История фотографии
- 1 year ago
- 0
- 0
Дюссельдорфская школа фотографии — направление в художественной фотографии, связанное с изобразительной практикой класса Берндта и Хиллы Бехер в Художественной академии в Дюссельдорфе и ставшее формообразующим направлением в искусстве второй половины XX века. Круг представителей Дюссельдорфской школы принято ограничивать именами Андреаса Гурски , Кандиды Хефер , Томаса Руффа , Томаса Штрута , Эльгера Эссера, Лоренца Бергеса, Йорга Сассе и Акселя Хютте . Дюссельдорфская школа фотографии является одним из наиболее важных явлений современной художественной фотографии и прецедентом современного художественного пространства .
Явление Дюссельдорфской школы фотографии связывают с деятельностью фотографического класса Художественной академии в Дюссельдорфе, руководителями которого с 1976 по 1998 годы были Берндт и Хила Бехер . За годы преподавания Бехеров в Художественной академии, класс закончило 87 учеников . В некоторых случаях понятие школы распространяется на всех выпускников класса — их оценивают как мастеров, имеющих непосредственное отношение к формированию современной фотографической практики. Но, как правило, термин ограничивают именами наиболее известных выпускников, добившихся творческого и коммерческого признания и обозначивших фотографию ключевым элементов современной художественной системы . К этому более узкому кругу представителей Дюссельдорфской школы принято относить Андреаса Гурски , Кандиду Хефер , Томаса Руффа , Томаса Штрута и других мастеров .
Важным обстоятельством в определении Дюссельдорфской школы фотографии является отсутствие унифицированного метода и единых художественных приемов. Каждый мастер исходил из собственной идеологической программы и собственного художественного почерка. Термин Дюссельдорфская школа фотографии не предполагает универсального стилистического единства. Тем не менее, работы мастеров Дюссельдорфской школы обнаруживают целый ряд общих признаков, которые позволяют говорить о школе как о едином явлении . В частности, это перечень визуальных и технических приемов: крупный формат, резкий фокус, компьютерная коррекция предметов (в том числе деталей заднего плана), использование оргстекла, отсутствие ограничивающий рамы . Среди содержательных элементов можно назвать интерес к социальной теме и внимание к изобразительной перспективе . Искусствовед отмечает, что в случае с Дюссельдорфской школой фотографии их можно рассматривать как инструмент создания символического или мифологического пространства .
Дюссельдорфская школа фотографии и Художественная академия в Дюссельдорфе — явления, которые не следует смешивать. Художественная академия была и остается важнейшей институцией в сфере искусств. Дюссельдорфская школа фотографии — явление, сформировавшееся в ее рамках.
Специфика Художественной академии в Дюссельдорфе оказала воздействие на формирование Дюссельдорфской школы фотографии . Получившая художественную основу в эпоху романтизма в первой половине XIX века Академия художеств в Дюссельдорфе сохранила радикальный взгляд на искусство . Первыми директорами академии были Петер Йозеф фон Корнелиус (1819—1824) и Вильгельм фон Шадов (1826—1859). В cередине XX столетия преподавателями и выпускниками Академии были такие мастера как Йозеф Бойс , Герхард Рихтер , Зигмар Польке , Ансельм Кифер , Маркус Люперц . Атмосфера Художественной академии была тем идеологическим и художественным ландшафтом, на фоне которого формировалась фотографическая школа .
Дюссельдорфская школа фотографии продолжала традицию Художественной академии и опровергала ее. Фотографическая школа сохранила традицию романтической панорамы или вида , но придала ему иной характер и значение (например, в работе Андреаса Гурски, Рейн II , 1999 ). Фотографическая школа сохранила интерес к темам социального и мифологического , но представила их менее радикальными, конфликтными и абстрактными , нежели живописцы или монументалисты Художественной академии в Дюссельдорфе ( Рихтер , Кифер , Люперц ).
Художественную систему Дюссельдорфской школы фотографии принято связывать с идеологией Нового ви́дения . Речь не только о художественных и визуальных приемах, но и об использовании самой идеологии нового и обращении в нестандартным фотографическим техникам как таковым. (В случае с Дюссельдорфской школы фотографии речь шла об использовании техник компьютерной обработки.)
В предметных фотографиях Берндта и Хилы Бехер, равно как и в фотографиях их учеников — Андреаса Гурски, Кандиды Хефер, Томаса Руффа принято усматривать влияние Августа Зандера и Карла Блоссфельда , а также представителей группы F/64 Анселя Адамса и Эдварда Вестона . Одним из важнейших мастеров, работы которого рассматривают как условную параллель снимков мастеров Дюссельдорфской школы , можно называть фотографии Эжена Атже . Отчасти его кадры предвосхищают предметное фронтальное построение кадра, получившее широкое распространение как на снимках Берндта и Хилы Бехер, так и других представителей Дюссельдорфской школы фотографии (Гурски, Хефер, Сассе и т. д.) .
Дюссельдорфская школа фотографии представляет собой специфическое направление. Изначально речь шла о локальном явлении — фотографическом классе академии в Дюссельдорфе: учениках, получивших образование на курсе Берндта и Хилы Бехер. Тем не менее Дюссельдорфскую школу фотографии можно считать создателями изобразительной стратегии и творческой практики, которая положена в основу современной фотографии . Дюссельдорфская школа фотографии позволяет рассматривать фотографию не только документом или пикториальной зарисовкой, но и инструментом современного художественного пространства .