Interested Article - Лакия

Ла́кия ( лак. Лак, Лакрал кӏану, Лаккуй ) — более позднее наименование этнотерритории лакцев в центральной части нагорного Дагестана, которое исторически известна под названием Гумик или Туман . Лакия является историко-географической областью именованной «Лак» языковедом и этнографом П. К. Усларом (1864 г.) . Историк А. В. Комаров (1869 г.) именует Лакию «страной лаков» . Кумух и Вачи являются двумя административными центрами Лакии, которая состоит из Лакского и Кулинского районов .

Флаг Лакцев

История

Древние времена

По мнению лакских историков Б. Бутаева и Р. Маршаева, историческая прародина лаков находилась в северной части Месопотамии, в долинах реки Евфрат. Они предполагают, что лакцы могли попасть на свою позднейшую территорию (в Дагестан) лишь с Юго-Западной части Кавказа .

Средневековье

В VI веке горный Дагестан вошел в состав Персии. Хроника сообщала, что правитель Персии Хосров I Ануширван «построил город в Кумуке и назначил [там] правителя из своего рода» и что «правители Кумука из рода Нуширвана». Династия правителей Кумуха была в родственных связях с царской семьей Ануширвана . Хосрех был крепостью построенной Хосровом I, где правитель Лакии имел резиденцию. В VI в. правители Персии были в союзе с правителями Лакии против хазар .

Средние века

Важным этапом в истории Лакии был приход арабов в Дагестан. После длительных арабских нашествий в 734 году в Лакии правителем стал шамхал . В 778 году в столичном Кумухе была построена джума-мечеть . Бахадур Гамзатович Малачиханов отмечал, что «Кумух является крупнейшим этапом на великом древнем пути народов и, как таковой, привлекая к себе внимание, должен был ещё в очень ранний период арабских завоеваний на Кавказе сделаться самом деле предметом яростной исламистской экспансии, направленной к северу» . В 1240 году Кумух подвергся нашествию монголо-татар. В конце XIV века шамхал вел войну с Тамерланом .

В XV веке с упадком влияния государства Золотой орды на Северном Кавказе, шамхал Гази-Кумуха утвердил свою власть в северном Дагестане, а на юге противостоял территориальной экспансии Ирана . В XVI веке правитель Гази-Кумуха именовался иранским титулом падишах . В XVII веке анти-шамхалькая коалиция, включавшая Иран, Турцию и Россию, стремилась к упразднению власти правителя Гази-Кумуха. В 1642 году титул шамхал перешёл из Гази-Кумуха к князьям из шамхальской ветви в Тарках .

Новое время

Алибек II создал Газикумухское ханство . Лакия разбивалась на шесть магалов, или владений как: «Ккуллал», «Ури-Мукарки», «Маччайми», «Вицхи», «Гумучи» и «Бартки». Газикумухский «кьатl» являлся высшим органом власти. В 1710 году правитель Гази-Кумуха Сурхай-хан I консолидировал Лакию в единое государство и создал регулярную армию. В 1728 году Сурхай-хан I стал правителем Ширвана . В 1820 году с захватом Гази-Кумуха, Лакия стала частью России" .

Правители

Шамхалы

Шахбал ибн Абдулла (734), Бадр-шамхал I (1295—1304), Ахсувар-шамхал I (1320), Сурхай-шамхал I (1510), Умал Мухаммад-шамхал I (1551), Будай-шамхал (1566—1567), Сурхай-шамхал I (1567—1569), Чопан-шамхал (1569—1578), Сурхай-шамхал II (1605—1614), Андий-шамхал (1614—1623), Ильдар-шамхал (1623—1635), Айдемир-шамхал (1635—1640).

Ханы

Халклавчи Алибек II (1642—1700), Сурхай-хан I (1700—1741), Муртазали-хан (1741—1743), Мухаммад-хан (1743—1789), Сурхай-хан II (1789—1820), Аслан-хан (1820—1836), Нуцал-Ага-хан (1836—1836), Мухаммад-Мирза-хан (1836—1838), Умму Кулсум-ханум (1838—1841), Абдурахман-хан (1841—1847), Аглар-хан (1847—1859), (1877—1877).

Географическое положение

Флаг лакцев, используется в историческом контексте. [ источник не указан 124 дня ]
Карта расселения лакцев в Дагестане. Ярко-красным цветом обозначается непосредственно территория Лакии в нагорном Дагестане.

Лакия представляет собой треугольник с несколько закругленными боками, обращенный своей вершиной к северу, а основанием к югу. Вершиной этого треугольника является Цудахарское ущелье. Боковые стороны этого треугольника составляют так называемые поперечные кавказские хребты.

Восточную сторону составляют Каринско-кундинские горы, Али-гора, Шунудаг, и Кулинско-хосрехский хребет. Западную сторону составляют плато Турчидаг, Шалинский хребет, и Арчаварский хребет. Основанием треугольника служат горы Дультидага и Кукминские горы.

Российский генерал и историк А. В. Комаров (1869 г.) писал: «Страна лаков состоит из множества ущелий, соединяющихся в одно верстах в 3 ниже главного селения Гумука; от долины Самура она отделяется высоким хребтом, параллельным главному Кавказскому хребту, многие вершины которого покрыты вечным снегом и сообщение чрез который возможно только в летние месяцы, такие же хребты, но несколько ниже, отделяют лаков от соседей — кюринцев, даргинцев и аварцев» .

Население

В дореволюционный период, социальный состав лакских селений был неоднообразным, в них жили чанки – дети ханов от браков с местными узденками, раяты (зависимые крестьяне) и лаги (рабы) .

Население учитывается по двум районам. На 2015 год 23,223 чел. По национальному составу лакцы являются абсолютным большинством ~97%, вторыми идут даргинцы и следом аварцы.

Населённые пункты

В Лакском и Кулинском районах расположено около 60 лакских селений, большая часть которых находится внутри указанного треугольника, представляющего собой бассейн Казикумухского Койсу . Между горными цепями простираются высокогорные плато, средний уровень которых составляет 1400—2000 метров. Лесов в Лакии мало. Скорее всего, что они были вырублены для увеличения площадей пастбищ для домашнего скота .

Территория расселения лакцев не разделена труднодоступными горными хребтами или водными преградами. В течение своей истории (Газикумухского шамхальства, ханства, и округа) все лакцы находились в составе одной политико-административной единицы «Лак», с политическим, экономическим и культурным центром в Кумухе .

Светское образование

Школы

В 1861 году в Кумухе была открыта светская школа в которой обучались русскому языку и элементарной арифметике. В октябре 1912 года открылись две мужские сельские школы в Унчукатле и Кая, где обучалось 27 и 50 учащихся. Через год были открыты одноклассные мужские школы в Цовкре, Куме и Куркли. Виднейшим представителем просветительного направления в Дагестане в начале XX века являлся Сайд Габиев из Кумуха, ставший впоследствии одним из видных руководителей Дагестана.

В 1967 г. в с. Кумух была открыта детская музыкальная школа. Первым директором стала выпускница Махачкалинского музыкального училища Абакарова Зинаида. В школе обучали играть на фортепиано и народных инструментах. В 1990 г. в этой школе было открыто отделение хореографии, работавшее в течение 6 лет. В 1996 г. школа была названа именем выдающейся лакской певицы Марьям Дандамаевой. В 2003 г. музыкальная школа была реорганизована в Школу искусств, в которой стали функционировать также ювелирное и хореографическое отделения. Кумухский хореографический ансамбль «Озорные девчата» представлял район в телевизионных передачах «Радуга-дуга», «Звезды Дагестана», «Перепелочка», а на ежегодном конкурсе «Сабля Шамиля» несколько лет подряд занимал 1-е место. В 2006 г. ансамбль стал лауреатом фестиваля «Щунудаг» и обладателем диплома III степени республиканского конкурса «Очаг мой — родной Дагестан». В 2008 г. на V международном конкурсе молодых исполнителей в г. Сочи ансамбль занял II место.

Родной язык

Литературный язык стал складываться у лакцев ещё в XV в. В начале XVIII в., на лакский язык был переведён с персидского и арабского языков ряд произведений как историческая хроника «Дербент-наме» и медицинский трактат «Ханнал мурад» (Желание хана). Обучение детей в Кумухе лакской грамоте на русском языке, в отличие от ранее арабского языка, стало возможным в результате неутомимой деятельности П. К. Услара по составлению лакского букваря вышедшего в 1865 году . Первым преподавателем лакского языка был ученик и друг П. К. Услара уроженец села Куркли Абдулла Омаров. Услар писал что А. Омаров «молодой человек, весьма даровитый и трудолюбивый, с которым я мог свободно объясняться по-русски. Теперь он без малейшего затруднения пишет на своем языке и усвоил грамматическое понимание его. На него вся надежда в отношении распространения письменности между лаками».

При советской власти лакский язык получил статус литературного языка, за ним были закреплены функции языка обучения и изучения. Лакский язык успешно стал функционировать как язык обучения в начальной школе, в средней школе, средних специальных и высших учебных заведениях. Были написаны учебники лакского языка Г.-Г. Гитинаевым, Али Каяевым, Г. Б. Муркелинским (впоследствии первый доктор филол. наук на Северном Кавказе) и др. Гарун Саидов (писатель послеоктябрьской эпохи, род. в селении Вачи в 1891, расстрелян деникинцами в Кумухе в 1919) основал лакскую газету «Илчи», был автором ряда стихотворных и прозаических произведений и первой социальной драмы на лакском яз. — «Калайчитал». Им написан сборник стихов «Звуки лакской чунгуры» (1927), повесть «В народ». Из лакских поэтов послеоктябрьского периода были Ахмед Каради Заку-Задэ (Курди), Ибрагим Халил Курбан Алиев, Абакар Мудунов, Магомед Башаев. Гадис Гаджиев и Муеддин (Мурада) Чаринов перевели на лакский язык некоторые работы Пушкина, Лермонтова, Гейне, Шекспира и др.

Народное искусство

Ремесло

Культура лакского народа богата берущими своё начало в глубине веков, так и современными традициями, фольклором и народными промыслами. Археологические данные свидетельствуют об обработке металла в Кумухе и соседних территориях с середины 1 тыс. до н. э. Согласно А. С. Пиралову, оружейный промысел в Дагестане возник в VII в., когда в Дагестан были переселены из Фарса оружейники, которые распространили оружейное дело в Казикумухском и Даргинском округах.

Искусство обработки драгоценных металлов кустарным способом встречается у многих народов Кавказа и в немалой степени у лаков. Например, в Казикумухском округе обработкой золота и серебра занимались в 55 аулах из 100. Ювелирными центрами Лакии были селения Кумух, Хурукра, Унчукатль, Кая, Куркли, Ницовкра, Дучи, Читур, Чуртах, Чара и др. Исследователи выделяют Кумух (Гази-Кумух), который славился оружейным искусством, мастерством в отделке различных изделий серебром, золотом, слоновой костью и эмалью. Лакские оружейники считались одними из лучших на Кавказе, из них тухумы Чаргада (XVII—XVIII вв.), Акиевы (XVIII в.), Гузуновы (XVII—XIX, нач. XX вв.), Малла-Омаровы (XVII—XX вв.). В 1886 г., в Казикумухском округе насчитывалось 608 мастеров-серебряников и 276 кузнецов .

Театр

В Дагестане функционирует Лакский государственный музыкально-драматический театр имени Э. Капиева, который берёт своё начало с любительского кружка лакской интеллигенции селения Кумух, открывшегося в 1914 году . В 1920 г. лакский театр назывался Советским театром имени Саида Габиева. В начале 1935 г. решением Обкома ВКП(б) и Совнаркома Дагестанской АССР был открыт Дагестанский Лакский драматический театр им. Э.Капиева. Основателями театра были И. Балугов, А. Джалалов, А. Алиев, А. Гунашев, Г. Буганов, З. Султанов, А. Гусейнов и М. Рамазанова. В 2001 г. спектакль «Парту-Патима» М. Алиева стал лауреатом Республиканской государственной премии в области театрального искусства им. Г. Цадасы (режиссёр В. Эфендиев). В 2004 г. министерство культуры РФ и Министерство культуры РД наградили Лакский театр дипломом фестиваля «Поэтический театр Дагестана», за жанровое обогащение театрального искусства Дагестана — постановку мюзикла «Колесо жизни». В Лакии проводятся смотры старинной лакской песни Щаза из Куркли, смотр самодеятельного художественного творчества посвящённый Парту Патиме, и фестиваль песни Шунудаг. Все мероприятия записываются на видео и демонстрируются по местному телеканалу «Лакия», а порой по дагестанскому телевидению .

Фольклор

В лакском фольклоре героический эпос восходит к эпохе феодализма. Подчеркиваются подвиги героев походов на грузин, участников борьбы с Ираном и Россией. К героическому эпосу относятся такие произведения как «Партувалил Патимат», «Моллачул Иса», «Даддакал Балай», «Казамиль Али», «Париль-Мисиду» и др. Лакской сказке характерны традиционные зачины — «Были не были» и концовки — «Так они дошли до цели». Широко распространены пословицы (учальартту), в которых отразилась «житейская мудрость» старого общества — «Не оставляй хлеба, хотя б ты был сыт, не оставляй бурку, хотя нет дождя». Для развлечения употребляются загадки (ссигри) — «В одной бочке два разных напитка» (яйцо), «От ходьбы не устает, от еды не наедается» (мельница). Поговорки (учай махъру), проходя мимо работающих, говорят — «вам будет удача», мимо молотящих — «да будет много», при каком-либо несчастном случае — «да охранит вас от несчастья», за столом лакцы говорят — «пусть дойдет до тебя добро» (къинсса бияннав).

Памятники

Каринские и Варейские наскальные изображения, остатки древнейшего городища, старинные каменные сооружения. В общей сложности в Лакском районе имеется 114 памятников истории, культуры и архитектуры. Из них 40 памятников архитектуры, 1 — монументального искусства. В Кумухе имеется древняя подземная система водоснабжения, шамхальское и йеменское кладбища, надгробная стела Муртазали-хана . В селе Чукна находится жилой дом Сулеймана Чупалова, который в начале XX века был главным судьей Дагестана и встречался в городе Дербенте с царем Николаем II, жилой дом поэтессы Шазы Курклинской в селе Куркли . Из крепостей существовавших в столице Лакии, привлекает внимание бастион, построенный на кумухской возвышенности Гурда (Гурда-бакӏу). В этом бастионе жили Казикумухские правители. От Гурда произошло название лакского старинного холодного оружия гурда-тур.

Торжества

В 2002 году Лакский район отмечал свой 80-летний юбилей со дня образования. На юбилейных торжествах принимали участие первый заместитель председателя Правительства РД Мухтар Меджидов, лётчик-космонавт, герой Советского Союза, депутат Государственной Думы Муса Манаров, Председатель НБ РД Банка России Сиражудин Ильясов, главы администраций городов и районов Дагестана, а также известные исполнители лакской песни. Глава МО «Лакский район» Юсуп Магомедов отметил: «Лакия — уникальнейшее образование на территории центральной части Нагорного Дагестана». В национальной библиотеке имени Р. Гамзатова состоялась презентация книги Мусаннипа Увайсова «Лакия». Презентацию посетили представители интеллигенции, ученые, видные деятели культуры, искусства, науки, образования Дагестана .

Примечания

  1. Наименования «Лакия», «Лакистан», «Лак», «Лакрал кӏану», «Лакрал билаят» и «Лаккуй», идентично означают территорию «Лак».
  2. А. Р. Шихсаидов. Ислам в средневековом Дагестане VII-XV вв. Академия наук СССР, 1969.  — С. 35.
  3. Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. 4. Лакский язык. Тифлис, 1890, сс. 311, 312, 2.
  4. См. А. В. Комаров.
  5. Исмей-Гаджи Гусейнов. Лаки в истории Дагестана (VI—XX века). Кавказский Узел / Энциклопедия.
  6. С. К. Каммаев. Легендарная Лакия: Краткий энциклопедический справочник о Лакии и лакцах. Т.1 — Махачкала: Тип. ДНЦ РАН, 2007.
  7. Р. Маршаев, Б. Бутаев . История лакцев. Махачкала, 1992
  8. Тарихи Дербенд-наме. — Махачкала, ИД «Эпоха», 2007.
  9. Б. Г. Малачиханов. К вопросу о хазарском Семендере в Дагестане. — УЗ ИИЯЛ. Т. XIV. Махачкала. 1965. С. 181.
  10. Али Каяев. Материалы по истории лаков. Рук. фонд. ИИЯЛ, д. 1642. Л. 263.
  11. Б. Г. Алиев, М. С. Умаханов. Дагестан в XV—XVI вв. — ИИАЭ ДНЦ РАН. Махачкала, 2004.
  12. Шамхалы тарковские, ССКГ. 1868. Вып. 1. С. 58.
  13. А. В. Комаров. Казикумухские и Кюринские ханы. Тифлис, 1869, с. 1.
  14. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 846. Оп. 16. Д. 6468. Л. 6.
  15. Ю. Ю. Карпов . Взгляд на горцев. 2007. — С. 64. ISBN:9785858033318, 5858033318.
  16. Односельчане.ru, 2009—2011.
  17. Али Каяев. Материалы по истории лаков. Рук. фонд. ИИЯЛ, д. 1642.
  18. Дата обращения: 2 апреля 2013. 6 марта 2014 года.
  19. [www.kino-teatr.ru/teatr/419/ "Лакский музыкально-драматический театр"]. kino-teatr.ru. {{ cite news }} : Проверьте значение |url= ( справка )
  20. РИА Дагестан. 02.04.2009.
  21. Дагестанская Правда. № 8. 08.09.2009.
Источник —

Same as Лакия