Оомива-дзиндзя
- 1 year ago
- 0
- 0
Дзиндзя ( яп. 神社 ), также читается как ясиро — синтоистское святилище, вместе с территорией вокруг. Чаще под «дзиндзя» понимают только само святилище.
Считается, что примерное число синтоистских святилищ — около ста тысяч. Точное их число варьируется в зависимости от того, учитывать ли при подсчёте такие дзиндзя, как крохотный храмик на крестьянском подворье. Однако даже приблизительные цифры позволяют судить о масштабах почитания ками в Японии .
Выше всех по рангу стоят святилища дзингу . К ним относятся святилища, почитающие ками-предков императорской семьи. Далее идут «великие святилища» тайся. Изначально таковое было ровно одно — святилище Идзумо , главным божеством которого был Сусаноо . Однако, как только был отменён государственный контроль над религией, тот же статус присвоили себе ещё 65 святилищ, и позднее их число возросло. Ещё ниже по статусу идут святилища, чьё название заканчивается на «гу» («дворец», «палаты»). В основном это святилища в честь членов императорской семьи и других выдающихся деятелей. Идущие рангом ниже простые святилища именуются просто дзиндзя. Совсем же маленькие святилища именуются хокора .
Каждое святилище делится на две части. Первая представляет собой закрытый от публики хондэн , в котором хранится местный синтай . Вторая часть, называемая хайдэн , предназначена для молений. Посетители дзиндзя заходят в хайдэн, проходят к алтарю, бросают в ящик перед ним монетку, кланяются, хлопают в ладоши и уходят. Можно также произнести молитву, но это не является чем-то обязательным.
Один или два раза в году проводятся праздники в честь местного божества. В это время местные жрецы выглядят весьма торжественно. В остальное время они уделяют храму и ками немного времени, ведут такую же жизнь, что и обычные люди, и занимаются будничными делами .
В прошлом таинственные, необычные и поражающие своей красотой места считались местом обитания ками . Они становились местами для молитв. Благодаря этому большая часть старейших синтоистских святилищ расположены в очень красивых местах. Предполагалось, что ками не находится в месте для молений постоянно, но может сойти туда, если сочтёт нужным выслушать просьбы людей. Так как ками бестелесны, для контакта с людьми они нуждаются в предмете, который станет их физическим воплощением. Подобные предметы именуются синтай . Первоначально в роли синтай служили такие приметные объекты, как старые деревья сакаки и скалы «ивакура». Подобные синтай сохранились до сих пор, хотя в более современных святилищах в качестве синтай используется предмет, сокрытый от посторонних глаз. Со временем у места схождения ками стали появляться конкретные границы. Данные границы могут обозначаться высаженными по периметру деревьями, называемыми химороги . Также границы могут выкладываться камнем. В таком случае они называются ивасака . Оба слова могут выступать также и синонимом святилища как такового. Вместе с границами появились и проходы в них, обозначаемые с помощью тории .
Позднее в качестве синтай стали использоваться и вкопанные в землю столбы михасира . Такую практику можно и ныне увидеть в святилище Идзава, где в качестве синтай используется стоящий посреди полей столб. После этого на месте поклонения ками стали появляться и постоянные постройки. Считается, что в древнейшем святилище Исэ они появились в седьмом веке. Если в роли синтай выступали целые горы или скалы, подобное помещение строилось рядом с телом ками. Если же телом служил столб, он укорачивался так, чтобы поместиться внутрь строения, или становился его опорой. Вместе с этим изменился смысл слова «сакаки» — теперь так стали называть деревья храмовой рощи. Однако ветви сакаки по-прежнему могут быть использованы и как синтай. После того как в Японию проник буддизм , наличие строений, посвящённых ками, стало нормой. Также архитектура буддийских храмов оказала влияние на внешний вид японских святилищ .
Вместе с появлением исполняющих роль храма строений среди синтай стало расти число рукотворных объектов. Укрепление императорской власти и расширение влияния культа Аматэрасу привело к тому, что популярными синтай стали зеркала. С XVII века зеркала стали использоваться даже в тех храмах, где уже был собственный синтай. В этом случае зеркало вешалось перед помещением с телом бога, как внешний символ святости. С конца XIX века оно уже стало таким же символом синтоизма, как и крест для христианства. Также получили популярность другие два символа императорской семьи — меч и яшмовые бусы .
В прошлом значительная часть святилищ финансировалась государством, и с седьмого века подобные государственные святилища стали называть «канся». В районе девятого века была произведена первая попытка как-то систематизировать святилища. С этой целью среди них было выделено 16 элитных. В XII веке число элитных святилищ поднялось до 22 и с тех пор оставалось неизменным. Критерием отбора святилищ выступала полезность соответствующих ками для императора. Так, например, в XI веке в число элитных святилищ было включено святилище Сугавары но Митидзанэ , чей дух, как считалось, принялся мстить императорскому двору. 22 элитных святилища , в свою очередь, делились на три класса:
Все 22 святилища финансировались непосредственно императорским двором, пропорционально своему статусу. Иерархия и распределение финансирования прочих святилищ отошли местным властям. Среди этих святилищ выделялись святилища «ити-но мия», где почиталось главное божество соответствующей местности, и святилище «содзя», в котором почитались все местные ками разом. Однако в XII веке власть перешла в руки сёгунов , и система государственной поддержки святилищ пришла в упадок.
В XIX веке система государственной поддержки святилищ была восстановлена вместе с возрождением императорской системы управления. Святилища были разделены на святилища государственного и провинциального почитания. И в той, и в другой группе были выделены большие, средние и малые святилища. С целью упрощения и рационализации значительное число мелких святилищ было принудительно присоединено к более крупным. С другой стороны, государство стало выплачивать жрецам жалование .
В 1945 году Япония официально стала светским государством, и государственная поддержка святилищ была прекращена. В связи с этим большинство из них объединились под эгидой главного управления синтоистских святилищ — Дзиндзя хонтё . До 1945 года званием великого святилища («тайся») обладало лишь святилище Идзумо , главным божеством которого был Сусаноо . Однако в 1945 году, воспользовавшись исчезновением государственного контроля, тот же титул присвоили себе ещё 65 святилищ. Позднее тот же титул получили ещё несколько дюжин дзиндзя .
Храмовая земля считается священной, поэтому граница между духовным и будничным мирами всегда бывает отмечена каким-либо образом . На пути к храму ( сандо ) для этой цели устанавливаются ритуальные ворота без створок — тории , их может быть несколько . Кроме тории, в храме могут быть и ворота ромон (楼門) . Также у входа находится павильон для омовения рук и рта тэмидзуя ( яп. 手水舎 ) и статуи мистических стражей — комаину (狛犬) . Статуи напоминают помесь льва и собаки. На японские острова обычай ставить комаину пришёл из Кореи; чаще всего встречаются статуи из камня, но существуют варианты из бронзы, железа, дерева и глины. Двойные комаину могут располагаться как на входе в храм, так и на ведущей к нему дороге . После омовения верующие направляются к залу для молящихся ( яп. 拝殿 хайдэн ) . В хайдэне поклоняются ками и проводятся некоторые церемонии . За ним может быть расположен зал подношений ( яп. 幣殿 хэйдэн ) , куда могут входить только священники , а далее — главное святилище ( яп. 本殿 хондэн ) , где хранится воплощение ками — го-синтай . Хондэн закрыт для всех, священники заходят туда только в редких случаях, для проведения важнейших ритуалов. Участок вокруг хондэна может быть открытым, но обычно он обнесён забором тамагаки ( яп. 玉垣 , также мидзугаки ) , деревянным или каменным . Если храм посвящён божеству местности, где он устроен ( ками горы, рощи), то хондэн может не сооружаться, так как ками и так присутствует в месте, где построен храм . Перед входом в храм, а также в других местах, где, как считается, постоянно находятся или могут появиться ками, вывешиваются симэнава — толстые жгуты из рисовой соломы, символизирующие границу между мирским и священным .
Кроме основных зданий, в храмовый комплекс также могут входить зал для ритуальных танцев ( яп. 舞殿 майдоно , или кагура-дэн , 神楽殿) , зал для встреч храмовой гильдии ( миядза ), зал, куда священники удаляются после подношений богам ( яп. 直会殿 наорайдэн ) , сокровищница или хранилище для подношений ( яп. 神宝 симпо: ) и храмовых принадлежностей .
В крупных храмах имеются также церемониальные кухни ( яп. 神饌所 синсэндзё ) , где готовится пища для подношений, административные здания ( яп. 社務所 сямусё ) , зал для уединения ( яп. 参籠所 санро:сё ) , где священники или верующие могут молиться в одиночестве, зал для ритуального очищения ( яп. 斎館 сайкан ) , где священники уединяются перед важными ритуалами, жильё священников . В территорию святилища могли входить священные поля сайдэн , где выращивался рис для приготовления пищи и сакэ для божеств. Иногда на территории большого святилища расположены несколько меньших, находящихся под его управлением — сэсся (摂社) и масся (末社). Также, до официального разделения синто и буддизма , на территории храма часто располагалось буддистское святилище , посвящённое соответствующему боддхисатве,- дзингу-дзи ( яп. 神宮寺 ) . После того как был принят закон о разделении буддийских и синтоистских святилищ (в период Мэйдзи), буддийские храмы стали формально отделёнными, но во время праздников ( мацури ) и специальных событий дзиндзя и буддийский храм продолжают участвовать в совместных церемониях [ источник не указан 1013 дней ] . Большие площади на территории святилища засыпаны белой галькой, гравием или песком .
Часто в храмах расположено множество фонарей торо (燈籠) [ источник не указан 1013 дней ] .
Каннуси ( яп. 神主 «хозяин ками» ) или синсёку ( яп. 神職 ) — священнослужитель, ответственный за ритуалы служения ками и поддержку святилища. В древности каннуси лишь проводил исполнял ритуалы во время мацури . Позже «каннуси» стало званием высших жрецов святилищ (сегодня их называют «гудзи»). В некоторых крупных храмах должность каннуси начала передаваться по наследству, что способствовало формированию жреческих родов. При этом традиционно большинство дзиндзя не имели постоянных священнослужителей и заботу о них осуществляла храмовая гильдия — — в которую входили местные жители. Эта ситуация сохраняется и сегодня .
Большинство каннуси являются выпускниками университетов Кокугакуин в Токио и в Исэ, а также других специальных учреждений. Возможно также пройти ускоренные курсы (до одного месяца) и сдать экзамен. Требования к кандидатам определяет « Ассоциация синтоистских храмов »; некоторые не входящие в неё святилища имеют собственные программы обучения и систему аккредитации. Сегодня каннуси делятся на: гудзи (верховный священник), его помощник гонгудзи, старший и младший священники нэги и гоннэги, а затем каннуси. Также существует пять официальных рангов: дзёкай, мэйкай, сэйкай, гон-гэйкай и тёкай. Некоторые священнослужители работают неполный рабочий день или добровольно. В повседневной жизни они не имеют особых ограничений .