательный материал книги следует также сравнивать с политическим положением в XIII веке до н. э., когда многочисленные государства региона были вассалами мидианитов, контролировавших политику этих государств. Этот факт объясняет, почему приближение воинственных израильтян обеспокоило не только моавитян, но и мидианитских «старейшин»
. По всей видимости, пятеро знатных мидианитов, убитых на территории аморейского царя Сихона
, были мидианитскими эмиссарами в Хешбоне. Мидианитские представители сопровождали моавитских послов, обратившихся к Валааму за помощью в действиях против израильтян
. Возможно, что именно мидианиты были инициаторами деморализации израильтян
, поскольку Бог наказал Моисею враждовать с мидианитами, а не с моавитянами
, и этот наказ был выполнен (глава 31). В I тыс. до н. э. мидианиты практически исчезли из поля зрения израильтян.
Разделение книги на
недельные главы
в иудаизме
-
Бемидбар
(
—
)
-
Насо (
—
)
-
Бехаалотха (
—
)
-
Шлах (
—
)
-
Корах (
—
)
-
Хукат (
—
)
-
Балак
(
—
)
-
Пинхас (
—
)
-
Матот
(
—
)
-
Масей (
—
)
Примечания
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|