Interested Article - Таубий
- 2021-02-01
- 1
Таубий ( карач.-балк. тау бий - горский князь ) - балкарская родовая аристократия, управлявшая политической и социальной жизнью в балкарских обществах с эпохи Средневековья и до принятия российского подданства в XIX веке. Феодалы.
История
Каждое балкарское общество управлялось своими таубиями (князьями).
Среди балкарцев существуют предания, согласно которым таубии Балкарского (Черекского) общества являются потомками Басията, пришедшего в общину приблизительно в XV - XVI в.
В устном народном творчестве балкарцев Басият фигурирует вместе со своим братом Бадилятом. Басият остановился в Балкарии , а Бадилят в Дигорском обществе Северной Осетии .
Известный российский кавказовед второй половины XIX века профессор В.Ф. Миллер записал в Балкарии несколько вариантов предания о происхождении Басиата . Согласно первому варианту, записанному со слов таубия хаджи Шаханова, Басиат и его брат Баделят являлись прямыми потомками Чингисхана , сыновьями хана Джанибека .
Согласно второму преданию, записанному Миллером со слов таубия Абаева, братья Басиат и Баделят являлись осиротевшими сыновьями крымского вельможи, которые из-за притеснений в Крыму вынуждены были уйти на Кавказ. Первоначально братья поселились на р. Куме, а оттуда перешли на территорию Балкарии в местность Кашхатау . Там они расстались: Басиат остался в Балкарии и поселился около аула Кюннюм, на левом берегу Черека, а Баделят ушел в Осетию ( Дигорию ), где стал родоначальником дигорских феодалов баделятов .
В свою очередь российский и советский публицист и этнограф Мисост Абаев пишет:
"О происхождении (Басията) существует следующее предание: два брата Басият и Бадилят прибыли на Кавказ из Венгрии (по другому преданию - из Крыма) и сначала пробрались в ущелье реки Урух, где жили дигорцы (и теперь живут) из племени осетин. У братьев этих были ружья, одна лошадь и один мул. На равнине на лошади поехал старший брат Басиат, а в горах он пересел на мула, а дигорцы, не видавшие до этого времени лошади, Бадилята приняли за старшего и оказали ему больше почета, а после одного случая они его признали за необыкновенного человека и стали ему подчиняться. Случай этот следующий: враждебное племя угнало у дигорцев скотину, Бадилят пустился в погоню за неприятелем и, догнав его, выстрелил по нему из своего ружья, и неприятель, не имевший понятия об огнестрельном оружии, испугался звука и дыма, происшедших от выстрела, бросил скот и убежал. После этого Басиат решил искать счастья в другом месте, переехав через высокие хребты гор, отделявшие Дигорское ущелье от Малкарского, поехал к малкарам (балкарцам), где и был принят" .
Потомками Басията считаются балкарские таубии Абаевы , Айдаболовы (возможно, Айдаболовы ведут своё происхождение из тюрко-монгольского рода аргунов ), Амирхановы, Биевы, Боташевы, Джанхотовы, Кучуковы (ветвь Абаевых) и Шахановы в Балкарском (Черекском) обществе.
М.Абаев пишет о кумыкском либо брагунском происхождении таубиев Мисаковых, а В.Миллер - о маджарском . Брагунское происхождение имеют и балкарские таубии Жаниюковы (Жаноковы).
В Чегемском обществе правили княжеские фамилии таубиев Балкаруковых , Барасбиевых, Кучуковых и Келеметовых . Родоначальником первых трёх фамилий, согласно мнению исследователей , был некий Анфако из черкесов - абадзех . Келеметовых - выходец из Дигории .
Таубиями Хуламского общества были Шакмановы, Безенгийского - Суншевы (Суюнчевы). В документах сословно-поземельной комиссии Терской области отмечается, что Суюнчевы вели свое происхождение от Барак-хана , к которому возводили свою генеалогию и брагунские ( кумыкские ) князья Таймазовы. В Баксанском ущелье правили таубии Урусбиевы .
Старейший и наиболее авторитетный из таубиев носил звание олий и считался правителем всего народа. Он также возглавлял высший законодательный и судебный орган Балкарии тёре .
Этноним
По имени таубиев Балкарского общества грузины в средневековых источниках называли территорию проживания балкарцев Басианией, а самих балкарцев басиянами .
Источники
- Битова Е.Г. Социальная история Балкарии XIX века: (Сельская община). Нальчик, 1997, с.42.
- Хатуев Р.Т. Карачай и Балкария до второй половины XIX века: власть и общество // Карачаевцы и балкарцы (этнография, история, археология). М., 1999, с.154.
- Миллер В. Ф. / Балкария: Страницы прошлого.. — Нальчик,, 2006. — С. 93, 94. 21 июля 2019 года.
- Гутнов Ф. Х. Генеалогические предания осетин как исторический источник. Орджоникидзе, 1989, с. 66.
- исост Кучукович Абаев. . — Париж: Журнал "Мусульманин", 1911. 18 января 2008 года.
- М.К. Жабагин, Ж.М. Сабитов, А.А. Агджоян3,4, Ю.М. Юсупов, Ю.В. Богунов, М.Б. Лавряшина, И.М. Тажигулова, А.Р. Акильжанова, Ж.Ш. Жумадилов, О.П. Балановский, Е.В. Балановская. // National laboratory Astana. 26 января 2019 года.
- Баразбиев М.И. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII - начале XX века. Нальчик, 2000, с. 38
- Архив Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований, ф.-1, оп.-2, д.-26, л.-81.
- Биттирова Тамара. [МИСОСТ АБАЕВ Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов] / .
- 2021-02-01
- 1