Нордхаген, Пер Йонас
- 1 year ago
- 0
- 0
Марыля Йонас (также Maryla Jonas , польск. Maryla Jonasówna ; 31 мая 1911 Варшава — 3 июля 1959 Нью-Йорк ) — польская пианистка еврейского происхождения, лауреат 2-го Международного конкурса пианистов им. Фредерика Шопена в Варшаве .
Родилась в многодетной семье польских евреев доктора Станислава Ионаса и Регины Барской . Увлекшись игрой на фортепиано и будучи талантливой в этой области, начала учиться игре на этом инструменте в детстве, сначала у Влодзимежа Оберфельта. В возрасте восьми лет дебютировала на первом публичном концерте с оркестром под управлением Эмиля Млынарского , где была признана «вундеркиндом» . Затем, одиннадцатилетней девочкой, в 1922 году она была принята в Варшавскую консерваторию (класс Юзефа Турчинского ) . В 12 лет впервые выступила на симфоническом утреннике в Варшавской филармонии .
За свою карьеру приняла участие в нескольких конкурсах пианистов, в том числе в двух конкурсах имени Шопена в Варшаве . Готовясь выступить на конкурсе Шопена, она поехала в Морж на консультации по игре на фортепиано к Игнатию Яну Падеревскому , а затем в Вену к Эмилю фон Зауэру .
В 1927 году выступила одной из самых юных участниц 1-го Международного конкурса пианистов им. Фредерика Шопена, но выбыла после отборочного тура, не дойдя до финала. Пять лет спустя, в 1932 году, она получила звание лауреата на 2-м конкурсе имени Шопена. Кроме того, она приняла участие в Международном конкурсе пианистов им. Бетховена в Вене (1933), где она получила отличие, и в конкурсе им. Эжена Изаи в Брюсселе (1938 г.) . Выступала во многих европейских странах, в том числе в Германии , Франции , Нидерландах , Дании и Швеции . В период 1927—1928 годов выступала на Моцартовских фестивалях в Байройте и Зальцбурге .
Перед началом Второй мировой войны часто давала концерты в Польше, в том числе в Варшавской филармонии, где среди прочего она сыграла Концерт для фортепиано с оркестром № 1 ми минор Хенрика Мельцера-Щавиньского , Партиту для фортепиано с оркестром Альфредо Казеллы . В то время она впервые вышла замуж за известного польского криминалиста . Она часто выступала на сольных концертах с разнообразным репертуаром . На Польском радио ее можно было услышать в трансляциях шопеновских концертов .
В первые несколько месяцев Второй мировой войны Марыля Йонас потеряла родителей, мужа и двух братьев, вскоре была арестована гестапо и заключена под стражу . После семи месяцев заключения один из немецких офицеров, слышавший ее игру на концерте, освободил ее и посоветовал идти в посольство Бразилии в Берлине , куда она дошла — пешком — через несколько недель . После того как сотрудники посольства изготовили ей фальшивые документы, она отправилась на пересадочный пункт в Лиссабоне , откуда отправилась в Южную Америку , достигнув Рио-де-Жанейро в Бразилии в 1940 году .
Находясь в тяжелом положении после поездки (физическое и психическое истощение), лечилась в санатории. Ключевым моментом в ее дальнейшей жизни стала встреча в 1940 году с приехавшим на серию сольных концертов выдающимся пианистом-виртуозом Артуром Рубинштейном , который помог ей вернуться к активной творческой жизни. 30 июня 1940 года она дала свой первый после приезда в Южную Америку концерт в Рио-де-Жанейро . В последующие годы она много раз выступала в Рио-де-Жанейро и Буэнос-Айресе , а также в некоторых других странах Латинской Америки . Затем она решила попробовать свои силы в США , где 25 февраля 1946 года выступила в Карнеги-холле в Нью-Йорке в своём первом организованном концерте после окончания войны, который проходил при небольшой аудитории. Её талант заметили только музыкальные критики и журналисты. Джером Д. Бом, музыкальный критик The Herald Tribune , написал в то время лестный отзыв о ней .
Через несколько недель (30 марта) для нее был организован еще один концерт в Нью-Йорке (Карнеги-холл), в котором она имела большой успех, как в артистическом плане, так и по посещаемости . Затем, 10 октября 1946 года, она выступила с Нью-Йоркским филармоническим оркестром под управлением Артура Родзинского , а затем выступила в других американских концертных залах, в том числе в Чикаго , Филадельфии , Цинциннати и Далласе и в Канаде .
В 1946 году вышла замуж во второй раз за врача- эндокринолога Эрнеста Г. Абрахама .
Во время одного из своих концертов в 1951 году она потеряла сознание и с тех пор значительно снизила темп своей артистической жизни. Обследование, проведенное вскоре в 1952 году, показало, что это результат редкого заболевания крови . В то время она гастролировала лишь эпизодически, дав несколько концертов . 1 декабря 1956 года она выступила, как оказалось, последний раз с публичным концертом в нью-йоркском Карнеги-холле, с программой из произведений Вольфганга Амадея Моцарта и Фредерика Шопена , но из-за состояния здоровья пропустила некоторые из запланированных произведения и последний Полонез фа-диез минор соч. 44 Шопена сыграла лишь частично, прервав исполнение .
Умерла 3 июля 1959 года в Нью-Йорке в результате продолжительной, прогрессирующей и изнурительной болезни .
В ее репертуаре произведения, в том числе Фридерик Шопен , Роберт Шуман , Хенрик Мельцер-Щавинский , Георг Фридрих Гендель или Франц Шуберт . Она записала несколько альбомов для лейбла Columbia Records .
Альбомы |
||
Год | Заголовок | Издатель |
1948 г. | Columbia Records | |
1950 г. | ||
1952 г. | ||
1955 г. | ||
2000 г. | Pearl | |
2017 | Sony | |