Interested Article - Идзумо тайся
- 2021-11-07
- 1
Идзумо тайся ( яп. 出雲大社 , официальное название — Идзумо-но Оясиро , букв. «Большая святыня Идзумо») — одно из старейших и важнейших синтоистских святилищ Японии .
Расположение
Идзумо тайся расположено в районе Тайся города Идзумо префектуры Симане , ранее — уезд Идзумо провинции Идзумо . Оно стоит у подножья священных гор Якума и Камияма, в древнем девственном лесу . Места, где сегодня находится храм, издревле считались одними из самых священных в Японии . На улице, ведущей к храму, расположена станция частной железнодорожной линии .
Мифология
Изначально святилище называлось Кидзуки-оясиро и являлась местом почитания Яцукамидзу-омицуно-но-микото , божеству, которое, согласно местным преданиям, оторвало кусок земли от корейского королевства Силла и присоединило к краю Идзумо. Данный миф, кунибики синва («миф о притягивании земли»), отражён в сборнике местных легенд .
Сегодня Идзумо тайся является местом почитания ками О-куни-нуси-но микото . Окунинуси был потомком Сусаноо , правившим краем Идзумо. Сусаноо был божеством моря и ветров, изгнанным небесными богами за непокорность и обосновавшимся в Идзумо. В Кодзики и Нихон сёки описывается, как Окунинуси «уступил» свои земли посланцу Аматэрасу . Считается, что эти мифы отражают противостояние племенных союзов Ямато и Идзумо. Подчинив себе Идзумо, Ямато включили местных богов в свой пантеон, заодно предоставив «мифологическое» обоснование своей власти .
История
Время основания святилища точно неизвестно. Согласно старейшим японским источникам — « Кодзики » и « Нихон сёки » — оно относится к мифическому периоду . По легенде, изложенной в «Кодзики», здесь Сусаноо построил ограду из облаков, чтобы отдохнуть со своей женой Кусинада-химэ .
До 1200 или 1248 года храм являлся самым высоким зданием Японии, его высота составляла около 50 метров; сегодня самое высокое деревянное здание Японии — храм Тодай-дзи — имеет высоту 46 метров. Описание храма в Нихон сёки подтверждается археологическими находками — в 2000 году археологи нашли неподалёку от нынешнего хондэна основание деревянного столба диаметром 3 метра. На основе компьютерной симуляции учёные пришли к выводу, что его высота была сравнима с 16-этажным домом. Из-за своих размеров святилище падало как минимум шесть раз, после чего было построено в более скромном варианте. Современный вид святилище обрело в 1667, нынешний хондэн и хайдэн были построены в 1744 и 1959 годах .
Жречество в храмах Идзумо наследственное, с 14 века к нему могут принадлежать только члены родственных семей Сэнгэ и Китадзима , с 1868 года должность главного жреца занимает представитель ветви Сэнгэ . К V столетию должность Верховного жреца сменили уже 17 поколений. Согласно преданию, первым Верховным жрецом Идзумо второй сын богини Аматэрасу , рождённый из её драгоценностей ками .
В отличие от других синтоистских храмов, Идзумо тайся на протяжении столетий отличалось стойкой оппозицией буддизму . В Идзумо отсутствуют буддистские статуи и изображения (с 1662 года ), которые присущи большинству синтоистских святилищ.
С 1871 по 1946 год Идзумо тайся было официально причислено к кампэй-тайся ( яп. 官幣大社 большие императорские храмы ) — высшей категории поддерживаемых государством святилищ .
Святилище Идзумо тайся включено в список Национальных сокровищ Японии . Входит в число особо почётных святых мест .
Архитектура
Идзумо тайся является самым ярким примером названного в его честь классического стиля синтоистской архитектуры — тайся-дзукури . Святилище производит впечатление мощи и размаха, нехарактерных для иных стилей. Построенный в 1744 году хондэн имеет высоту 24 метра . Здание опирается на восемь столбов высотой около четырёх метров . Здание квадратное, размером 2х2 пролёта, каждый пролёт — более 5 метров в длину . Массивная, слегка изогнутая, крытая кипарисовой корой двускатная ( щипцовая ) крыша с далеко выходящими свесами нависает над верандой, окружающей здание . Крышу венчают три кацуоги и два тиги , расположенные далеко от края . Крутая лестница с 17 ступенями покрыта отдельной щипцовой покатой крышей, являющейся характерной чертой стиля . Зал имеет двойные двери, за которыми от правой стены к центру комнаты идёт перегородка, скрывающая от взоров го-синтай (тело божества), хранящийся в дальнем углу . В центре хондэна расположен центральный столб ( яп. 心の御柱 , син-но-михасира ), играющий роль ёрисиро (объекта, в который может вселиться ками). По мнению некоторых исследователей, он воплощает собой небесный столп амэ-но михасира , по которому на землю спустились Идзанаги и Идзанами .
Перед хондэном расположен построенный в 1959 году хайдэн размером 5х5 пролётов, его крыша покрыта медью. Монументальность святилища подчёркивает трёхтонная симэнава (соломенная верёвка), висящая над входом. Принято загадывать желание и бросать монетку в симэнаву. Считается, что если монетка застрянет там — желание исполнится .
В 1981 году был построен современный кагурадэн (зал для ритуальных танцев кагура ) с ещё большей симэнавой весом 5,2 тонн и длиной 13 метров .
Мацури
В храме отмечают более 15 мацури (синтоистских праздников) . Самый известный из них — , проводимый в октябре или ноябре . Считается, что в этом месяце ками со всей Японии прибывают в Идзумо на совет . Соответственно, десятый месяц старого японского календаря, во всей Японии называемый каннадзуки ( яп. 神無月 , «месяц без богов») , в краю Идзумо называется камиаридзуки ( яп. 神在月 , «месяц богов») . На десятый день месяца ками под предводительством драконьего бога — морского повелителя — высаживаются на пляже неподалёку от святилища. На берегу их встречают жрецы и приглашают в два химороги . Оттуда их ведут в кагурадэн (зал для танцев кагура ) в святилище Идзумо, после чего размещают в маленьких временных святилищах. В течение недели, пока ками находятся в святилище, жрецы соблюдают ритуальную чистоту, например, не едят мяса, не пользуются автомобилем и моются после каждого посещения уборной. Через неделю, семнадцатого числа, жрецы с ветвями сакаки и бумажными лентами сидэ посылают богов в другие храмы провинции. В конце месяца в Манкусэн-дзиндзя проводится церемония окончательного прощания с божествами .
Примечания
- ↑ Е.К. Симонова-Гудзенко, Г. Б. Навлицкая. Основные святилища и их устройство // Боги, святилища, обряды Японии - энциклопедия синто / под ред. И.С. Смирнова. — Москва: изд. центр РГГУ, 2010. — С. 174—175. — (Orientalia etClassica - труды Института восточных культур). — ISBN 978-5-7281-1087-3 .
- ↑ (яп.) . IZUMOOYASHIRO. Дата обращения: 17 апреля 2021. 19 апреля 2021 года.
- ↑ Cali, Joseph. Shinto Shrines: A Guide to the Sacred Sites of Japan's Ancient Religion. — Honolulu, 2013. — С. 238—242. — 328 с. — ISBN 9780824837754 .
- Chris Rowthorn et al. . — 2015. — С. —486. — ISBN 9781743216743 .
- Л. М. Ермакова. Мифы и божества // Боги, святилища, обряды Японии - энциклопедия синто / под ред. И.С. Смирнова. — Москва: изд. центр РГГУ, 2010. — С. 69—72. — (Orientalia etClassica - труды Института восточных культур). — ISBN 978-5-7281-1087-3 .
- ↑ Picken, Stuart. (англ.) . — Lanham: Scarecrow Press, 2011. — P. . — 373 p. — ISBN 9780810873728 .
- Накорчевский А. А. . — Петербургское Востоковедение, 2003. — С. —37. — 443 с. — ISBN 5352004740 .
- (яп.) . IZUMOOYASHIRO. Дата обращения: 19 апреля 2021. 19 апреля 2021 года.
- Mogi Sakae. (англ.) . Encyclopedia of Shinto . Kokugakuin University (9 декабря 2006). Дата обращения: 21 апреля 2021.
- . kotobank.jp . Дата обращения: 21 апреля 2021. 21 апреля 2021 года.
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме
- ИДЗУМО ТАЙСЯ // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М. : Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3 .
- 2021-11-07
- 1