Генералы армии Конфедерации
- 1 year ago
- 0
- 0
Проигранное дело Конфедерации ( англ. Lost Cause of the Confederacy , часто просто Lost Cause ) — американский ревизионистский и дениалистский подход к истории Гражданской войны в США , в котором Конфедеративные Штаты Америки и их сторонники изображаются в положительном, романтическом свете — не как сепаратисты и рабовладельцы, а как герои, храбро и достойно сражающиеся за правое, хотя и заранее обречённое дело .
В рамках «Проигранного дела» сецессия Юга изображается как борьба южных штатов за свои права и против агрессии со стороны деспотического правительства, наподобие Войны за независимость США . Самой теме рабства как основной причины войны при этом особого внимания не уделяется — вопреки риторике основателей КША, называвших рабовладение « », на котором основывалось их государство. Сторонники «Проигранного дела» могут утверждать, что с рабами на довоенном Юге обращались хорошо и достойно, и что освобождение негров из рабства, напротив, ухудшало их положение . Победа Севера сторонники «Проигранного дела» объясняют лишь численным перевесом в людях и ресурсах: по этой версии, генералы Конфедерации были лучше, чем у Союза, солдаты храбрее и лучше подготовлены, южане будто бы выиграли большинство сражений на суше и не проиграли войну, а уступили численному превосходству северян — следовательно, Конфедерация была обречена с самого начала . В этом отношении особый героический статус приобрел генерал Роберт Ли , ставший символом «Проигранного дела» . В интерпретации «Проигранного дела» основное внимание уделяется восточному театру военных действий , к которому и относятся победы южан, а не западному , на котором побеждали северяне . Современные историки в подавляющем большинстве не согласны с идеями «Проигранного дела», отмечая, что главной причиной войны было именно рабство .
Идеи «Проигранного дела» приобрели особую популярность на рубеже XIX и XX веков, когда мемориальные организации наподобие « » пытались увековечивать память ветеранов Конфедерации — поколения их родителей . Вторая волна популярности «Проигранного дела» пришлась на 1950-1960-е годы, период движения за гражданские права чернокожих и отмены законов Джима Кроу .
В XIX веке южные штаты США были аграрными и рабовладельческими — их экономика строилась в первую очередь на производстве хлопка на плантациях, где работали чернокожие рабы. Северные штаты были более развиты в индустриальном плане — там были сосредоточены предприятия машиностроения, металлообработки, лёгкой промышленности. Несмотря на необходимость Севера и Юга в хлопке и машинах соответственно, между ними были противоречия. Были конфликтные вопросы и по поводу высоких торговых пошлин, и по поводу дальнейшего развития страны. После прихода к власти президент Авраам Линкольн принял решение, согласно которому каждый новоприсоединённый штат становился свободным от рабства. Южные штаты, видя в этом угрозу оказаться в меньшинстве, приняли решение выйти из состава США и образовали КША — Конфедеративные Штаты Америки. Вице-президент новосозданных штатов Александр Стивенс в своей речи « » заявил о превосходстве белой расы и о рабстве как о «нормальном состоянии чернокожих» . 12 апреля 1861 года началась Гражданская война, продлившаяся 4 года и 44 дня и унесшая жизни 616 222 солдат и около 50 000 мирных жителей с обеих сторон. После окончания войны 26 мая 1865 года КША были ликвидированы и воссоединены с США. Одним из последствий войны стало полная отмена рабства 13-ой поправкой к Конституции США 18 декабря 1865 года
Поражение Конфедерации опустошило многих белых южан экономически, эмоционально и психологически. Многие искали утешения в том, что приписывали свою потерю факторам, находящимся вне их контроля, таким как физические размеры и подавляющая грубая сила.
Профессор Университета Виргинии Гэри В. Галлахер писал:
Создатели мифа о «Проигранном деле» действовали по разным мотивам. Они коллективно стремились оправдать свои действия и позволить себе и другим бывшим конфедератам найти что-то положительное во всеобъемлющей неудаче. Они также хотели дать своим детям и будущим поколениям белых южан «правильное» повествование о войне .
Сам термин «Проигранное дело» появился в заглавии книги виргинского писателя и журналиста «Проигранное дело: Новая южная история войны конфедератов» (1867). В ней автор утверждал, что рабство на на Юге была «самым мягким в мире» и что Конфедераты начали войну, чтобы защитить право каждого штата выбирать: быть рабовладельческим или нет . Сочинения бывших конфедератов ( Джефферсона Дэвиса и Джубала Эрли ) лишь помогали укрепить этот миф в сознании людей.
Такие организации, как «Объединённые Дочери Конфедерации» (UDC) , основанная в 1894 году, и «Сыновья ветеранов Конфедерации» (SCV) сыграли огромную роль в популяризации «Проигранного дела». Основным их видом деятельности были: установка памятников военным и другим деятелям Конфедерации , переписывание школьных учебников под конфедеративную точку зрения .
Огромную роль в популяризации мифа сделала массовая культура в целом и литература в частности. Отличиться получилось писателю Томасу Диксону мл., чьи произведения, в частности «Пятна леопарда» и «Клановец», имели расистский характер и продвигали идею о «превосходстве белых». Одно из его произведений, «Клановец», было взято за основу фильма « Рождение нации » 1915 года, который демонстрировался в Белом Доме президенту Вудро Вильсону .
Также некоторые подмечают данный миф и в других фильмах: « Унесённый ветром », « Песня Юга », « Боги и генералы » . Хелен Тейлор писала:
«Унесённые ветром» почти наверняка сделали свою идеологическую работу. Это запечатлело в народном воображении очарованную ностальгию по гламурным южным плантационным домам и упорядоченному иерархическому обществу, в котором рабы являются «семьей», и между землевладельцем и богатой землей, на которую работают эти рабы, существует мистическая связь. В нем красноречиво — хотя и с элитарной точки зрения — говорится о великих темах (война, любовь, смерть, конфликты рас, классов, полов и поколений), которые пересекали континенты и культуры .
В своей статье в « Журнале американской истории» историк Стивен Э. Вудворт высмеял фильм «Боги и генералы» как современное повествование о мифологии «Проигранного дела» . Вудворт назвал фильм «самым проконфедеративным фильмом со времен „ Рождения нации“ , настоящим целлулоидным праздником рабства и измены». Он резюмировал причины своей неприязни к фильму:
«Боги и генералы» выводят на большой экран основные темы мифологии «Проигранного дела», над решением которых профессиональные историки работают уже полвека. В мире «Богов и генералов» рабство не имеет ничего общего с делом Конфедерации. Вместо этого конфедераты благородно борются за свободу, а не против нее, о чем снова и снова напоминают зрителям один белый южный персонаж за другим .
Современные историки в подавляющем большинстве согласны с тем, что отделение было мотивировано рабством. Было множество причин для отделения, но сохранение и распространение рабства, несомненно, было самой важной из них.
По словам историка , каждая сторона поддерживала права штатов или более сильную федеральную власть только тогда, когда ей это было удобно . Стэмпп привел вице-президента Конфедерации Александра Стивенса в качестве примера лидера Юга, который, когда началась война, сказал, что рабство является «краеугольным камнем Конфедерации», но после поражения Конфедерации сказал в « Конституционном взгляде на позднюю войну между штатами» , что война была не из-за рабства, а из-за прав штатов. Стивенс стал одним из самых ярых защитников мифа о «Проигранном деле» .