Отдельнов родился в городе
Дзержинске
, крупнейшем центре советской химической промышленности. Предки художника в
1930-е
годы работали на
химических заводах
города. Дзержинск с его индустриальной историей, а затем резким экономическим упадком и запустением в постсоветские годы стал одним из источником тем и образов для искусства Отдельнова
.
По словам Отдельнова, он всегда мечтал быть художником и поэтому начал заниматься искусством ещё в детстве. После окончания изостудии и
художественной школы
в Дзержинске, Отдельнов поступил в
Нижегородское художественное училище
на специальность «преподаватель живописи», где обучался с 1994 по 1999 год у Павла Рыбакова. В
1999
году Отдельнов защитил
дипломную работу
— картину «
Груз 200
», материалом для которой послужили встречи и беседы с участниками боевых действий в
Афганистане
и
Чечне
. По его словам, задачей было создать образ человека, сломленного войной и неспособного вернуться к мирной жизни
.
С 1999 по 2005 год Отдельнов учился в
МГАХИ им. Сурикова
на факультете живописи у
Павла Никонова
и
Юрия Шишкова
. Обучение в мастерской строилось вокруг пластических задач (построение композиции, организация
картинной плоскости
, поиск цветовых отношений). В
2005
году Отдельнов защитил диплом серией картин на
евангельские сюжеты
.
Дипломная работа
была написана в традициях мастерской, в которой большое внимание уделялось пластическим проблемам: построению композиции, ритму, живописной плоскости, пространству. В работах, созданных в учебное время, заметно влияние советской живописи
1920-х
и
1930-х
годов
.
С 2005 по 2007 годы Отдельнов обучался в аспирантуре МГАХИ им. Сурикова. С 2007 года вёл «
Живой Журнал
», который стал для него главным средством самообразования. В «Живом Журнале» Отдельнов публиковал заметки об
искусстве
и текущих выставках
.
Отдельнов получил академическое образование. Программа художественного училища была построена на изучении традиции
советской реалистической
живописи, большое внимание уделялось работе
с натуры
. В институтские годы и в ранних произведениях заметно влияние
Павла Никонова
,
Николая Андронова
и
Андрея Васнецова
. В это время Отдельнов работает преимущественно в технике
живописи
. В работах 2000-х годов он исследует формальные возможности живописи: свойства цвета и материала, соотношение масштабов, ищет необычные композиционные решения
.
В
2009
—
2010
годах художественный язык Отдельнова постепенно изменяется: корпусная фактурная живопись становится более тонкой и гладкой, пространство углубляется, экспрессивный ритм цветовых полей, фактур и потеков заменяют мягкие цветовые переходы. Сам художник так прокомментирует это изменение: «Долгое время, пока я учился, считалось, что живопись это нечто самодостаточное: краска и ее движение по поверхности, её следы, которые художник оставляет, нагруженность холста — это все самоценно. Я думаю, что я от этого в какой-то мере отказался, хотя живопись для меня очень важна»
.
В 2015 году художник начинает снимать видео работы, а с 2016 года выставлять фотографии
.
Я часто задаюсь вопросом: возможно ли увидеть настоящее время? <...> Реальность ускользает от взгляда и мимикрирует под повседневное, обыденное, делается неразличимой. Мне представляется возможным ухватить настоящее, если смотреть на происходящее вокруг медленным взглядом, в режиме time-lapse. Тогда можно заметить, как меняются привычные ландшафты. Другой важный инструмент — мысленное создание временной дистанции, с которой новое превращается в руины. Картина создаёт такую дистанцию уже за счёт своей укоренённости в истории. Статичность картины — не что иное, как застывшая длительность.
Павел Отдельнов
Отдельнову важно переосмыслить статус живописи, работать с ней не как с самодостаточным медиумом, но сделать её частью инсталляций. С середины 2010-х Отдельнов он делает масштабные художественные проекты-исследования («Промзона», «Звенящий след»), в которых живопись выступает как один из инструментов постижения прошлого наряду с видео, найденными объектами и документами.
В поисках независимого выхода за пределы советского он скомбинировал темы памяти и социальной чувствительности с холодным панорамным видением, взятым у мастеров
Дюссельдорфской школы
(архитектура картин Отдельнова, их особая дистанция и некоторые цветовые соотношения генетически восходят к
Андреасу Гурски
). Другой опорой его метода стала поздняя живопись шестидесятников, которые — как, например, Павел Никонов — выпутывались из жёсткости
сурового стиля
, перенасыщая холсты вспышками солнца. Повёрнутые в фотографической перспективе, пейзажи Отдельнова тонули в наплывах люминесцентного и сумеречного света. Легкие тени прописывались в один слой. Рихтер и Гурски стали для Отдельнова своеобразным антидотом позднесоветской живописи: без него слишком велик был риск остаться внутри марева, с которым по-разному работали и Рогинский, и Никонов, и Файбисович, и
Обросов
. Кроме того, немаловажно, что художники Дюссельдорфской школы предлагали иной, отличный от советского, способ работы с национальной травмой. Наряду с узнаваемой абстракцией постсоветских городских окраин эти элементы легли в основу работ Отдельнова начала и середины
2010-х
.
Максим Буров, Надя Плунгян
Ранние работы
Комбинат. Ретроспектива, 2007—2008
В 2007 году вместе с Егором Плотниковым Отдельнов две недели на
металлургических заводах Новокузнецка
. Поездка была задумана как эксперимент, повторяющий опыт звводских командировок художников в
20 веке
. Результатом творческой поездки и работы художников стал проект «Комбинат»: серия
картин
и
литографий
. Продюсером проекта выступил
Гия Лордкипанидзе
, куратором — Фёдор Никонов. Проект был показан в
2012
году в галерее «
Эритаж
», Москва
.
Павел Никонов
во вступительной статье к выставке отметил отличие подхода художников от подхода, принятого в советские годы: «…они не оставляют места
героизму
и
энтузиазму
1930
—
1960-х
годов, <…> исключают присутствие человека на холсте как главного героя. <…> вся громада индустрии: цеха, машины, гигантские фрагменты воспринимаются как некое исполинское кладбище доисторических монстров». Отдельнов сравнил архитектуру заводов и
домн
Новокузнецких
металлургических комбинатов
с
античными
руинами, «Для меня, как для человека
постиндустриальной эпохи
,
доменные печи
представляются, прежде всего эстетическими объектами. Тем более что над ними «поработало» время и превратило их почти в античные руины.
Термы Каракаллы
или
римский форум
кажутся мне менее впечатляющими. Заброшенный
мартеновский цех
и другие оставленные устаревшие производства продолжают жить какой-то иной, странной жизнью»
.
Картины Отдельнова «Демонтаж». 2008, «Домна. Ночь». 2008, «Завод. Лето». 2008, «Прокат». 2008 из проекта «Комбинат» были приобретены компанией
Евраз
и переданы в собрание Научно-технического музея имени
Ивана Бардина
в
Новокузнецке
.
Земля. Небо, 2009
В
2009
году Отдельнов пишет серию из пяти
абстрактных
пейзажей, в которых соединяет лирическую интонацию русского пейзажа XIX в. с приемами
абстрактного экспрессионизма
. В своих заметках в Живом Журнале, Отдельнов называет искусство Алексея Саврасова и
Марка Ротко
главными источниками для серии «Земля. Небо». Три из пяти пейзажей были экспонированы на выставке «Санаторий искусств» в Государственной Третьяковской галерее в 2010 году. Здесь Отдельнов впервые показал живопись как часть инсталляции. Поместив работы в специально выстроенном закрытом помещении с чёрными стенами, художник предлагал зрителю войти внутрь и почувствовать себя окружённым хорошо знакомым среднерусским пейзажем
.
Google-пейзажи и городские окраины
В это же время Отдельнов начинает работать с изображениями, найденными в
Google-картах
или сделанных со
спутника
(
Highway
, 2009;
Highway II
, 2010; серия
Color Fields
, 2010). Его интересует возможность отстраненно смотреть на пейзажи: экран
монитора
служит фильтром, создающим дистанцию между художником и пейзажем. Одним из эстетических импульсов, вдохновлявшим художника в это время, был фильм «
Койяанискаци
»
Годфри Реджио
с музыкой американского
композитора
минималиста
Филипа Гласса
.
В
2010-х
годах Отдельнов жил в подмосковных
Химках
и каждый день ездил в мастерскую в
центр Москвы
. По дороге он наблюдал из окна автобуса за пейзажами московских окраин, а по выходным гулял по
спальным районам
и по большой свалке, расположенной вблизи его дома. Результатом этих наблюдений стали серии «Метро» (2010), «В движении» (2010), картина «Пустыня» (2010), в которых художник впервые обратился к важным для его последующего творчества образам городских окраин,
свалок
и пустырей
.
Городские окраины и не-места
Неоновый пейзаж, 2012
Осенью
2012
года состоялась первая персональная выставка Отдельнова в Москве: художник представил серию картин «Неоновый пейзаж» в столичной галерее «Агентство ArtRu». Работы были выполнены
маслом
на
холсте
и дереве и посвящены природе
света
. Местом действия полотен выступили терминалы, переходы и взлётные полосы
аэродромов
, станции метро и ночные автострады — пространства, выполняющие служебную роль при быстром перемещении, а главным героем — искусственный свет, сливающийся в линии, направляющие движение человека в городском пространстве
.
Внутреннее Дегунино, 2014
В 2013 году Отдельнов начал работу над серией, вдохновлённой творческим исследованием
Западного Дегунина
— расположенного возле
МКАД
района Москвы, преимущественно состоящего из
промышленных зон
и панельных домов серии
П-44
. Его авторская интерпретация архитектуры
спальных районов
с единичными индустриальными объектами в бесконечном заснеженном пространстве вызвала интерес куратора IV
Московской биеннале молодого искусства
«Время мечтать»
(англ.)
(
, который представил картины из неоконченной серии в основной программе выставки в
июне 2014 года
, где те были высоко оценены художественными критиками и культурными обозревателями
.
Павел Отдельнов, чей художественный язык также находится на пересечении фотографической и живописной эстетик (сам он признает влияние как современного фотографа
Андреаса Гурски
, так и «русского поп-артиста», живописца
Михаила Рогинского
), тоже исследует архитектуру, которой суждено стать монументами следующей, постиндустриальной эпохи, не оставившей после себя дворцов и соборов.
Его живопись посвящена памятникам не производства, но потребления и коммуникаций: Павел Отдельнов пишет торговые центры на окраинах, заправочные станции и автострады. Впрочем, красота, которую художник находит в этих объектах, совсем недавно отметивших собой наше жизненное пространство, далека от поп-артной иронической апологии броской эфемерности настоящего момента. Его полотна
<...>
кажутся не столько знаками настоящего времени, сколько монументами минувшей эпохи. Фабрики без рабочих, торговые центры без покупателей, дороги без машин выглядят руинами современности – но и ничейными землями, открытыми для исследования, покорения, обживания.
Ирина Кулик
,
В октябре 2014 года Отдельнов представил законченную серию на персональной выставке «Внутреннее Дегунино» в
Московском музее современного искусства
. «Внутреннее Дегунино» вошло в список главных арт-проектов 2014 года, составленный редакцией AroundArt, заняло 3-е место в читательском голосовании за лучшую выставку, а в 2015 году было номинировано на «
Премию Кандинского
» в категории «Проект года»
.
Павел Отдельнов пишет на холсте маслом то, мимо чего все привыкли проходить или проезжать как можно быстрее, то есть промзоны, трубы
ТЭЦ
и прочие унылые приметы российского ландшафта. Художник скорее интересуется не формой, а пространством. Он вглядывается в привычный пейзаж, очищает его от всего лишнего, то есть людей и машин, превращая
эстакаду
, уходящую вдаль, в объект, затерянный где-то в холодном космосе.
Александра Шестакова
Репродукция картины «Ковчег» из проекта «Внутреннее Дегунино» в 2014 году была использована в оформлении обложки одноимённого альбома нижегородской музыкальной группы
KernHerbst
, в которой играет брат художника — Леонид Отдельнов
.
ТЦ, 2015
В 2015 году Отдельнов представил проект «ТЦ» (сокр. от
торговый центр
), посвящённый
торговым центрам
, выросшим в спальных районах города в благополучные нулевые годы. Художник изобразил яркие коробки торговых центров, окружённые ветхими
панельными домами
, в виде «
глитчей
» — графических артефактов, вызванных программным сбоем. Для выставки «Блок пространства отдан разуму» в новом крыле
Дома Гоголя
на
Никитском бульваре
Отдельнов расширил проект тотальной инсталляцией, в которой «глитч» был материализован при помощи блоков
LEGO
.
Кроме того, в рамках программы «Расширение пространства. Художественные практики в городской среде», организованной фондом
V-A-C
в поддержку творческого изучения характерных для современной Москвы явлений и феноменов, была представлена трёхмерная визуализация «глитча» как возможного объекта
паблик-арта
: расположенной вблизи
автомобильной дороги
конструкции из ярких композитных блоков, за счёт эффекта
параллакса
выглядящая монолитной с одного ракурса и распадающаяся на составные части при смене точки обзора
.
В ноябре 2016 года на выставке «ТЦ. Время цветных сараев», проходившей в рамках программы '«Не-места» центра
Department of Research Arts
в
казанском
центре современной культуры «Смена», Отдельнов помимо серии картин представил творческий проект
I shop therefore I am
(
англ.
Я покупаю, следовательно, я существую
), посвящённый системе
товарно-денежных отношений
. В рамках проекта художник оформил
банковскую карту
с репродукцией собственной картины, использовал её для получения гонораров за работу и расплачивался ею на протяжении нескольких месяцев, отслеживая весь процесс
.
Пустотные урбанистично-индустриальные
ландшафты
спальных окраин, знакомые по предыдущей серии художника «Внутреннее Дегунино» и ставшие своеобразной визитной карточкой Отдельнова, в новых работах перебиваются пестрыми
пикселями
.
<...>
Пейзажи Отдельнова с их знакомой каждому горожанину фактурой, приглашают зрителя внутрь, в глубину слякотных равнин, среди которых высятся массивы панельных высоток и линии электропередач. Но эта мнимая глубина в холодно-серых тонах тут и там дробится, рассыпается на красочные пиксели, говорящие, что вся видимая реальность иллюзорна. Мы не в Дегунино, мы лишь смотрим «репортаж» оттуда.
Константин Зацепин
Русское нигде, 2020—2021
Проект «Русское нигде» стал продолжением темы «не-мест», начатой Отдельновым в проектах «Внутреннее Дегунино». 2014 и «ТЦ». 2015.
Выставки проекта прошли в
2020 г.
в рамках ярмарки “Cosmoscow”, затем в 2021 г. в галерее «
Триумф
» и в Арт-галерее
Ельцин-центра
(Екатеринбург). В этом проекте Отдельнов довёл до предела приём остранения: серия работ была создана на основе машинных съемок
Яндекс-панорам
и
Google Street View
. Он намеренно выбирал самые банальные и типичные места, которые можно увидеть почти в любом уголке страны.
Павел Отдельнов отдает себе отчет в невозможности непосредственной передачи реальности и применяет разную
оптику
— машинного и коллективного людского интеллекта. Это позволяет его отнести к постконцептуальной традиции. Обращаясь к выключенным из постоянного обращения и обитания ландшафтам, художник утверждает их существование и предлагает определять их через отрицание: эти места есть, но описать и идентифицировать их, даже имея точное изображение, не представляется возможным. Это «нигде», на самом деле, оказывается везде и возникает из пустоты, которая в действительности является главным героем работ Отдельнова.
Марина Бобылева
Рядом с пейзажами Отдельнов поместил объемные светящиеся красные вывески, подобные тем, что используются над входами в магазины. Тексты для вывесок он взял из комментариев в
соцсетях
, в пабликах «Эстетика ебеней», «Берёзка», «Русская смерть» и других в социальной сети
ВКонтакте
.
Проекты-исследования
Промзона, 2015—2020
С 2015 по 2020 год Отдельнов работал над проектом «Промзона». В течение этих лет прошло несколько выставок в рамках проекта: «Доска почёта», 2015 (Ставропольский краевой музей изобразительных искусств), «Территория накопленного ущерба», 2016 (галерея «
Беляево
», Москва), «Белое море. Чёрная дыра», 2016 (ГЦСИ «
Арсенал
», Нижний Новгород), «Руины», 2017 (галерея «
Виктория
», Самара), «Доска почёта», 2017 (экспозиция основного проекта IV Уральской индустриальной биеннале, Екатеринбург), «Химзавод», 2018, (галерея
Futuro
, Нижний Новгород), «Заводские анекдоты», 2018 (Творческий индустриальный кластер «Октава», Тула). В 2019 г. прошла масштабная выставка проекта в
Московском музее современного искусства
на
Петровке
. В 2017 году в рамках церемонии вручения
премии имени Сергея Курёхина
Отдельнов был отмечен специальным призом
Французского института в Санкт-Петербурге
за этот проект и получил 3-месячную поездку в
(фр.)
(
в Париже. В 2020 г. проект был отмечен премией «
Инновация
». В 2021 году «Промзона» оказалась в числе трёх финалистов
премии Кандинского
. В 2022 году проект был показан в Художественном музее Уппсалы, (Швеция).
.
Основой для проекта стала семейная история художника. Три поколения его предков работали на химических предприятиях города Дзержинска. Таким образом семейная история оказалась тесно связанной с историей этих заводов. В ходе работы Отдельнов изучал архивные материалы и местные газеты советского периода, общался с
краеведами
и
экологами
, исследовал территорию промзон, а также территорию бывшего Ворошиловского посёлка.
Задействуя различные медиа —
живопись
,
фотографию
,
видео
,
инсталляцию
,
текст
и
реди-мейд
— он предложил взглянуть на ушедшую эпоху в её историческом и персональном измерении. Выставку дополнили написанные на стенах фрагменты опубликованных воспоминаний рабочих и инженеров Дзержинских заводов, а также фрагменты из книги «Без противогаза не входить!», написанной отцом художника Александром Отдельновым
.
В проект вошли картины, изображающие руины заводов Восточной промзоны города Дзержинска и изображения объектов накопленного экологического ущерба, написанные по
спутниковым снимкам
, серия «Доска почёта» — творческое освоение фотохроники советского времени, взятой из подшивки газет «Дзержинец», «Голос рабочего» и «За доблестный труд», фотографии, документальный фильм об окрестностях Дзержинска и три объекта — фрагмент
шлама
из шламоотстойника и использованные в химическом производстве графитовые стержни, которые местные жители, несмотря на
токсичность
, применяли для отопления домов до конца
1990-х
годов, и кирпичи недостроенного ДК «Рулон», которые под воздействием ветра и агрессивной окружающей среды приобрели округлую форму
.
По словам критика Владимира Дудченко, метод автора с сродни экспедиции, «раскрывающей
Урук
в Междуречье». Он же назвал «Дзержинск Отдельнова» «руиной модернизма как такового» и «утраченным параллельным вариантом будущего».
Дзержинск Отдельнова это не просто эстетически оправданная руина, которую можно меланхолически созерцать, это утраченный параллельный вариант будущего. Отсюда модернистские острые углы в композиции, (см.
Родченко
). Отсюда всматривание в абстрактные пятна отслаивающейся краски и переплетений проводов. Руина
модернизма
как такового — с его масштабом, величием, оптимизмом и абсолютной бесчеловечностью. <...> Павел Отдельнов, изучающий модернизм по его практическим следам — сродни экспедиции, раскапывающей
Урук
в Междуречье. Желания вернуться в те мифические времена не возникает, но щемящее переживание присутствия призраков — в полный рост.
Владимир Дудченко
Искусствовед
Надя Плунгян
и Максим Буров противопоставили интонацию выставки постмодернистской речи от прохладного тона
Владимира Сорокина
, за которым скрыта социальная злость, до
Светланы Алексиевич
, чьи герои выплёскивают свои боль и ужас на читателя.
Работая с форматами документальной выставки и постмодернистской выставки-аттракциона, «Промзона» не является ни тем, ни другим. Это не выставка-исследование, а, скорее, выставка-погружение, которую с постмодернизмом разделяет отказ от самообъективации и наслаждения (чужой) травмой. <...> Материал «Промзоны» — мрачноватая обыденность позднесоветского социального фона. В ней <...> пространство грусти важнее политического послания или правды документа. <...> Спокойная интонация художника во многом противостоит и постмодернистской речи — от прохладного тона Владимира Сорокина, за которым скрыта социальная злость, до Светланы Алексиевич, чьи герои выплескивают свои боль и ужас на читателя. Отдельнову неинтересны ни субверсия, ни гиперреализм, он равно далек от Файбисовича и
Кабакова
. Нередко можно слышать, что источник этой разницы — обезличенность «плохого», «недостаточного» художественного языка 2010-х. Однако суть в другом: 2010-е не взволнованы советским. Они готовы осмыслить травму, но не отождествиться с ней. Не отдаляя от нас голоса свидетелей
XX века
(бабушки, отца, бывшего военнопленного
Клауса Фритцше
), Отдельнов разбирается в том, как они соотносятся с современностью. Задача художника — не остаться в прошлом, поймать момент, в котором советский опыт остается опытом его семьи, но уже не распространяется на него самого.
Максим Буров, Надя Плунгян
Психозойская эра, 2018
В 2018 году параллельно с работой над «Промзоной» Отдельнов развивал экологическую тему в фильме и инсталляции под общим названием «Психозойская эра», посвященную российским резервуарам для утилизации производственных отходов, их влиянию на окружающую среду и жизнедеятельность людей
.
Говённое море, 2019—2020
В 2019 году в проекте «Говённое море» Отдельнов вновь обратился к проблемам окружающей среды.
Отдельнов посвятил проект проблеме утилизации мусора. Художник вместе со своим бытовым мусором выбрасывал
GPS-маячки
, с помощью которых он проследил путь мусора от контейнеров до мусоросортировочных заводов и полигонов бытовых отходов. Отдельнов отправился в путь вслед за маячками и посетил полигоны
ТБО
в
Московской
и
Владимирской области
, а также мусоростортировочные заводы. Результатом этого исследования стал фильм «Мусорное путешествие» 2019, картины «ТКО Александров» 2019, «
ТКО Тимохово
» 2019, а также «ТКО». 2020. Проект впервые был показан осенью
2019 года
на VIII
Московской международной биеннале современного искусства
.
Другой частью авторского исследования стала его работа на одном из мусоросортировочных заводов Москвы. Этому опыту Отдельнов посвятил картину «Сортировка» 2020. Свои наблюдения и разговоры с рабочими он зафиксировал в «Дневнике сортировщика»
.
Звенящий след, 2021
Осенью 2021 года по приглашению команды
Уральской биеннале
Отдельнов создал проект, посвященный истории
атомной промышленности
на
Южном Урале
. Проект экспонировался в бывшем общежитии секретной
Лаборатории «Б»
в поселке Сокол
Челябинской области
. В советской время лаборатория занимались вопросами
радиобиологии
, но на протяжении нескольких десятилетий здание общежития пустовало и ветшало. Отдельнов выстроил экспозицию как музей, альтернативный
краеведческому
. Его экспонаты, помимо написанных для выставки картин — найденные документы и свидетельства, которые вызвали лично у художника сильные переживания. Каждый из 21 зала выставки рассказывает о разных эпизодах истории атомной промышленности: об изобретении
атомной бомбы
,
взрыве 1957 года
на
предприятии Маяк
и ликвидаторах последствий катастрофы, о челябинском радиоактивном следе и погибших деревнях, о секретном языке атомщиков и повседневной жизни закрытых городов, об отравленной речке
Тече
, в которую на в 1949—1952 году были выброшены тяжёлые радиоактивные отходы, а жившие на её берегах люди продолжали использовать воду. Проект имел большой успех среди зрителей и критиков и был признан одним из лучших на биеннале. Несмотря на удаленное расположение, его посетило очень много людей из разных городов России, а по завершении Биеннале было принято решение оставить выставку в Соколе навсегда. С 2022 года экспозиция стала постоянной
.
Рассказ о
ВУРСе
(Восточно-Уральском радиоактивном следе) у человека, выросшего в Дзержинске, звучит по-особенному, как глубоко личная драма, хотя в драматургию грамотно вплетены большие общечеловеческие сюжеты — травма
тоталитаризма
, крах научно-технической и многих других
утопий
,
колонизация
народов и природы, критика
милитаризма
, экологическое беспокойство. И отталкиваясь от картины, картины-руины, картины после живописи, писанной по фотографии и почти выцветшей, так что она порой совсем сливается с фоном облупившейся штукатурки, на котором выставлена, поскольку картина эта не довлеет самой себе и не ограничивается пределами холста, живописец, преодолевший академическую школу, разворачивает полотно в мультимедийную — с текстами,
реди-мейдами
,
энвайронментами
, светом, звуком и даже, кажется, запахом — инсталляцию.
Анна Толстова
2005 —
Холст. Время. Пространство
, Торгово-промышленная палата,
Дзержинск
2006 —
Дорога домой
, Центральный выставочный зал Нижегородского государственного выставочного комплекса, Нижний Новгород
2010—2012 — выставки в рамках перекрёстного года России и Испании (Культурный центр Quinta del Berro, Мадрид; Дом-музей Мигеля де Сервантеса,
Алькала-де-Энарес
; культурный центр «Николас Сальмерон»,
Мадрид
; выставочный зал имени Хуаны Франсэ,
Мадрид
; Каса-де-лос-Пикос,
Сеговия
)
2012 —
Неоновый пейзаж
, галерея «Агентство ArtRu», Москва
2012 —
Otra Cotidianidad
, Centro Ruso de Ciencia y Cultura, Мадрид
2014 —
Первый принцип диалектики
, совместная выставка с Егором Плотниковым, галерея «
Открытый клуб
», Москва
2014 —
No man’s land
, совместная выставка с Юлией Малининой в рамках 4-й Московской международной биеннале молодого искусства, галерея «Гринберг», Москва
2015 —
Доска почёта
, Ставропольский музей изобразительных искусств,
Ставрополь
2015 —
ТЦ
, галерея «Триумф», Москва
2016 —
Территория накопленного ущерба
в Передвижном музее одной картины, галерея «Беляево», Москва
2016 —
Белое море. Чёрная дыра
, Государственный центр современного искусства «
Арсенал
», Нижний Новгород
2016 —
Пустыни. 2002—2017
, галерея «Беляево», Москва
2018 —
Где я буду. Избранные произведения из коллекции Московского музея современного искусства
, Музейный центр «Площадь Мира», Красноярск
2018 —
Искусство и технологии. За и против
. VIII Ташкентская международная биеннале современного искусства, Центральный выставочный зал Академии Художеств Узбекистана,
Ташкент
2022 —
Вещь. Пространство. Человек. Искусство второй половины XX — начала XXI века из собрания Третьяковской галереи
,
Государственная Третьяковская галерея
, Москва
2008 — Медаль
Московского Союза художников
«За произведения высокого художественного уровня и за творческий вклад в развитие изобразительного искусства»
2013 — Премия за интеллектуальные достижения в современном искусстве
«ЛомоносовАрт — 2013»
2013 — Финалист международного конкурса
STRABAG Art Award International
К. Зацепин.
Пространство взгляда : Искусство 2000 — 2010-х годов. Сборник статей. — Самара : Книжное издательство, 2016. — 115 с. —
ISBN 978-5-9909189-4-8
.
Н. Смирнов, К. Светляков.
. —
М.
: Государственная Третьяковская галерея, 2016. — 284 с. —
ISBN 978-5-906550-47-7
.
Е. Коваленко, А. Егоров, А. Ананьев.
Возвращайся домой. Каталог выставки. —
М.
: Институт русского реалистического искусства, 2017. — 176 с. — ISBN 978–5–9909260–1–1.
А. Багдонайте, Д. Замятин, Н. Смирнов.
. — Владивосток : Центр современного искусства «Заря», 2019.
Д. Камышникова, П. Отдельнов, К. Зацепин.
. —
М.
: Триумф, 2019. — 192 с. —
ISBN 978-5-6041668-8-8
.
К. Зацепин.
Поколение XXI : Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина. —
М.
: Государственная Третьяковская галерея, 2020. — 192 с. —
ISBN 978-5-6044419-0-9
.
Daria Mille.
Trajectories of Modernization in Russia: Artists Recalibrating the Sensorium :
[
англ.
]
. — Critical Zones. Observatories for Earthly Politics. — Zentrum für Kunst und Medien Karlsruhe. : MIT Press. Cambridge, Massachusetts, 2020. — С. 374—379. — 560 с. —
ISBN 9780262044455
.
А.М. Харитонова, А.С. Сиренко.
Post Scriptum // Соцреализм. Метаморфозы. Советское искусство 1927—1987. —
М.
: just design, 2021. — С. 202—211. — 224 с. —
ISBN 978-5-6046152-0-1
.
А.С. Яковлев.
Мусор как искусство // Страна отходов : Как мусор захватил Россию и можно ли ее спасти. —
М.
: Individuum, 2021. — 228 с. —
ISBN 978-5-6045889-1-8
.
М. Бобылева, П. Отдельнов, С. Полякова.
. —
М.
: Триумф, 2021. — 78 с. —
ISBN 978-5-6043737-7-4
.
Статьи
П.А. Отдельнов.
// Философические письма. Русско-Европейский диалог. —
М.
: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Международная лаборатория исследований русско-европейского интеллектуального диалога, 2019. — № 2 (4) (декабрь). —
ISSN
. —
doi
:
.
Е.И. Головина.
// Рецензируемый мультиязычный научный журнал Stephanos. —
М.
: Проект филологического факультета
МГУ имени М.В. Ломоносова
, 2019. — № 2 (34) (декабрь). — С. 45—53. — 221 с. —
doi
:
.
Светлана Павлова.
// Радио Свобода. — 2019. — 17 февраля.
Глеб Струнников.
// Уроки истории. ХХ век. — 2019. — 11 февраля.
Aaron James Wedland.
:
[
англ.
]
// The Moscow Times. — 2019. — 19 February.
Kate de Pury.
:
[
англ.
]
// Associated Press. — 2019. — 20 February.
Татьяна Золочевская.
// Rara Avis. — 2019. — 27 февраля.
Елена Чеснокова.
// Батенька, да вы трансформер. — 2019. — 21 марта.
Павел Отдельнов.
// Художественный журнал. —
М.
, 2020. — № №114. — С. 24—29. —
ISSN
.
С.В. Полякова.
// Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. —
М.
: ИНИОН, 2022. — С. 146—164. —
УДК
. —
doi
:
.
П.А. Отдельнов.
:
[
англ.
]
/ Ninna Mörner // Ecological Concerns in Transition: A Comparative Study on Responses to Waste and Environmental Destruction in the Region 2022/2023. — Södertörn University, Centre for Baltic and East European Studies (CBEES), 2023. — March. — С. 59—64. — 222 с. —
ISBN 978-91-85139-14-9
.
Анна Толстова.
: Павел Отдельнов: живопись в расширенном поле // Журнал «Коммерсантъ Weekend» №44. — Коммерсантъ, 2023. — 15 декабря.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 12 сентября 2023.
29 сентября 2023 года.
↑
Анна Толстова.
(неопр.)
. Коммерсантъ (15 декабря 2023). Дата обращения: 16 декабря 2023.
↑
Надя Плунгян.
(неопр.)
. Colta (17 сентября 2018). Дата обращения: 12 сентября 2023.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 20 августа 2016.
13 сентября 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 20 августа 2016.
20 августа 2016 года.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 19 августа 2016.
21 сентября 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 20 августа 2016.
21 августа 2016 года.
↑
Лия Адашевская.
// Диалог искусств : Журнал. — 2015. — Январь (
№ 1
). —
С. 42—45
. —
ISSN
.
14 сентября 2016 года.
Павел Отдельнов.
(неопр.)
. AroundArt (29 января 2014). Дата обращения: 12 сентября 2023.
29 сентября 2023 года.
(неопр.)
. Российский центр науки и культуры в Королевстве Испания (14 февраля 2011). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано из
19 сентября 2016 года.
Павел Отдельнов.
(неопр.)
. otdelnov.com. Дата обращения: 12 сентября 2023.
29 сентября 2023 года.
Михаил Ситников.
(неопр.)
. Artuzel (25 февраля 2021). Дата обращения: 12 сентября 2023.
30 сентября 2023 года.
↑
Максим Калашников.
(неопр.)
.
Московский комсомолец
(27 июля 2016). Дата обращения: 19 августа 2016.
20 августа 2016 года.
Павел Отдельнов.
(неопр.)
. otdelnov.com. Дата обращения: 13 сентября 2023.
29 сентября 2023 года.
↑
Максим Буров, Надя Плунгян.
(неопр.)
. Colta (3 марта 2019). Дата обращения: 18 августа 2022.
29 сентября 2023 года.
(неопр.)
.
Россия — Культура
(16 мая 2012). Дата обращения: 19 августа 2016.
6 октября 2016 года.
↑
Евгения Киселёва.
Мартеновская печь как арт-объект или индустриальная эстетика // Салонъ недвижимости : Журнал. — 2012. —
С. 140—143
. —
ISSN
.
Евгения Киселёва, Павел Никонов.
Комбинат. Ретроспектива : Каталог выставки. —
М.
: Эритаж, 2012. — 56 с.
↑
(неопр.)
. Большая Российская Энциклопедия (19 июля 2022). Дата обращения: 11 сентября 2023.
23 мая 2023 года.
(неопр.)
. Телевидение Новокузнецка (17 марта 2017). Дата обращения: 28 мая 2017.
23 марта 2017 года.
(неопр.)
Livejournal (18 мая 2010).
29 сентября 2023 года.
(неопр.)
. Artinvestment.ru (5 октября 2012). Дата обращения: 19 августа 2016.
20 августа 2016 года.
(неопр.)
. Эксперт. Дата обращения: 28 мая 2017.
Константин Зацепин.
. — Самара: Книжное издательство, 2016. — 120 с.
19 апреля 2021 года.
Иван Располов.
(неопр.)
. m24.ru (23 октября 2014). Дата обращения: 19 августа 2016.
19 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
Lenta.ru
(26 мая 2014). Дата обращения: 19 августа 2016.
16 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
Lenta.ru
(25 мая 2014). Дата обращения: 19 августа 2016.
16 сентября 2016 года.
Жанна Васильева.
(неопр.)
.
Российская газета
(25 июня 2014). Дата обращения: 19 августа 2016.
20 августа 2016 года.
Ольга Кабанова.
(неопр.)
.
Ведомости
(27 июня 2014). Дата обращения: 19 августа 2016.
24 сентября 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 19 августа 2016.
30 июля 2016 года.
Екатерина Положенцева.
(неопр.)
. OilyOil (22 февраля 2015). Дата обращения: 19 августа 2016.
22 августа 2016 года.
Екатерина Положенцева.
(неопр.)
. Сноб (26 мая 2017). Дата обращения: 20 июня 2017.
26 марта 2019 года.
Ирина Кулик.
(неопр.)
. Объединение «Выставочные залы Москвы» (23 мая 2014). Дата обращения: 13 сентября 2023.
29 сентября 2023 года.
Катя Карцева.
(неопр.)
. artandyou (3 июня 2014). Дата обращения: 13 сентября 2023.
29 сентября 2023 года.
Наталия Безрукова.
(неопр.)
. AroundArt (28 октября 2014). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано из
19 мая 2016 года.
Мария Семендяева.
(неопр.)
.
Афиша Воздух
(24 июля 2014). Дата обращения: 19 августа 2016.
28 августа 2016 года.
Сергей Хачатуров.
(неопр.)
. Art Territory (27 июня 2014). Дата обращения: 19 августа 2016.
27 августа 2016 года.
(неопр.)
. AroundArt. Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано из
7 сентября 2016 года.
(неопр.)
. AroundArt (21 января 2015). Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано из
15 июля 2016 года.
(неопр.)
.
Colta.ru
(27 октября 2015). Дата обращения: 19 августа 2016.
22 августа 2016 года.
Дарья Камышникова, Павел Отдельнов.
Mall. —
М.
: Август Борг, 2015. —
500 экз.
(неопр.)
. Коммерсантъ (27 октября 2014). Дата обращения: 13 сентября 2023.
13 мая 2021 года.
Сергей Орлов.
(неопр.)
. Культура в городе. Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано из
2 мая 2016 года.
(неопр.)
. Interview. Дата обращения: 19 августа 2016. Архивировано из
27 августа 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 19 августа 2016.
12 октября 2017 года.
Сергей Бабкин.
(неопр.)
.
Look At Me
(18 ноября 2015). Дата обращения: 19 августа 2016.
6 октября 2016 года.
Сергей Хачатуров.
(неопр.)
. Art territory (16 ноября 2015). Дата обращения: 19 августа 2016.
27 августа 2016 года.
Ирина Кулик.
Mall / Владимир Рыбаков. —
М.
: Август Борг, 2015. —
500 экз.
—
ISBN 978-5-906550-56-9
.
Катерина Чучалина, Александр Буренков, Анна Ильченко, Ольга Стебелева, Денис Столяров.
Расширение пространства. Художественные практики в городской среде. —
М.
: Фонд V-A-C, 2015.
Юлия Шамстудинова.
(неопр.)
. ProKazan.ru (9 ноября 2016). Дата обращения: 28 мая 2017.
22 апреля 2017 года.
Надежда Князева.
(неопр.)
. Эксперт Татарстан (23 ноября 2016). Дата обращения: 28 мая 2017.
4 июля 2017 года.
Константин Зацепин.
(неопр.)
. AroundArt (19 февраля 2016). Дата обращения: 14 июня 2017.
27 июня 2017 года.
М. Бобылева, П. Отдельнов, С. Полякова.
: [
29 сентября 2023
]. —
М.
: Триумф, 2021. — 78 с. —
ISBN 978-5-6043737-7-4
.
(неопр.)
. The Village (4 ноября 2021). Дата обращения: 29 октября 2022.
29 сентября 2023 года.
Михаил Ситников.
(неопр.)
. Арт Узел (25 февраля 2021). Дата обращения: 21 августа 2022.
30 сентября 2023 года.
(неопр.)
. The Village (27 марта 2021). Дата обращения: 21 августа 2021.
21 августа 2022 года.
(неопр.)
. Артгид (27 апреля 2017). Дата обращения: 28 мая 2017.
4 июня 2017 года.
Ребекка Виг Абрахамссон.
(неопр.)
. Uppsala konstmuseum (23 мая 2022). Дата обращения: 13 сентября 2023.
29 сентября 2023 года.
Павел Герасименко.
(неопр.)
. The Art Newspaper (27 апреля 2017). Дата обращения: 28 мая 2017.
20 мая 2019 года.
Елена Минская.
(неопр.)
. Столица Нижний (28 июля 2016). Дата обращения: 19 августа 2016.
2 августа 2016 года.
А.Л. Отдельнов.
: [
29 сентября 2023
]. —
М.
: Триумф, 2019. — 56 с.
Сергей Гуськов.
(неопр.)
.
Colta.ru
(27 июля 2016). Дата обращения: 19 августа 2016.
22 августа 2016 года.
(неопр.)
. Promzona. Дата обращения: 13 сентября 2023.
29 сентября 2023 года.
Сергей Хачатуров.
(неопр.)
. Artterritory (23 октября 2019). Дата обращения: 29 октября 2022.
29 сентября 2023 года.
Алексей Мокроусов.
(неопр.)
. Новая газета (11 ноября 2019). Дата обращения: 21 августа 2022.
29 сентября 2023 года.
Яна Шклярская.
(неопр.)
. Дарвиновский музей (6 апреля 2020). Дата обращения: 22 августа 2022.
29 сентября 2023 года.
Antonio Geusa.
(англ.)
. Artforum (5 января 2022). Дата обращения: 22 августа 2022.
2 декабря 2022 года.
Мария Москвичева.
(неопр.)
. МК (19 октября 2021). Дата обращения: 22 августа 2022.
29 сентября 2023 года.
(неопр.)
. otdelnov.com. Дата обращения: 22 августа 2022.
18 июня 2022 года.
↑
Анна Толстова.
(неопр.)
. Коммерсантъ (15 октября 2021). Дата обращения: 21 августа 2022.
20 мая 2022 года.
(неопр.)
. Управа района Коньково города Москвы (9 февраля 2017). Дата обращения: 14 июня 2017.
7 мая 2018 года.
Талгат Мусагалиев (2017-09-10).
.
Собака.ru
.
из оригинала
27 мая 2018
. Дата обращения:
26 мая 2018
.
Русина Шихатова.
(неопр.)
.
печатная версия журнала «Эксперт»
. expert.ru (14 мая 2018). Дата обращения: 26 мая 2018.
26 мая 2018 года.
↑
Тамара Антия.
(неопр.)
.
Станок
. stanok.space (20 ноября 2018). Дата обращения: 26 декабря 2018.
27 декабря 2018 года.
Kate de Pury.
(неопр.)
. Associated Press (20 февраля 2019). Дата обращения: 28 марта 2019.
28 марта 2019 года.
Светлана Хохрякова (2020-08-26).
.
Московский комсомолец
.
из оригинала
29 августа 2020
. Дата обращения:
30 августа 2020
.
Полина Чесова.
(неопр.)
. ELLE Decoration (11 сентября 2020). Дата обращения: 10 октября 2019.
23 ноября 2020 года.
. 2021-02-11
. Дата обращения:
20 мая 2020
.
.
The Village
. 2021-03-27
. Дата обращения:
20 мая 2022
.
Анна Толстова (2021-10-15).
.
Коммерсант Weekend
.
из оригинала
20 мая 2022
. Дата обращения:
20 мая 2022
.
Мария Зеннстрем (2022-03-31).
.
Aftonblandet
(швед.)
.
из оригинала
20 мая 2022
. Дата обращения:
20 мая 2022
.
Денис Столяров.
.
Pushkin House of London
(неопр.)
.
из оригинала
29 сентября 2023
. Дата обращения:
11 сентября 2023
.
{{
cite news
}}
: Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) (
ссылка
)
(неопр.)
. Gallerix.ru (6 апреля 2017). Дата обращения: 14 июня 2017.
Глеб Ершов (2017-09-21).
.
Arterritory.com
.
из оригинала
27 мая 2018
. Дата обращения:
26 мая 2018
.
Анна Толстова (2019-11-08).
.
Журнал "Коммерсантъ Weekend" №38
. Дата обращения:
30 августа 2020
.
Ирина Литвякова, Артур Князев, София Ковалева, Наиль Фархатдинов, Полина Могилина, Марина Бобылева, Кристина Романова.
(рус.)
. —
М.
: Триумф, 2020. — С. 42, 54, 66. — 220 с. —
ISBN 978-5-6043051-7-1
.
Жанна Васильева (2020-08-09).
.
Российская газета - Федеральный выпуск № 175(8229)
.
из оригинала
22 октября 2020
. Дата обращения:
30 августа 2020
.
Ольга Красуцкая.
Ностальгия по настоящему. Каталог выставки
(рус.)
. —
СПб.
: Своё издательство, 2020. — С. 76–77. — 84 с. —
ISBN 978-5-4386-2128-7
.
Ольга Кабанова (2020-09-25),
,
The Art Newspaper Russia выпуск №85
,
из оригинала
21 октября 2020
, Дата обращения:
10 октября 2020
.
ELLE Decoration
. 2021-01-02.
из оригинала
13 мая 2022
. Дата обращения:
16 декабря 2023
.
Марина Бобылева, Полина Жураковская, Наиль Фархатдинов.
(рус.)
. —
М.
: Музей Москвы, 2020. — С. 18, 46–47. — 239 с. —
ISBN 978-5-6043738-1-1
.
Юлия Крышевич (2021-04-09).
.
ArtУзел
. Дата обращения:
21 мая 2022
.
Ольга Абрамова (2021-05-17).
.
Artterritory
.
из оригинала
20 мая 2022
. Дата обращения:
21 мая 2022
.
Полина Любимова.
(рус.)
. —
М.
: Триумф, 2021. — С. 11, 52–59. — 134 с. —
ISBN 978-5-6046459-8-7
.
Юлия Аксёнова.
(рус.)
. —
М.
: Государственная Третьяковская галерея, 2021. — С. 90–91. — 168 с. —
ISBN 978-5-6043051-7-1
.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 сентября 2023.
29 сентября 2023 года.
(неопр.)
. Rtvcyl.es (1 декабря 2011). Дата обращения: 19 августа 2016.
20 августа 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 19 августа 2016.
5 августа 2019 года.
↑
(неопр.)
(недоступная ссылка —
)
. Дата обращения: 18 июня 2017.
(неопр.)
. Aksenov Family Foundation. Дата обращения: 28 мая 2017.
19 декабря 2016 года.
Максим Калашников.
(неопр.)
. Столица Нижний (8 января 2016). Дата обращения: 28 мая 2017.
14 июня 2017 года.
(неопр.)
.
Премия Кандинского
. Дата обращения: 30 августа 2020.
17 июня 2021 года.