Interested Article - Зацепин, Константин Александрович

Константи́н Алекса́ндрович Заце́пин (род. 28 октября 1980 , Самара ) — куратор , арт-критик , литературовед , член Ассоциации искусствоведов.

Биография

В 2003 году окончил филологический факультет Самарского государственного университета (2003), в 2006 году — аспирантуру аспирантура СамГУ. кандидат филологических наук , защитил диссертацию на тему « Эссе как коммуникативная форма: проблемы чтения (на материале современной эссеистики (научный руководитель — проф. ) .

С 2003 по 2005 работал корреспондентом газеты « Самарское обозрение » . В период 2007—2011 корреспондент 1-й категории ГТРК «Самара» .

В 2010 - 2014 годах — участник арт-группы «Лаборатория» (совместно с Владимиром Логутовым , Андреем Сяйлевым , Ильёй Саморуковым и Олегом Елагиным , Александром Лашманкиным) , которая вошла в историю самарского искусства в частности перформансом «Сообщение» 2010 . Данная группа сформулировала критерии оценки произведения современного искусства .

В 2011-2016-м — заместитель директора по развитию Самарского областного художественного музея . За время работы Зацепина в должности замдиректора Художественный музей вошел в пятерку самых посещаемых региональных музеев страны . Помимо коммерческих проектов, таких как выставки Пиросмани , Пикассо , Дали , Уорхола и других , Зацепин промоутировал современное искусство и принимал участие в становлении масштабных городских акций « Ночь музеев » и « Ночь искусств » .

В 2014 выступил идеологом и организатором Ледовой биеннале . Это событие подаволась под несколькими названиями: Первая самарская ледовая биеннале, Первая фейсбук-биеннале, Первая инстаграм-биеннале, главное из которых всё же — проект «ЛЕД». Константин Зацепин обозначил идею мероприятия как «переозначивание пространства, маркирование ландшафта реки как места художественного производства» .

В 2014 году совместно с Ильей Саморуковым разрабатывал концепцию Музея рок-н-ролла ZVEZDA ( Самара ). Музей планировалось открыть в 2015—2016 годы .

В 2015 году выпустил составителем и литературным редактором сборника статей «Анатомия художественной среды. Локальные опыты и практики» , который едва ли не впервые описывает, как развивается современное искусство в крупных городах России: откуда берутся художники и как строятся их отношения со зрителем, на что живут галереи и центры и каково это — быть «агентами перемен» в провинции.

В декабре 2017 году выступил модератором дискуссии «Выставка как произведение искусства» в Винтажном зале ЦСИ Винзавод . Обсуждение состоялось в рамках выставки Владимира Логутова «Следующий уровень» . Участниками дискуссии стали: Владимир Логутов , Екатерина Иноземцева, Сергей Хачатуров, Владимир Потапов .

В 2017 году вошел в топ 50 журнала Собака.ru «Самые знаменитые люди Самары и Тольятти» в номинации «искусство» .

В 2017 году выпустил книгу «Пространства взгляда. Искусство 2000—2010-х годов», которая попала в премии имени Сергея Курехина в номинации «Лучший текст о современном искусстве» .

В 2017 году приглашен как участник первого московского триеннале современного искусства .

В настоящее время — научный сотрудник Средневолжского филиала Государственного центра современного искусства в составе Росизо .

Автор публикаций о современном искусстве и литературе в « Художественном журнале », « Новом литературном обозрении » , журнале «ДИ» и др. Публиковал статьи о литературе и кино в газете «Cine Fantom Week», журнале «Russian art in translation», специализированных научных изданиях . Арт-критик в самарском журнале «Город» , также освещает для самарских СМИ события Венецианского биеннале .

Редактор-составитель сборника «Анатомия художественной среды» ( 2015 ), автор книги «Пространства взгляда» ( 2016 ) .

Номинант VIII Всероссийского конкурса современного визуального искусства «Инновация» в номинации «Региональный проект» за выставочный проект «Течения: Самарский авангард 1960—2012» (совместно с М.Савченко, В.Логутовым, И.Сульдиным, А. и О.Филимоновыми).

Живёт и работает в Самаре .

Профессиональная деятельность

Авторитетный и признанный художественным сообществом критик самарского современного искусства .В прессе был назван «катализатором самарского искусства» .

Сфера научных интересов:

Избранные публикации, теле-, радиопередачи

  • Пресыщенные будут завидовать голодным? (совместно с Нелей Коржовой) // Художественный журнал / Moscow art magazine. № 101. 2017
  • Непостоянство памяти. О «Руинах» Павла Отдельнова//Цирк «Олимп»+TV № 26 (59), 2017
  • Взгляд белого куба. Владимир Логутов на «Винзаводе»//Colta.ru, 7 декабря 2017
  • «Тело экрана»//aroundart.ru 19 Фев 2016
  • Погружение в поверхность//aroundart.ru 22 Апр 2016
  • «Пространство взгляда. Искусство 2000—2010-х годов. Сборник статей» — Самара, ООО Книжное издательство, 2016, 120с .

«Испытывая непрерывные деформации, картина играет роль ловушки для зрительского взгляда, акцентируя его место в экспозиционном зале. Это место центрального объекта, выставляемого напоказ. Улавливать взгляд и, проводя его сквозь череду все новых метаморфоз, обращать на самого себя — такова, возможно, ключевая цель, которой живёт современная картина, раз за разом переживая собственное развоплощение» — Константин Зацепин. «Пространство взгляда. Искусство 2000—2010-х годов»

  • Самарское визуальное бессознательное//Свежая газета. Культура, № 24 (102) 2016
  • Анатомия художественной среды. Локальные опыты и практики. Сборник статей. Самара, 2015 (составитель и литературный редактор)
  • Взгляд из нулевой точки // Диалог искусств. № 2, 2015. С. 128
  • Незавершенное искусство // aroundart.ru, 2015 .
  • Пространственные модели в беспредметном искусстве нулевых // Вестник современного искусства "Цирк «Олимп», № 14 (47), 2014
  • Производство контекста. Опыт уплотнения среды (совместно с И. Саморуковым и В. Логутовым ) // Художественный журнал / Moscow art magazine. № 89. 2013
  • О критериях оценки произведения современного искусства: первые тезисы // Вестник современного искусства "Цирк «Олимп», № 7 (40). 2013;
  • От художников — художникам // Художественный журнал / Moscow art magazine. № 86-87. 2013 ;
  • Volga psychogeography (with I.Samorukov, V.Logutov, A.Lashmankin) // The Way of Enthusiasts, Italy, 2013;
2013 Самарский литературный музей. Фестиваль «Мир. Текст: пять способов выйти на свободу»
Константин Зацепин и Олег Елагин. 2013 Самарский литературный музей. Фестиваль «Мир. Текст: пять способов выйти на свободу»
  • Роман Коржов. Андрей Сяйлев // Искусство против географии. Каталог выставки. Пермь, 2013;
  • Каталог выставки «Течения: Самарский авангард 1960—2012», Самара, 2013;
  • Глубина плоскости. Оптические модели в творчестве Н. и Р. Коржовых // Вестник современного искусства «Цирк „Олимп“, № 5 (38). 2012;
  • Актуальное искусство Самары. Каталог (совместно с И. Саморуковым). Самара, 2011.
  • Эссе: от философии к литературе // Новое литературное обозрение. № 104, 2010 .
  • Современное искусство как прием // Художественный журнал / Moscow art magazine. № 75-76. 2010 .
  • Письмо-лабиринт. Траектории чтения // TextОnly, Вып. 27. 2008 .
  • Рефлексирующее зрение. О работах Владимира Логутова // Cine Fantom Week. № 14/123, 2007.
  • Радикализация литературности как формула автономии: о двух современных эссе // TextОnly, Вып. 21. 2007

Конференции (доклады) последних лет

  • третья сессия „Локальных историй искусства“ — серии конференций о художественных сценах в регионах России в рамках Триеннале российского современного искусства. Сессия посвящена современному искусству Саратова, Тольятти, Самары и Нижнего Новгорода. Музей современного искусства „Гараж“, Москва, 2017
  • Пространственные модели в беспредметном искусстве нулевых», лекция в рамках образовательной программы галереи «Виктория», Самара, 2014;
  • «Критерии оценки произведения современного искусства», лекция в рамках выставки «Искусство против географии», Музей PERMM, Пермь, 2013;
  • «Художественный музей как субъект культурной политики региона», доклад в рамках круглого стола «Современный музей: хранилище времени или штаб по модернизации», СОХМ, 2011;
  • «Художественный язык концептуализма», лекция в рамках «Школы современного искусства В.Логутова», галерея «Арт-пропаганда», 2009
  • «Новая работа» В.Логутова, выступление в рамках проекта «Принуждение к интерпретации», Литературный музей им. Горького, Самара, 2008.

Кураторская деятельность

  • Итоговая выставка проекта «Волга. Ноль» (ТЦ «Гудок», Самара), 2017 (совместно с Нелей Коржовой)
  • Персональная выставка Александра Веревкина «Точка становится пятном», СОИКМ им. Алабина, Самара, 2017 (совместно с Нелей Коржовой)
  • Персональная выставка Алисы Николаевой «No time no matter» СОИКМ им. Алабина, Самара,2017 (совместно с Нелей Коржовой)
  • Персональная выставка Максима Шабалина «Эффект экрана» СОИКМ им. Алабина, Самара, 2017 .(совместно с Нелей Коржовой)
  • Выставка Дмитрия Кадынцева «Где меня нет» СОИКМ им. Алабина, Самара,2017.(совместно с Нелей Коржовой)
  • Выставка Евгения Юдакова «Из металла» СОИКМ им. Алабина, Самара, 2017.(совместно с Нелей Коржовой)
  • Персональная выставка Р. и Н. Коржовых «Экран картин», СОИКМ им. Алабина, Самара, 2016 (совместно с Нелей Коржовой)
  • Выставка Марии Крючковой «Новая папка. Поврежденный файл» Авторская презентация. СОИКМ им. Алабина, Самара, 2016.(совместно с Нелей Коржовой)
  • Выставка Михаила Лёзина «Элементарные частицы» СОИКМ им. Алабина, Самара, 2016 .(совместно с Нелей Коржовой)
  • Выставка Ивана Ключникова «Все, чего я не знаю об абстрактном искусстве» СОИКМ им. Алабина, Самара, 2016 .(совместно с Нелей Коржовой)
  • Выставка Олега Захаркина «Смотреть до конца» СОИКМ им. Алабина, Самара, 2016.(совместно с Нелей Коржовой)
  • Выставка Антона Валанса «Ветер, меняющий направление» СОИКМ им. Алабина, Самара, 2016.(совместно с Нелей Коржовой)
  • Выставка российских художников ХХ-XXI вв. «От утопии к игре. Классики российского андеграунда в коллекции СОХМ». СОХМ, 2015 .
  • Программа «Волга. Ноль» (совместно с Н. Коржовой), Средневолжский филиал ГЦСИ, 2015.
  • Персональная выставка В. Логутова «Альтернативные пространства» // отдел современного искусства Тольяттинского художественного музея, Тольятти, 2014 .
  • Персональная выставка Р. и Н. Коржовых «Потом — ничего», Арт-центр, Самара, 2014;
  • Групповой проект-перформанс самарских художников «ЛЁД», Самара, 2014 ;
  • Выставка самарских художников XIX—XXI вв. «Символы места. Опыт локальной художественной психогеографии». СОХМ, 2013 ;
  • Персональная выставка Олега Елагина «Без живописи. Digital art», Арт-центр, Самара, 2013;
  • Персональная выставка Е. Бугаева «Эйдетические этюды», СОХМ, 2012;
  • Выставка самарских художников XIX—XXI вв. «Течения. Самарский авангард 1960—2012» (совместно с В. Логутовым), СОИКМ им. Алабина, 2012 ;
  • Выставка советского искусства из фондов СОХМ «Образ женщины в советском искусстве» (совместно с Т.Петровой), СОХМ, 2012;
  • Персональная выставка А. Сяйлева «Читать / рисовать», СОХМ, 2011 ;
  • Выставка современных самарских художников «+3», СОХМ, 2011 .

Лекции

2013

Лекция «Критерии оценки произведения современного искусства» ( Галерея «ВИКТОРИЯ» , Самара )

2014

Лекция «Пространственные модели в беспредметном искусстве нулевых» (Галерия « Виктория », Самара).

2017

— Цикл лекций в рамках образовательной программы «Пространства взгляда» Средневолжского филиала ГЦСИ и при поддержке галереи « Виктория ». посвященный картине как медиуму современного искусства .

Лекция № 1. «Развоплощенная картина»

Лекция № 2. «Энигматический пейзаж»

Лекция № 3. «Пространственные модели в беспредметном искусстве нулевых»

— Лекция «Развоплощенная картина». Лекция по книге К. Зацепина «Пространства взгляда» (2016). Прочитана 17 марта 2017 года в мастерских Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина в центре «Правда» .

— Лекция «Среднерусский дзен, Волга и созерцательность. О специфике художественного контекста средневолжского региона». ГЦСИ, Москва , 2017

Премии и награды

Цитаты

Самарскому искусству в данный конкретный момент не хватает многого: большинство наших значимых художников уехали из города, а новые пока если и появляются, то быстро исчезают кто куда .

Личная жизнь

— супруга — Светлана Зацепина, филолог , преподаватель , фотохудожник .

— дочь — Александра

Библиография

  1. Анатомия художественной среды. Локальные опыты и практики. Сборник статей. / составитель и литературный редактор — Константин Зацепин; авторы текстов: Лесли Асланова; Эльдар Ганеев, Степан Субботин, Василий Субботин, Евгений Римкевич; Илья Долгов ; Константин Зацепин; Владимир Логутов ; Алексей Мартинс; Владимир Селезнев. — Самара: Медиа-Книга, 2015. — 88 с. — ISBN 978-5-9907071-8-4 .
  2. / Зацепин К., Саморуков И.. — Самара: Администрация г.о. Самара, 2011. — С. 24. — 40 с.

Примечания

  1. . Российская государственная библиотека . Дата обращения: 2 февраля 2018.
  2. . Ассоциация искусствоведов. Дата обращения: 2 февраля 2018. 14 декабря 2016 года.
  3. Логотип YouTube
  4. Владимир Стасов. . Большая Деревня (24 июня 2016). Дата обращения: 21 февраля 2018. (недоступная ссылка)
  5. . Цирк «Олимп» TV (7 апреля 2013). Дата обращения: 21 февраля 2018. 20 апреля 2018 года.
  6. Телеканал Диалог ТВ. (30 апреля 2015). Дата обращения: 21 февраля 2018.
  7. Мария Колесникова. . Волга Ньюс (7 февраля 2011). Дата обращения: 21 февраля 2018. 30 сентября 2020 года.
  8. Андрей Рымарь. . Волга Ньюс (26 января 2012). Дата обращения: 21 февраля 2018.
  9. Телерадиокомпания «Губерния». (10 июля 2015). Дата обращения: 6 февраля 2018.
  10. . Большая Деревня (30 июня 2016). Дата обращения: 11 января 2018.
  11. . Cloud Cafe. Дата обращения: 13 января 2018. 19 октября 2019 года.
  12. Андрей Рымарь. . Волга Ньюс. Дата обращения: 21 февраля 2018.
  13. . Большая Деревня (20 июля 2016). Дата обращения: 21 февраля 2018.
  14. Данила Телегин, Георгий Портнов, Маша Диц. . Волга Ньюс (9 февраля 2011). Дата обращения: 21 февраля 2018. 7 октября 2018 года.
  15. Маша Диц, Андрей Рымарь. . Волга Ньюс (24 февраля 2011). Дата обращения: 21 февраля 2018.
  16. . Большая Деревня (11 июля 2016). Дата обращения: 21 февраля 2018.
  17. Дмитрий Жиляев. . Большая Деревня (5 ноября 2015). Дата обращения: 21 февраля 2018.
  18. Илья Саморуков. . Большая Деревня (21 марта 2015). Дата обращения: 21 февраля 2018. 11 апреля 2020 года.
  19. Сергей Баландин . . Засекин.РУ (20 февраля 2014). Дата обращения: 21 февраля 2018. 25 июня 2018 года.
  20. Анастасия Альбокринова. . Aroundart.ru (25 февраля 2014). Дата обращения: 21 февраля 2018. Архивировано из 25 июня 2018 года.
  21. Армен Арутюнов. . Волжская коммуна (24 июня 2014). Дата обращения: 21 февраля 2018. 26 июня 2014 года.
  22. . www.trkterra.ru (23 июня 2014). Дата обращения: 21 февраля 2018. Архивировано из 21 декабря 2016 года.
  23. . Большая Деревня. Дата обращения: 11 января 2018.
  24. Студия Владимира Логутова. (11 декабря 2017). Дата обращения: 21 февраля 2018.
  25. . Винзавод . Дата обращения: 21 февраля 2018. 5 марта 2018 года.
  26. . Собака.ru . Дата обращения: 21 февраля 2018. Архивировано из 9 февраля 2018 года.
  27. . СамКульт (14 февраля 2017). Дата обращения: 23 февраля 2018. 20 февраля 2018 года.
  28. Константин Зацепин. . Новое литературное обозрение . Дата обращения: 22 февраля 2018. Архивировано из 12 апреля 2017 года.
  29. Константин Зацепин. // TextOnly.ru. — 2008. — Март ( № 27 ). 7 июля 2017 года.
  30. . СамКульт (19 июня 2015). Дата обращения: 22 февраля 2018. 27 декабря 2017 года.
  31. СамКульт (12 мая 2017). Дата обращения: 22 февраля 2018. 2 мая 2018 года.
  32. . cultobzor.ru (22 января 2017). Дата обращения: 22 февраля 2018. 23 января 2017 года.
  33. . Триеннале российского современного искусства. Дата обращения: 22 февраля 2018. 16 февраля 2018 года.
  34. Константин Зацепин. . Большая Деревня (16 июля 2015). Дата обращения: 22 февраля 2018.
  35. Ксения Аитова. . Волга Ньюс (16 декабря 2010). Дата обращения: 25 января 2018.
  36. Константин Зацепин, Неля Коржова. // Художественный журнал . — 2017. — № 101 . 21 февраля 2018 года.
  37. Константин Зацепин. Непостоянство памяти. О «Руинах» Павла Отдельнова // Цирк «Олимп» + TV. — 2017. — 6 октября ( № 26 (59) ).
  38. Константин Зацепин. . Colta.ru (7 декабря 2017). Дата обращения: 22 февраля 2018. 13 января 2018 года.
  39. Константин Зацепин. . Aroundart.ru (19 февраля 2016). Дата обращения: 22 февраля 2018. Архивировано из 23 ноября 2017 года.
  40. Константин Зацепин. . Aroundart.ru (22 апреля 2016). Дата обращения: 1 марта 2018. 21 февраля 2018 года.
  41. Павел Отдельнов. . otdelnov.com. Дата обращения: 22 февраля 2018. 23 февраля 2018 года.
  42. Константин Зацепин. . СамКульт (6 сентября 2016). Дата обращения: 13 января 2018. 28 декабря 2017 года.
  43. Константин Зацепин. // Цирк «Олимп» + TV. — 2014. — 20 октября ( № 14 (47) ). 19 сентября 2020 года.
  44. Константин Зацепин. . Aroundart.ru (20 января 2015). Дата обращения: 2 марта 2018. Архивировано из 6 декабря 2017 года.
  45. Константин Зацепин. // Цирк «Олимп» + TV. — 2014. — 8 сентября ( № 14 (47) ). 7 марта 2021 года.
  46. Олег Елагин, Александр Лашманкин, Андрей Сяйлев, Константин Зацепин, Илья Саморуков, Владимир Логутов. // Художественный журнал . — 2013. — № 89 . 24 января 2018 года.
  47. Константин Зацепин. // Художественный журнал . — 2012. — № 86—87 . 23 декабря 2017 года.
  48. Константин Зацепин. // Художественный журнал . — 2010. — № 75—76 . 21 января 2018 года.
  49. Константин Зацепин. // TextOnly.ru. — 2007. — Январь ( № 21 ). 5 апреля 2016 года.
  50. . ВМузее.ru (31 марта 2017). Дата обращения: 1 марта 2018.
  51. . Волжская коммуна (31-10-17). Дата обращения: 2 марта 2018. 14 марта 2018 года.
  52. . Colta.ru (24 октября 2017). Дата обращения: 2 марта 2018. 5 марта 2018 года.
  53. Илья Саморуков. // Свежая газета. Культура. — 2017. — № 18 (126) . 19 декабря 2017 года.
  54. . Большая Деревня (23 октября 2017). Дата обращения: 2 марта 2018. 20 апреля 2020 года.
  55. Ксения Аитова, Армен Арутюнов, Ксения Гаранина. . Волга Ньюс (29 декабря 2017). Дата обращения: 2 марта 2018. 3 марта 2018 года.
  56. . samara.arttube.ru. Дата обращения: 2 марта 2018. (недоступная ссылка)
  57. . samara.arttube.ru. Дата обращения: 2 марта 2018. (недоступная ссылка)
  58. . Большая Деревня (11 апреля 2017). Дата обращения: 2 марта 2018.
  59. . Волжская коммуна (11 апреля 2017). Дата обращения: 2 марта 2018. 15 июня 2017 года.
  60. . Государственный центр современного искусства - Самара. Дата обращения: 2 марта 2018. 7 июля 2017 года.
  61. Анастасия Изюмская. . Волга Ньюс. Дата обращения: 23 января 2018. 7 сентября 2017 года.
  62. Елена Гремилова. . 63.ру (1 декабря 2016). Дата обращения: 2 марта 2018.
  63. . Государственный центр современного искусства . Дата обращения: 2 марта 2018. 7 июля 2017 года.
  64. Константин Зацепин. . Большая Деревня (10 ноября 2016). Дата обращения: 2 марта 2018.
  65. . Лента новостей Самары (14 июля 2015). Дата обращения: 2 марта 2018. 3 марта 2017 года.
  66. . Aroundart.org (20 июля 2015). Дата обращения: 2 марта 2018. 3 марта 2018 года.
  67. . Самарский областной художественный музей . Дата обращения: 2 марта 2018. 14 февраля 2018 года.
  68. . Тольяттинский художественный музей . Дата обращения: 2 марта 2018. 14 января 2018 года.
  69. . Собака.ru . Дата обращения: 2 марта 2018. 30 апреля 2017 года.
  70. Анастасия Альбокринова. . Aroundart.org (25 февраля 2014). Дата обращения: 2 марта 2018. 2 января 2020 года.
  71. Галина Рябчук, Константин Зацепин, Татьяна Петрова. . Ассоциация искусствоведов. Дата обращения: 2 марта 2018.
  72. Анастасия Изюмская, Евгений Кладовой. . Волга Ньюс (18 февраля 2013). Дата обращения: 26 января 2018.
  73. . Самарский областной художественный музей . Дата обращения: 2 марта 2018.
  74. . Самарская газета (18 мая 2011). Дата обращения: 2 марта 2018.
  75. . Самарский областной художественный музей . Дата обращения: 2 марта 2018. 11 декабря 2017 года.
  76. Мария Колесникова. . Волга Ньюс (24 февраля 2011). Дата обращения: 2 марта 2018.
  77. Мария Колесникова, Андрей Рымарь. . Волга Ньюс (9 марта 2011). Дата обращения: 2 марта 2018.
  78. Логотип YouTube
  79. Логотип YouTube
  80. . samara.arttube.ru. Дата обращения: 2 марта 2018. (недоступная ссылка)
  81. Логотип YouTube
  82. Анастасия Изюмская. . Волга Ньюс (1 сентября 2017). Дата обращения: 2 марта 2018. 26 сентября 2017 года.
  83. . Самарский областной художественный музей . Дата обращения: 2 марта 2018. 29 октября 2016 года.
Источник —

Same as Зацепин, Константин Александрович