Премия Совета Министров СССР
- 1 year ago
- 0
- 0
«Чирчубёвурские скамьи» ( фар. Kirkjubøstólarnir ) — резные деревянные детали различных предметов церковного интерьера, найденные в церкви святого Олафа в деревне Чирчубёвур на Фарерских островах . Изготовлены в первой половине XV века. С 1875 по 2002 год хранились в национальном музее Дании , затем были возвращены на Фарерские острова и выставлены в .
«Скамьи» представляют собой набор из 18 сосновых деталей различных предметов интерьера католического храма. Две из них являются деталями , остальные, вероятно, выполняли функцию торцов церковных скамей, аналоя и трона епископа .
Две скамьи выполнены в простой манере и лишены изображений. Остальные шестнадцать представляют собой высококачественные и нетривиальные деревянные скульптуры с изображениями религиозной тематики. На одиннадцати из них представлены апостолы : Павел , Пётр , Иоанн , Иаков , Фома , Иуда Фаддей , Андрей , Варфоломей , Матфей и два неопознанных апостола . На трёх других изображены библейские персонажи и мотивы: Иоанн Креститель , Богородица с младенцем Иисусом и сцена встречи Марии и Елизаветы . На одной из скамей изображён святой Брендан , почитание которого на Фарерских островах началось из-за установления контактов с немецкими купцами из области устья Рейна . Последняя скамья содержит изображение известного фарерского церковного деятеля — епископа .
Одна из скамей также содержит старейшее изображение герба Фарерских островов — геральдического щита с овном в центре .
На скамье с изображением встречи Марии и Елизаветы также представлен герб короля Эрика Померанского и его супруги Филиппы Английской . Исходя из этого, учёные определяют время создания чирчубёвурских скамей периодом с 1406 (заключение брака) по 1430 год (смерть Филиппы). Эта оценка подтверждается результатами радиоуглеродного датирования .
По версии датского учёного собора святого Магнуса . Эту гипотезу поддерживает исследователь , используя в качестве её подтверждения имеющиеся на скамьях декоративные элементы, связанные с историей Фарерских островов. По другой версии, выдвинутой датским учёным Т. Э. Кристиансеном, скамьи были изготовлены для некоего гораздо большего храма, расположенного на западном побережье Норвегии и схожего с в Бергене .
, изначально скамьи предназначались дляВпервые скамьи были описаны датским учёным Х. К. Люнгбюэ в 1817 году . В конце 60-х годов XIX века скамьи были расположены в церкви святого Олафа . К этому времени в связи с плохим состоянием здания церкви назрел вопрос о его реставрации. В 1868 году началось обсуждение вопросов, связанных с масштабом и методикой предстоящих восстановительных работ, которое продлилось несколько лет. В течение всего обсуждения постоянно подчёркивалась важность сохранения древних деталей интерьера храма. В результате реставрации, пришедшейся на начало 70-х годов, здание было серьёзно перестроено в современном неоготическом стиле, в связи с чем старинные скамьи перестали сочетаться с интерьером церкви. Более того, состояние деревянных изделий делало их непригодными для дальнейшего использования по прямому назначению. В этой связи пробст В. У. Хаммерсхаимб обратился в Министерство Церкви и образования с просьбой позаботиться о скамьях, после чего они были доставлены в Королевский музей скандинавских древностей в Копенгагене (будущий Национальный музей Дании ) .
В 1901 году видный деятель фарерского национального движения, чирчубёвурский крестьянин Й. Патуссон стал членом датского парламента и в связи с этим предпринял первую попытку возвращения скамей на архипелаг как связанных с ним ценных произведений искусства. Эта попытка Патуссона, как и последовавшие за ней в 1918, 1919 и 1928—1936 годах, не обернулась успехом. Во второй половине XX века фарерские политики и учёные продолжали пытаться решить вопрос репатриации чирчубёвурских скамей в свою пользу, но сталкивались с отпором с датской стороны, который обосновывался с опорой на упомянутую выше теорию Т. Э. Кристиансена. Лишь в 1977 году Министерство культуры Дании согласилось вернуть скамьи на Фареры при условии создания там здания музея с подходящими условиями хранения. Новое здание было завершено в 1995 году, однако на архипелаг чирчубёвурские скамьи были возвращены лишь в 2002 году .
В 1980, 1984 и 2001 годах Чеславом Сланей .
выпускала наборы из 4 марок с изображениями некоторых из чирчубёвурских скамей . Рисунки скамей на марках были выполнены